Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормальное и патологическое в развитии общества. Аномия
В связи с постановкой и анализом теоретических проблем общества и личности Дюркгейм выдвигает проблему нормального и патологического. Исследование общественного здоровья, т.е. нормального состояния общества, в отличие от патологического, позволяет избежать произвольности в практи-ческом применении отдельных научных открытий, служит связи науки и практики. Нормальными, по Э.Дюркгейму, являются все отправления социального организма, которые вытекают из условий его существования. Преступления и другие социальные болезни, которые наносят вред обществу и вызывают осуждение, отвращение, являются вполне нормальными, ибо коренятся в определенных социальных условиях и поддерживают полезные и необходимые обществу отношения. Отрицательные последствия преступления, например, нейтрализуются системой наказания, и общество продолжает существовать и функционировать. Внешний, непосредственно воспринимаемый объективный признак, который позволил бы отличить нормальное и патологическое, заключается в его всеобщности, широкой распространенности, что, в свою очередь, является показателем общественного здоровья. Э.Дюркгейм писал: «Мы будем называть нормальными факты, обладающие формами наиболее распространенными; другие же назовем болезненными или патологическими». Отсюда следует, что «нормальный тип совпадает с типом средним и что всякое уклонение от этого эталона здоровья есть болезненное явление». Принцип историзма помогает лучше понять сущность проблемы. Условия здоровья или болезни общества не могут быть определены абстрактно и абсолютно. Факт может быть назван нормальным или патологическим лишь по отношению к данному общественному виду. Нормальное, например, для дикаря не всегда нормально для цивилизованного человека, и наоборот. Более того, социальный факт может быть назван нормальным не вообще, скажем, для буржуазного общества, а лишь относительно определенной фазы его развития. Поскольку преступление встречается во всех или в большинстве обществ, оно рассматривается Дюркгеймом как нормальное, как элемент социального здоровья. А вот некоторые явления, которые являлись общими во всех развитых обществах в конце XIX столетия, такие, например, как повышение числа самоубийств, ослабление их морального осуждения, некоторые типы экономических кризисов и т.д., квалифицировались им как патологические. Уточняя и конкретизируя свои идеи, Дюркгейм объяснял: социальный факт является нормальным, если он может быть найден внутри всех или.большинства обществ одинакового типа, находящихся неодинаковой стадии развития, пока более детальное исследование не покажет, что критерий универсальности является ошибочным. Социальный факт нормален, когда его общность основана на условиях функционирования данного типа общества. В логике автора как бы подспудно присутствует идея о том, что, пока общество справляется с болезнью, она является нормой. Но когда болезнь нарушает функционирование общества, приводит его к деградации, у него нет ни сил, ни средств бороться с болезнью, которая становится патологией. В третьей части своей работы «О разделении общественного труда» Дюркгейм выделяет «ненормальные» формы разделения труда, вызванные, по его мнению, слишком быстрыми темпами социального развития. Он выделяет следующие болезни буржуазного общества: рост противоречий между трудом и капиталом; анархия производства; социальное неравенство и неадекватная организация разделения труда; «аномия» и др. Понятием «аномия» он обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума и кризисных периодов развития общества. Это значит, что старые социальные нормы и ценности уже не работают, а новые отсутствуют или еще не полностью установились. Объясняя «аномию», Дюркгейм выделяет в качестве главного такое общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида, т.е. разработанность правил, регулирующих отношения между социальными функциями. «Аномия» с особой силой проявляется в кризисные периоды развития экономики, когда обостряются противоречия между классами, группами, индивидами и обществом, происходит искажение или полный упадок общественных функций. «Аномия» может проявляться и в переходном состоянии общества, когда разрушение старого, привычного намного опережает созидание. Дюркгейм видел выход из «аномии» в развитом экономическом планировании и нормативной регуляции экономических отношений, осуществляемой корпорациями. Исследование причин самоубийства в специальном труде «Самоубийство» дало Дюркгейму большой материал для выявления черт общественного кризиса, ибо самоубийство представлялось ему одной из тех форм, в которой передается коллективная болезнь общества. Только в свете «аномии» можно понять сущность феномена самоубийства. Особенно следует выделить воздействие таких патологических явлений, как экономические кризисы, плохое приспособление трудящихся к условиям жизни и работы, необузданность требований индивидов по отношению к коллективу. Хотя самоубийство имеет много причин (в том числе психологических), но причины, связанные с «аномией», занимают центральное место. Такие самоубийства характеризуются Дюркгеймом как анемические. Проблема самоубийства для Дюркгейма имела более широкое и важное значение, чем простое выявление «ненормальных» форм разделения труда. Исследуя данную проблему, он имел возможность собрать и проанализировать обширный статистический материал, выявить «ясно очерченную группу фактов». Такая работа позволяла социологу перейти от общих рассуждений по поводу «социальных явлений» к аргументированному доказательству возможности существования социологии как науки. Речь шла о применении к эмпирическому материалу основного принципа социологии — изучение социального факта как «вещи», признание существования особой внешней реальности, которая принудительно воздействует на человека. Литература Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: 1993. Гофман А.Б. О социологии Э.Дюркгейма. // Э.Дгоркгейм. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: 1991. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: 1991. Дюркгейм Э. «Ценностные» и «реальные» суждения // Социс. — 1991. —№2. История социологии в Западной Европе и США. М.: 1993. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: 1977- Контрольные вопросы В чем суть социологического метода и «социологизма» Э.Дюркгейма? Какую роль в социологической теории Э.Дюркгейма играет его теория социальных фактов? Что такое морфологические и духовные социальные факты? Как решает Э.Дюркгейм проблему соотношения личности и общества? Какова связь проблем разделения труда и социальной солидарности в социологической теории Э.Дюркгейма? Какое место в социологии Э.Дюркгейма занимают проблемы религии? В чем смысл нормального и патологического состояния общества у Э.Дюркгейма? Что такое «аномия»? Date: 2015-05-09; view: 2085; Нарушение авторских прав |