Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Богатые люди. Какие они?





Чем же отличается человек бизнеса, прошедший в своем развитии не только огонь и воду трудностей раннего предпринимательства, но и горнило "медных труб", связанное с успехом, властью и большими деньгами? Человек, который по любым общественным меркам считается если не богатым, то состоятельным человеком?

Прежде чем говорить на эту тему, обратим внимание на важную семантическую тонкость, которая может оказать существенное влияние на восприятие материала данного раздела. В данной главе мы будем часто употреблять термины "богатство", "богатый". С одной стороны, они представляются достаточно естественными и широко употребляемыми словами, хотя истинный бизнесмен с его счетным мышлением может заинтересоваться: а с какой именно цифры человек начинает считаться богатым, а не просто - заработавшим кое-какие деньги, состоятельным и т.п.?

С другой же стороны, важно иметь в виду, что термин "богатый человек", по крайней мере в современной российской культуре, сильно нагружен отрицательными смысловыми оттенками. На это, в частности, своевременно обратила наше внимание специалист Консалтинг-Центра "ШАГ" Ю.Б. Капитанчук, приведя в подтверждение данные небольшого полевого опроса. В этом опросе нескольким десяткам людей задавался один и тот же по сути вопрос, который был представлен в двух слегка различающихся формулировках.

Первая формулировка повторяла заголовок данного раздела и звучала: "Богатые люди. Какие они?" В ответах на него на первые места по частоте упоминаний вышли следующие значения: жадные, уверенные в себе, счастливые; далее в списке также, наряду с "заботящиеся о будущем своих детей", присутствовали и такие слова, как: "нервные", несчастные", "нетерпимые", "самодовольные", "толстые", "сытые" и т.п.. То есть - почти классические буржуи с советских карикатур.

Вторая формулировка была чуть видоизменена и выглядела следующим образом: "Люди, сумевшие заработать много денег - какие они?" И приоритеты ответов на этот вопрос уже существенно отличались - удачливые, трудолюбивые, предприимчивые, счастливые, усталые. Термин "жадный" не был применен в ответах на эту формулировку вопроса ни разу, а среди менее частотных ответов не было практически ни одного с негативным оттенком - только "пробивной", "нерасточительный", но в целом - "достойный уважения".

Таким образом, получилось, что в сегодняшнем общественном сознании быть богатым - плохо, потому что это прочно связано с порицаемой во всех культурах жадностью, самодовольством и нетерпимостью. Хотя при этом человек одновременно может быть и счастливым. Но просто заработать много денег - не становясь при этом богатым? - это для обыденного сознания хорошо и правильно.

Такое противоречивое отношение к обладанию богатством испытывают на себе сегодня и многие российские бизнесмены. В своих размышлениях по этому поводу они делают весьма глубокие психологические наблюдения. Сошлемся в этой связи на примеры из замечательного исследования А.Е.Чириковой лидеров российского бизнеса.

"Богатство, - говорил в одном из интервью некий бизнесмен, - очень ценная вещь. Я когда-то был убежден, что богатство меняет человеческие качества в худшую сторону. Уровень достатка делает людей более черствыми, более злыми. Мы это знали из литературы, из того, что нам внушали и говорили о богатых, и мы к этому привыкли. На практике я убедился, что это полный абсурд. Все как раз наоборот. Я могу сказать это и о себе, и о других. Когда имеешь возможность, почему бы не сделать хорошо другим. Здесь очень важно, как сочетаются в человеке три качества – богатство, зависть, обида. Если последние два не выражены, богатство делает тебя лучше". (97, с. 127)

Однако и привыкнуть к богатству, освоить его как естественное состояние, тоже не так-то легко. Вот строки из другого интервью: "Что касается меня лично, то я не ощущаю никакого отношения к богатству. То, что я не умею делать – тратить деньги. Это должно быть с детства. Настоящее восприятие богатства приходит в третьем поколении. Надо иметь желания, соответствующие деньгам, а они не возникают…" (97, 126).

