Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Программы действий 6 page
Анализ Вебера обоснованно доказал, что такого рода этика и такое отношение к деньгам послужило очевидным базисом успеха для многих раннекапиталистических предпринимателей. С этим анализом в определенной мере пересекается и тот факт, что описания истории отечественного предпринимательства (см. 12, 46) также свидетельствуют: в "дореволюционной" истории российского бизнеса наиболее успешно проявили себя носители старообрядческих традиций, чьи каноны истового трудолюбия и бережливости оказались во многом близки положениям протестантизма. Однако было бы слишком большим преувеличением утверждать, что такое отношение к делу и деньгам является единственно возможным для бизнеса. История показывает, успех в предпринимательстве мог быть достигнут не только за счет истового трудолюбия или не менее истовой экономности, но и многими другими средствами. В том числе и средствами не столь этически чистыми. Существует и иная крайность в отношении к деньгам и вокруг денег, которую в своих великолепных сценариях "игр, в которые играют люди", описывает специалист по трансакционному анализу Эрик Берн. Таков, например, сценарий игры "Попробуй, получи с меня", в которой "игрок", постоянно занимающий у других деньги и использующий их в своих целях, всевозможными средствами стремится оттянуть момент их отдачи или вовсе избежать его. Несмотря на внешне неблаговидный образ действий и определенный риск, связанный с ним, действующий по этому сценарию человек психологически выигрывает независимо от исхода игры. Если измученный кредитор отстает от "игрока", то он выигрывает деньги; если же отчаявшийся кредитор под нажимом получает деньги обратно, то "игрок" получает моральное удовлетворение от того, что заставил кредитора действовать жесткими методами и тем самым подтвердил внутренне важный для себя тезис об алчности и безжалостности других людей, благородству и порядочности которых нельзя верить. В последнем случае "игрок" получает выигрыш в другой психологической игре, известной под названием "Попался, сукин сын". Этот "классический" сценарий, описанный Берном, в реальной жизни может иметь многочисленные разновидности и вариации. "Когда мои родственники узнали, что у меня хорошо пошло дело, - рассказывал нам руководитель производственно-торговой фирмы, - они приехали и попросили помочь: им надо было срочно переезжать оттуда, где уже назревали серьезные национальные конфликты. Мне как раз требовалось развивать новое производство, так как я уже приобрел в этих целях полуостановившийся цех одного из "мертвых" предприятий. Я дал им не только деньги на переезд и обустройство, но и предложил им само это направление деятельности, с тем чтобы они смогли решить проблемы с работой и могли зарабатывать деньги. Однако сами они не справлялись ни с налаживанием производства, ни с постановкой управления, а только все время просили у меня новых средств, якобы для решения необходимых задач. Потом я узнал, что эти деньги они вкладывали не в организацию бизнеса, а в свой дом, машины для всех членов семьи и так далее. Сейчас, когда прошел уже год, я понял, что дело там не пойдет, и сделал попытку передать этот бизнес другому управляющему, потому что это производство мне крайне необходимо. Но тут же на меня стали выливать целые ушаты грязи - что это я коварно сорвал их с насиженного места, лишил их любимой работы, заставлял целый год "горбатиться" на себя, а теперь еще и вовсе собираюсь оставить без всяких средств к существованию..." Большинство "игр, в которые играют люди", как известно, симметричны. Естественной противоположностью игре "Попробуй, получи с меня" является игра "Попробуй, не заплати мне", где игрок рискует потерять деньги, но выигрывает в азарте охотника, преследующего свою дичь. Увлечение этой погоней может достигать очень высоких степеней, и, как справедливо пишет Берн, "различные игры, связанные с деньгами, обычно имеют очень серьезные последствия. И если наше описание таких игр выглядит поверхностным, то совсем не потому, что оно касается мелочей, а потому, что