В данной книге у нас нет возможности каждый раз заменять термин "богатый" (бизнесмен, человек и т.п.) эвфемизмом "заработавший много денег". Мы просто имеем в виду одно и то же, и слово "богатство" в этой работе не нагружено оценочно. Богатство - это просто некая констатация того факта, что человек так или иначе стал обладателем большой суммы денег, предоставляющих ему соответствующие возможности в жизни и в бизнесе. И следующий вопрос, которым мы хотим в этой связи задаться: существуют ли какие-то характерные признаки и психологические свойства у таких людей?


На этот вопрос трудно ответить однозначно и обоснованно. Прежде всего по той причине, что серьезных исследований этой темы немного. Тема отношения к деньгам выявляет множество интригующих загадок, и одна из них - это отношение психологии к данному предмету. Несмотря на совершенно очевидную высочайшую роль и значимость денег в повседневной жизни человека, психологи в своем отношении к этой теме демонстрировали скорее дружное вытеснение, нежели серьезный профессиональный интерес. С этого признания обычно и начинаются те немногочисленные работы, которые появляются в данной области (см. 23, 124).

В ситуации, где у нас нет данных академических исследований, остается обращаться к работам практиков. И в них мы можем обнаружить много статистически не подтвержденной, но наводящей на серьезные размышления информации.

Одна из наиболее обстоятельных и глубоких работ такого типа представлена, например, в книге доктора Сиднея Леккера, ведущего популярные в США "группы психологического здоровья" и работающего в них со множеством бизнесменов и высокооплачиваемых профессионалов: адвокатов, управляющих, консультантов, биржевых игроков и т.п. (132). Термин, которым Леккер называет посетителей своих групп, достаточно примечателен: "Money Personality", что в контексте его работы лучше всего перевести как "личность, притягивающая деньги". Задавшись вопросом о том, есть ли что-то такое, что отличает таких людей от многочисленных других категорий его клиентов, С. Леккер отвечает утвердительно и выделяет, как минимум, 7 личностных особенностей, составляющих, по его мнению, "differentia specifica" этих людей. К этим свойствам относятся следующие:

1. Такие люди не боятся величин. Их не смущают ни большие числа, ни огромные проекты, ни высокие люди или большие авторитеты рядом с собой.

2. Эти люди знают, как устанавливать простые цели. Они знают цель и миссию своего бизнеса и не отвлекаются на задачи, не совпадающие с центральной линией развития своего предприятия.

3. У этих людей наблюдается специфическая черта в мышлении, известная психологам-когнитивистам как "независимость от поля". Иными словами, их не смутишь изобилием фоновых деталей в процессах обсуждения и планирования. Когда другие люди видят в чем-то путаницу или нагромождение данных, финансово успешные личности быстро выхватывают из этой мешанины ключевые куски информации.

4. "Money Personalities" отличает также развитое абстрактное мышление, они способны в уме конструировать и манипулировать сложными построениями, связывающими свои организации, функции и продукты.

5. Вместе с тем, эти люди обладают толерантностью к неопределенности и способны двигаться вперед на основе неполной информации. В результате они чаще других оказываются первыми в достижении приза, а это в свою очередь приносит им уважение других людей, желающих последовать за ними в будущем.


6. Возможно, считает С. Леккер, наиболее существенная черта финансово успешных людей - это их уникальное чувство тотальной ответственности. Хотя они прекрасно понимают важность делегирования власти другим людям, они ясно осознают также, что никто не может делегировать чувство ответственности. Если какие-то дела где-то начинают идти плохо, эти люди знают, что это их дело и их ответственность, и все попытки взаимных обвинений и сваливания друг на друга ответственности обычно умирают за их рабочим столом.

7. Последняя отличительная особенность, наблюдаемая у представителей это категории людей, представляет собой две взаимосвязанные черты. Они не испытывают никакого чувства вины от своего жадного стремления к достижению успеха. И они комфортно уживаются с мыслью о том, что они - выдающиеся люди и имеют право на выдающееся богатство, может быть, даже большее право, чем кто-либо иной.

Таким образом, важная особенность успешного бизнесмена, человека, сумевшего получить в результате своей деятельности большие деньги, - это отсутствие страха перед деньгами и их возможностями, уверенность в себе и в том, что он - достойный обладатель всех тех возможностей и благ, которые деньги несут с собой. И - все то же острое чувство ответственности. Чувство, о котором в том или ином варианте заявляют практически все, достигшие достаточно высокого уровня в бизнесе. Чувство, которое сначала распространяется на себя, затем - на ближайших людей и, наконец, на общество.

"Деньги, которые на первом этапе так хотелось заработать, - пишет известный российский предприниматель Каха Бендукидзе, глава концерна НИПЕК, - деньги на личное потребление сейчас не так важны. Они просто мерило успеха... Разориться страшно, но не потому, что лишишься средств к существованию, самое страшное - позор, несостоятельность, то, что массы людей, которые сейчас обеспечены, окажутся на улице..." (8, с. 29).

При всем уважении к масштабам российского бизнеса следует все же признать, что уровень деятельности отечественных бизнесменов и их влияния на окружающую социальную среду пока далеко не сопоставим с тем, что демонстрируют многие представители западного бизнеса. Как, например, это делает сегодня Билл Гейтс и другие лидеры компьютерного бизнеса, на наших глазах создающие и постоянно видоизменяющие мощный рычаг развития современной культуры - мир компьютерных программ, Интернета, всеобщей информационной сети, мир виртуальной реальности и т.п. Причем, они не только создают этот мир, но и активно включены в дискуссию о смысле и социальных последствиях производимых ими изменений.

Но эта дискуссия еще не стала фактом истории, и потому здесь трудно сохранить позицию нейтрального наблюдателя. Надежнее рассмотреть тему связи денег и социальной ответственности на примере другого крупнейшего бизнесмена - отца автомобильной промышленности США, поднявшей в свою очередь всю американскую экономику, Генри Форда. Того самого Форда, который делом своей жизни считал вовсе не производство автомобилей, как это традиционно принято считать, а создание новых принципов трудовых отношений, новой идеологии бизнеса, где низкие цены на производимые продукты должны были сочетаться с высоким уровнем оплаты труда, что позволяло в итоге резко расширить потенциал спроса и предложения, оживить течение крови в жилах национальной экономики. Но это предъявляло одновременно к бизнесмену жесточайшие требования по части экономичности, организованности и рентабельности его производства.


"Алчность к деньгам, - писал Форд, - вернейшее средство не добиться денег. Но если служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, то деньги сами собой появляются в избытке. Деньги, вполне естественно, появляются в итоге полезной деятельности. Иметь деньги абсолютно необходимо. Но нельзя забывать при этом, что цель денег - не праздность, а умножение средств для полезного служения " (86, с.18).

"Квинтэссенция моей идеи в том, что расточительность и алчность тормозят истинную продуктивность... Алчность есть род близорукости. Цель моя состояла в том, чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью... Равным образом, цель моя в процессе такого производства - уделять максимум заработной платы, иначе говоря, сообщать максимальную покупательную способность...В результате, - пишет Форд, - мы в состоянии привести наш продукт в соответствие с покупательной способностью. Основанное нами предприятие действительно приносит пользу... " (86, с. 23).

Подводя итоги теме, обсуждавшейся в данном разделе, следует сказать, что она приводит нас, как минимум, к двум важным для понимания психологии бизнеса положениям.