в основном вскрывает мелочные мотивы, которыми руководствуются люди в весьма серьезных делах" (7, с. 65). Сухая статистика сегодняшних дней свидетельствует, что во множестве криминальных ситуаций, связанных с отношениями должников и кредиторов, инициаторами преступных действий практически в равной мере могут оказаться как те, так и другие: одни - чтобы вернуть деньги, другие - чтобы избавиться от необходимости возвращать долг. Индивидуальные вариации темы отношений к деньгам и отношений вокруг денег могут быть чрезвычайно многообразны. Попробуем все же внимательнее посмотреть на практику современного бизнеса, с тем чтобы попытаться обнаружить в ней определенные закономерности "денежных отношений", связанные как с логикой становления бизнеса, так и с логикой внутреннего развития личностных свойств бизнесмена. "Дайте мне миллион..." Отношение к деньгам в бизнесе можно во многом уподобить отношению профессионального военного к своему оружию. Оружие - это то, без чего практически немыслима реализация военным своей задачи. Чем более совершенно оружие, чем большей мощностью или более широким набором боевых качеств оно обладает, тем больше возможностей и уверенности возникает при достижении боевых целей. В то же время, любое оружие требует внимательного к себе отношения, соблюдения множества хорошо известных каждому профессионалу правил "техники безопасности", иначе оно с легкостью может причинить вред самому его владельцу. Каждый профессиональный военный испытывает глубокую подсознательную любовь к своему оружию, в природе которой психоаналитики могут отыскать самые фантастические корни, от простой компенсации неуверенности в себе до внутреннего стремления к власти и могуществу. Безоружный военный - это своего рода нонсенс, с которым ассоциируется либо поражение, либо временное отстранение от дела. Аналогичный нонсенс - это бизнесмен без денег. И даже самое начало бизнеса уже требует определенного денежного или иного капитала, который мог бы послужить толчком для дальнейшего развития дела. Поэтому острейшая проблема для тех, кто начинает свой путь в бизнесе, - это вопрос о том, как раздобыть начальный капитал, который позволил бы реализовать все перспективные идеи и начинания. " Дайте мне миллион, - горячился один из начинающих предпринимателей, - и я разом решу все проблемы. У меня есть отличная идея по поводу того, как раскрутить замечательное дело. Только я об этой идее не хочу рассказывать никому. Иначе любой дурак возьмет ее и использует. Всегда есть много желающих за просто так взять хорошую мысль и использовать ее самому..." В данном примере сказано "один из предпринимателей", но на самом деле приведенный в качестве единичного случая пример более чем типичен для многих, мечтающих о создании своего бизнеса. Обычное убеждение таких людей - что все дело только в начальном капитале, и чем больше будет исходная сумма, тем проще будет развивать дело, потому что, как всем известно, "деньги делают деньги". Эта поговорка, разумеется, абсолютно справедлива. С одним маленьким уточнением, которое хорошо видно из проповеди Б. Франклина. Деньги не сами по себе делают деньги - этот процесс происходит все же с некоторой помощью того, кто занимается такой работой, и сильно зависит от его индивидуальных качеств, способностей, отношения к делу, самим деньгам и так далее. Ситуация, с которой нам все чаще приходится сталкиваться сегодня на практике, - это отчетливое различие положения бизнеса у тех, кто начинал развивать его на своих собственных, обычно весьма незначительных исходно средствах, и у тех, кто таки умудрился получить заветный миллион или несколько миллионов с самого начала дела в качестве своеобразного подарка от "доброго дяди". Благо, что в России начального периода становления предпринимательства это было совсем не так уж сложно. Мы все чаще видим, как те, кто начинал с нескольких сотен или тысяч рублей, с покупки простого копировального аппарата, литьевой машины для изготовления расчесок, с подращивания саженцев или чего-либо еще в таком же роде, сегодня формируют развернутый и устойчивый бизнес, все чаще и чаще выходя на лидерские позиции в своей нише рынка. В то же время те, кто получил миллионы и, как правило, в первую очередь потратил их на создание великолепного антуража для своего бизнеса - шикарные офисы, рекламную продукцию, набор многочисленных сотрудников, - сегодня, наоборот, один за другим попадают в затруднительное положение, теряя позиции и ломая голову над вопросом, как сохранить привычное великолепие форм в условиях острой нехватки средств. Понимание того, что в зазоре процесса "деньги делают деньги" находится еще и действующий человек, и что от его деловых качеств во многом зависит шансы на успех бизнеса, - аксиома для профессиональных инвесторов. Ни один серьезный кредитор в обществе с развитой экономикой не дает денег под чистое желание, идею или уверенность человека в том, что он запросто может "сбацать" бизнес, были бы только начальные капиталы. Обычная процедура кредитования предусматривает, прежде всего, серьезную проверку идеи бизнеса в развернутом бизнес-плане, и в этом смысле тот, кто не готов ее открыть, просто обречен оставаться с ней один на один как известный персонаж с разукрашенной торбой. Но даже если в бизнес-плане все сделано на вызывающем доверие уровне, остается еще один момент, который проверить уже гораздо труднее, а ведь он-то, собственно, и составляет главный риск инвестиции - это деловые и моральные качества предпринимателя. О чем-то здесь может рассказать его предыдущая биография, о чем-то - отзывы других людей, но ни одно из этих средств не дает гарантии успеха мероприятия. Вспомним, например, бизнес-план кафе "Мифида". Это был очень хороший бизнес-план, но в реальной жизни автор проекта, послуживший прообразом этой истории, все-таки потерпел неудачу, не сумев выстроить отношения с персоналом, который, в свою очередь, своим отношением к работе "помог" быстро развалить все благие начинания ресторатора. Деньги на начальном этапе развития бизнеса - это одновременно и необходимое условие выживания, и цель деятельности. Ни один предприниматель не может чувствовать себя спокойно, не заработав необходимого минимума средств, который позволит ему развить и укрепить бизнес, сделать его еще более устойчивым и незыблемым. Впрочем, последовательная работа по "укреплению" бизнеса вскоре показывает предпринимателю: его надежды на то, что, зарабатывая много денег, можно быть спокойным за будущее и судьбу дела, - не более чем простая иллюзия. Растет бизнес, но одновременно возрастает и цена риска, цена возможных ошибок, в конце концов - цена его содержания и поддержания на требуемом уровне. И случающиеся каждый год падения крупнейших и, казалось бы, незыблемых вековых корпораций только подтверждают идею о неустойчивости сущего в мире бизнеса. Тем не менее, в процессе погони за развитием и чувством стабильности многие бизнесмены приобретают иное важное ощущение. Вместо уверенности во всесилии денег к части из них приходит уверенность в силе своих способностей: "В конце концов, я понял, что даже если развалится это дело, я начну другое. Я уже понял, что деньги я всегда смогу заработать". "Я перестал думать о деньгах после того, как заработал свой первый миллион," - сообщают нам в своих интервью самые разные представители бизнеса. Такое изменение отношения к деньгам у тех, кто уже достиг в бизнесе ощутимых успехов по сравнению с начинающими предпринимателями, хорошо заметно не только из множества наблюдений, но и из посвященных этой теме специальных исследований. Таково, в частности, исследование О. Дейнеко, который на основе специализированных тестов сравнивал отношение к деньгам у высокооплачиваемых бюджетных сотрудников, банкиров и начинающих предпринимателей. Из результатов этой работы следует, что между высокооплачиваемыми бюджетниками и банкирами существовали лишь очень незначительные различия. И те, и другие относились к деньгам спокойно, при этом банкиры лишь (вот оно, влияние бизнеса, где никогда нельзя быть уверенным, что завтра тебе дадут такую же зарплату) строже ограничивали себя в тратах и были лучше осведомлены о том, сколько денег в данный момент находится у них в кошельке. Для начинающих же предпринимателей деньги выглядели как значительно более важная реальность. Они проявили озабоченность практически всеми аспектами денежных отношений, определявшимися в исследовании. Деньги для них были и целью, и стимулом, и результатом, и возможностями, и фактором безопасности, и способом влияния на людей, и формой власти, и социальной ценностью, и - предметом гордости. Иными словами, деньги явно выступали одной из главных детерминант поведения предпринимателей, причем многие из них искренне утверждали, что деньги способны решить все их проблемы, а в своей повседневной жизни ставили деньги выше собственных удовольствий, проявляя готовность ограничивать себя во всем, кроме самого необходимого (см. 23). Возможно, такая картинка предпринимательства выглядит не особенно симпатично. Но к факту, даже если этот факт представлен на примере опроса всего 86 человек, как это было в исследовании О. Дейнеко, лучше относиться серьезно. Что же происходит на этом серьезном переломе между ранним предпринимательством и более поздними стадиями существования бизнеса, что так существенно меняет картину отношения к деньгам? Это вопрос, который, на наш взгляд, заслуживает самого серьезного рассмотрения.
Если отвлечься от чисто экономических проблем, связанных с денежным обращением, вопросами соотношения денежно-товарной массы и им подобных, то нелишне будет напомнить ту простую психологическую истину, что корни большинства трудностей, связанных с деньгами, лежат не в деньгах как таковых, а в отношении к ним человека. Более того, основная часть проблем в отношении к деньгам связана не с богатством, а с бедностью. Как в буквальном, так и в переносном смысле. Деньги вообще - проблема для бедного, а не для богатого человека. Алчность, жадность и зависть к состоянию других, которые традиционно принято ассоциировать с богатством, означают лишь, что человек еще не считает себя достаточно богатым и равняется на других, на тех, у кого денег, вещей или славы, как ему кажется, больше, чем у него самого. И он не может смириться с этим фактом. В каком-то смысле, такие люди, вместо того, чтобы решать задачу обеспечения себя всем необходимым, ввязываются в бесконечную и бесперспективную борьбу сравнений себя с другими - "раз у него этого еще больше, значит, я еще недостаточно хорош". Здесь можно вновь отдать дань мудрости и ясности понимания сути вещей, которая проявляется зачастую у примитивных народов, и процитировать продолжение песнопений африканского народа йоруба, первая часть которых была приведена в виде эпиграфа к настоящей главе. Это - слова приветствия Эйджи, высшему богу богатства в пантеоне богов йоруба: "Человек, который в скудости разделяет нищету со своими друзьями, Именно поэтому главное, с нашей точки зрения, что должно произойти с предпринимателем на его пути к роли успешного бизнесмена, - это преодоление "синдрома бедности", обретение уверенности в себе, в том числе и по части смелого и спокойного распоряжения деньгами. О том, что здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд, свидетельствует, например, такой факт. Примечательная особенность, отличающая основную массу начинающих предпринимателей от опытных бизнесменов, менеджеров и инвесторов, - это отношение к кредитам. Бизнесмены обычно легко относятся к вопросу о кредитах, регулярно ими пользуются, и для них вопрос о кредите - не более чем вопрос технической и экономической целесообразности, "в каком размере и в какой момент времени это будет наиболее эффективно". Для многих же предпринимателей кредит, если только он не предоставляется на безвозвратной или на максимально щадящей основе, как правило, становится очень большой проблемой. (Разумеется, мы не говорим здесь о тех, кто готов брать кредиты "ничтоже сумняшеся", изначально зная, что он и не собирается отдавать его вовсе, или отдаст, если вдруг крупно повезет, и встанет вопрос, куда девать деньги). Причем проблема здесь далеко не "техническая", - у предпринимателей обычно существует достаточно много технических возможностей, чтобы получить требуемые суммы или поэтапно "прожить" необходимую "кредитную историю". Совершенно явно заметно, что для них это - проблема личностного отношения. Многие предприниматели категорически отказываются обращаться к кредитам в принципе, обосновывая это рациональными мотивировками, апеллируя к своей гордости, простому нежеланию или нехватке времени, но за этим отказом стоит отчетливый страх потерять свою только-только обозначившуюся независимость и попасть в долговую кабалу. Зачастую проходит достаточно долгое время, прежде чем предприниматели, осознав это как проблему, тормозящую развитие собственного бизнеса, начинают сознательно работать с этим вопросом, испытывая по ходу дела неимоверные трудности и переживания. "Мы давно головой понимали, что брать кредиты в нашей сфере выгодно, - рассказывал генеральный директор одной из торговых компаний, - Но никак не могли заставить себя заняться этим. Года два избегали любых попыток. В этом году впервые решили попробовать, взяли кредит на месяц и со страха отдали его в первые же два дня. Конечно, понесли довольно серьезные убытки. Но все равно взяли следующий кредит, на этот раз продержались уже две недели. Сейчас работаем с кредитом в третий раз, кажется, удержимся до конца срока, и деньги сумели разместить эффективно, так что у нас это начинает работать". В каком-то смысле, эта история с кредитами является лишь одним из отражений широко распространенной бытовой философии о том, что занимать деньги - неудобно или неприлично. Но ведь, обратим внимание, в большинстве стран нет такой социальной нормы - порицания одалживаний. И чувство "неприличности" вырастает в этом смысле не из реальных оценок окружающих, а из внутреннего чувства неудобства, за которым - ожидание оценки своей несостоятельности или неполноценности. Сохранение подобной установки в бизнесе приводит не только к историям, подобным описанной выше, но и, например, к возникновению серьезных проблем с установлением цен на предлагаемые товары или услуги, с получением денег от клиентов и покупателей. Эта проблема, которая может показаться странной тем, кто работает на рынке товаров с фиксированными ценами, гораздо чаще и ярче проявляет себя на рынке предложения услуг. И одно из ее проявлений мы можем встретить, например, у великого Фрейда. Рассмотрев множество глубинных и скрытых от поверхностного взгляда процессов, происходящих в тайниках человеческой души, Фрейд все же практически не затрагивал в качестве самостоятельного объекта исследования тему отношения к деньгам. И хотя в нескольких своих работах он касался этого вопроса, утверждая, что деньги - один из сексуальных символов и что о них необходимо говорить так же прямо и открыто, как о сексуальных проблемах, сам он так и не уделил им серьезного внимания. Возможно, наиболее примечательное и приоткрывающее завесу над причиной этого пренебрежения его высказывание на эту тему содержится в письме к Флиссу, где Фрейд описывает одну из своих собственных фантазий. (Вспомним, кстати, в этой связи, что Фрейд был частнопрактикующим врачом. И хотя это, конечно же, совсем не то "свободное предпринимательство", которое с полной силой проявило себя через несколько десятилетий, но все же позиция, уже приближающаяся к бизнесу.) В своем письме Фрейд в шутку писал, что ему удалось на расстоянии, главным образом по газетным сообщениям, выявить, какого рода неврозом страдал русский царь Николай II. Теперь, писал Фрейд, он способен вылечить царя, и если бы ему удалось заработать на этом большое состояние, то это позволило бы ему впоследствии даром лечить своих больных (см. 99). Заметим, что при этом Фрейд неоднократно подчеркивал особую роль денег как одного из рабочих инструментов в терапевтическом процессе, и его фантазия, таким образом, отражает совершенно иное чувство - чувство неловкости, стеснения, возникающее от необходимости брать со своих клиентов деньги. Это же чувство неоднократно замечалось нами и нашими коллегами у множества предпринимателей. На одном из профессиональных семинаров канадский бизнес-консультант, работающий в режиме "free-lance", независимого специалиста, выносил эту тему на обсуждение как отрефлексированную им собственную проблему. "Мне трудно спрашивать с заказчика деньги, которых стоит моя работа. Я очень стесненно чувствую себя в переговорах о цене и слишком часто от этого стеснения соглашаюсь на необоснованные скидки, которые сильно затрудняют потом работу". Проблема переживалась им настолько серьезно, что он вынужден был сочинить для себя особую "молитву", которую он читает про себя в процессе переговоров с очередным заказчиком для преодоления этого психологического барьера: "Во Вселенной есть все, что нам нужно. Но и "молитва" не всегда помогала ему преодолеть себя... Однако стеснение в переговорах о ценах - не единственный возможный вариант проявления внутренних проблем в отношении к деньгам. Как это характерно для психологических проблем вообще, одна и та же трудность может проявлять себя как прямым, так и совершенно противоположным образом. Таким противоположным стеснению и неловкости вариантом внутренней установки может быть позиция: "Хочу быть богатым, и сразу". Внешне эта установка выражается в "заламывании" невероятно высоких цен на свою продукцию или услуги, причем за такой ценой явно не стоят никакие экономические расчеты или обоснования, кроме откровенного желания "продавца". Можно было бы привести множество примеров подобного поведения, они широко известны и нашли отражение даже в фольклоре, - вспомним, к примеру, историю продавца курицы, рассказанную в качестве эпиграфа к разделу о маркетинге. Путь предпринимателя, объективные требования к его действиям со стороны заказчиков и партнеров, наконец, требования самого бизнеса рано или поздно помогают большинству предпринимателей преодолеть эти барьеры. Редко у кого из тех, кто в первый раз брал в руки оружие или садился за руль автомобиля, не дрожали от волнения (и страха) конечности. То же происходит и с теми, кто впервые приближается к большим деньгам, которые таят в себе не меньшую внутреннюю мощь. Со временем это проходит, и тревожные поначалу ситуации становятся рядовыми и привычными. Но проходит не всегда и не у всех. Поэтому особый интерес представляет рассмотрение предельных, в чем-то даже патологических вариантов отношений к деньгам в бизнесе, поскольку именно крайние варианты часто обнажают истинные причины и истоки множества гораздо более рядовых и повседневных проблем.
При всех многочисленных трудностях, существующих у предпринимателей в отношениях с деньгами, они могут выглядеть как сущий пустяк по сравнению с некоторыми ситуациями, возникающими в тот момент, когда предприниматель, казалось бы, добивается своей цели и получает тот самый "миллион", то есть очень и очень большие деньги, о которых он мечтал изначально. Оговоримся сразу, что значительная часть предпринимателей проходит через этот этап относительно безболезненно, поскольку весь предыдущий опыт выживания и пробивания к поставленной цели уже закалил их и позволил вполне объективно оценивать свои возможности и силу денег. И тем не менее, можно встретить случаи, возникающие, как правило, именно на гребне первых финансовых успехов, о которых сторонние наблюдатели, партнеры или сотрудники предпринимателя обычно говорят: "Человек испортился". В среде бизнеса для обозначения того же состояния чаще употребляется короткий и емкий термин - "звездная болезнь". Проявляется эта болезнь на удивление стандартно. "Заболевающий" ею человек становится невыносимо заносчив, не терпит ни малейших противоречий собственному мнению, с удовольствием при случае "растирает в порошок" окружающих, доказывая их полную несостоятельность, швыряет деньги налево и направо, стремясь произвести впечатление на других, часто делает нелепые, но вызывающе роскошные приобретения и т.д., и т.п. Так происходит до тех пор, пока сам он, незаметно для себя, не оказывается практически в полной изоляции, став невыносимым для других. Парадоксально, что человек при этом вовсе не выглядит мрачным мизантропом, для которого характерны подобные формы поведения. Как раз наоборот - болеющие "звездной болезнью" зачастую очень живы, улыбчивы, энергичны и при поверхностных контактах привлекают своей энергией и лучащимся оптимизмом. Свои "наезды" на окружающих они делают вовсе не со зла - это просто и естественно вырывается из них в какой-то момент, скорее, на уровне любопытного изумления: "А это что еще за козявки?". В литературе существует одно блестящее описание развития этого синдрома. К сожалению, это вовсе не психологическое исследование, а замечательный роман-сказка Николая Носова "Незнайка в Солнечном городе"(см. 61). Как известно, сюжет этой истории раскручивается вокруг событий, происходящих с героем после получения им волшебной палочки. Точнее, начинается он еще с мечты героя о волшебной палочке. Примечательно, что удовлетворение этой мечты становится возможным только при условии, что герой должен не думать о ней как о цели, а просто совершать необходимые ему дела. О том, что и как происходит с героем после того, как он становится обладателем заветной палочки, лучше еще раз прочитать у великолепного психолога Носова, получив при этом массу удовольствия. Отметим лишь, что канва этой истории почти стопроцентно отражает, за исключением лишь канонически положенного для детской литературы "счастливого конца", обычное течение "звездной болезни". Все начинается с простейшей проверки неограниченности своих возможностей на примере давних детских неотреагированных желаний: мороженого - ящиками; машины - самой-самой; немедленного романтического путешествия и жадной беспрестанной смены впечатлений. Затем - вовсе не от злобности героя, а просто под влиянием сиюминутных импульсов или от недостатка времени, чтобы подумать над смыслом своих деяний, встречающиеся на пути люди мимоходом превращаются в ослов, а ослы - в людей, затем разрушается или игнорируется все, что пытается образумить героя или привести его в чувство, а в конце концов вокруг самого героя образуется настолько извращенная, перевернутая с ног на голову система человеческих отношений, что ему больше всего хочется, как можно скорее убежать от нее подальше. Деньги, подобно волшебной палочке, представляют собой такие же концентрированные возможности. По-видимому, возможности денег в сравнении с волшебной палочкой несколько более ограничены, но эти ограничения не столь велики, как хотелось бы полагать тем, кто на словах отказывается от желания обладания ими. Потому что здесь, как и во многих других ситуациях, связанных с острыми психологическими проблемами, надежнее полагаться на мнение тех, кто лично пережил опыт прохождения через проблему и знает о ней не понаслышке. Обладание большими деньгами, подобно обладанию волшебной палочкой, прежде всего, проявляет свойства того человека, который ими распоряжается. Причем далеко не только те свойства, которые он знает в себе, но и те, о существовании которых он, возможно, и не подозревал. Используя терминологию Карла Юнга, деньги, как и власть, способны проявить для человека его "тень", ту скрытую от осознания часть его личности, которая содержит все вытесняемые и не признаваемые им самим догадки о себе. Деньги не зря в течение веков ассоциировали со злом и влиянием сатанинских сил или дьявольским искушением. Деньги - действительно дьявольское порождение, в том смысле, о котором Юнг говорил, что дьявол существует не вовне, но живет в природе человека, и что это - он сам, та его часть, которая скрыта в "тени" и проявляется только в экстремальных обстоятельствах. Обладание же деньгами может стать одним из таких экстремальных испытаний для человека. Встреча со своей "тенью" всегда непроста и неприятна. Человек, который хочет объективно понимать себя, должен быть готов к осознанию и этой сферы своего "я". Но неподготовленность к этой встрече может стать по-настоящему опасной. Читая сегодня в газетах многочисленные объявления, предлагающие быстрое и эффективное выведение из запоя, мы знаем, что в большинстве своем они обращены совсем не к людям, потерявшим работу, но к людям из среды бизнеса и предпринимательства, к тем, кто на фоне достигнутого ими благосостояния вдруг неожиданно для себя срывается в "штопор". И случаи эти, к сожалению, не единичны. Date: 2015-05-09; view: 505; Нарушение авторских прав |