Первое из них относится к традиционному установлению связи между терминами "бизнес" и "индивидуализм". Эта связь абсолютно бесспорна только в том смысле, что любой бизнесмен или предприниматель априори начинает работать на свой собственный интерес. Но эта же связь становится чрезвычайно интригующей, если слово "индивидуализм" превратить в слово "индивидуальность". И тогда окажется, что бизнес с самых начальных стадий своего развития просто вынуждает человека, им занимающегося, либо реально приходить к осознанию своей индивидуальности, своих особых желаний, стремлений, возможностей и свойств, либо жестко может наказать его за пренебрежение этой индивидуальностью, поставив перед фактом "встречи с тенью" или, хуже того, поместив в ситуацию "экзистенциального вакуума".

Второе же состоит в том, что осознание и развитие собственных индивидуальных устремлений предпринимателя в процессе становления бизнеса идет параллельно и неразрывно с осознанием и развитием его ответственности, которая начинается с ответственности только за себя и свое дело на начальных этапах предпринимательства, затем перерастает в ответственность за ближайшее социальное окружение, а в перспективе - и за весьма масштабные социальные процессы и явления. Как именно бизнесмен решает для себя эти вопросы ответственности - особая тема, которая уже далеко выходит за рамки данной главы.

Глава 19. ЭТИКА БИЗНЕСА


"Если ты не смог обмануть дурака, то где ты найдешь
такого умного человека, которого смог бы надуть?"
Народная поговорка племени йоруба

 

В большинстве работ, посвященных бизнесу, обращает на себя внимание то обстоятельство, что обсуждению вопросов этики бизнеса традиционно отводится самый последний и обычно не самый большой по объему раздел. В какой-то мере и мы разделим эту традицию. Хотя для нас, в соответствии с английской поговоркой "last but not least", этот раздел - последний по очереди, но далеко не самый последний по значимости. Он попал на это место потому, что понять этику бизнеса невозможно, не обсудив существенные особенности самой этой деятельности, перипетий человеческих отношений, возникающих вокруг бизнеса, различия индивидуальных особенностей и позиций, оказывающих влияние на поступки людей, участвующих в бизнесе.

Анализ проблем этики бизнеса предполагает различные повороты этой темы. Можно говорить об индивидуальных этических различиях людей, действующих в бизнесе. Можно попытаться сравнить этику бизнеса как социального института с этикой других социальных институтов и видов деятельности. Можно ограничиться анализом внутренней, "цеховой" этики, проявляющей себя в отношениях и взаимодействиях бизнесменов.

Мы попробуем в той или иной мере сохранить все эти линии анализа, но в то же время структурировать текст по другим основаниям. Действительно, об индивидуальных этических различиях в бизнесе можно говорить или очень много, или практически ничего, кроме одного единственного тезиса. Этот тезис очень прост: сколько людей в бизнесе, столько здесь и внутренних этик. В чем-то констелляции индивидуальных этических правил пересекаются, в чем-то они могут выглядеть внешне сходными, но никогда нельзя знать, какое именно из этических правил или какая из интерпретаций того или иного правила у данного конкретного человека внезапно окажутся отличными от ваших правил и от вашей интерпретации. И - к каким последствиям это различие приведет.

Сравнение бизнеса с другими социальными институтами легко позволяет увидеть, что представления об этических системах в разных видах деятельности, за исключением, пожалуй, религии, не менее противоречивы и запутаны, чем представления об этике бизнеса. А для того чтобы узнать о "внутрицеховой" этике отношений в бизнесе, лучше раскрыть любую из многочисленных и весьма неплохих работ по деловому этикету, где многие из норм взаимоотношений описаны ярко и четко с приведением необходимых примеров и советов (см. напр. 103).

Поэтому, говоря об этике бизнеса, мы попробуем остановиться на трех ключевых факторах, которые, на наш взгляд, определяют основные ее особенности и могут помочь увязать между собой многочисленные разрозненные факты и наблюдения относительно данной темы.

Нам представляется: главное, что определяет своеобразие и придает внутреннюю стройность и целостность на первый взгляд противоречивой этике бизнеса, заключено в трех неявных этических постулатах: принципе экономической целесообразности, принципе ситуативности и принципе индивидуальной ответственности.







Date: 2015-05-09; view: 583; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию