Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проективный тест (Projective test)
Тест, который, как правило, содержит неясные, двусмысленные стимулы и позволяет испытуемому раскрыть свою личность в реакциях, отличающих его от других людей (например, тест Роршаха, ТАТ). Проекция (Projection). Защитный механизм, при котором один человек приписывает другому (проецирует на него) свои собственные неприемлемые для осознания инстинкты или желания. Проницаемый конструкт (Permeable construct). В системе личных конструктов, описываемой Келли, конструкт, который позволяет вводить в него новые элементы. Прототип (Prototype). Сочетание характеристик, которое лучше всего иллюстрирует принадлежность предмета или явления к определенной категории. Прототип представляет собой идеальный тип, так что члены данной категории не обязательно должны обладать всеми характеристиками прототипа. Процесс (Process). Понятие теории личности, которое указывает на мотива-ционные аспекты личности. Психотизм (Psychoticism). В теории Ай-зенка параметр личности, определяемый склонностью к одиночеству и нечувстви- тельностью (несенситивностью) к людям на одном полюсе и к усвоению норм и обычаев и к проявлению заботы о людях — на другом. Пятифакторная модель (Five-factor model). Формирующийся консенсус среди исследователей черт в отношении того, что существует пять базовых параметров, или факторов, для описания всех черт личности человека. Растягивание (Dilation). В теории личных конструктов, разработанной Келли, расширение системы конструктов для охвата большего количества явлений. Рационализация (Rationalization). Защитный механизм, при котором дается приемлемая причина для неприемлемого мотива или действия. Рационально-эмотивная терапия [Rational-emotive therapy (RET)]. Терапевтический подход, разработанный Альбертом Эллисом; акцентирует внимание на изменении иррациональных убеждений, имеющих деструктивные эмоциональные и поведенческие последствия. Регрессия (Regression). Понятие, введенное Фрейдом для обозначения возврата человека к способам взаимодействия с миром и с собой, которые характерны для более ранних стадий развития. Режим подкрепления (Schedule of reinforcement). В теории оперантного обусловливания Скиннера процент и интервал подкрепления реакций (например, режим подкрепления определенной доли реакций и режим подкрепления через определенные интервалы времени). Репертуарный тест ролевых конструктов (Pen-тест) [Role Construct Repertory Test (Rep test)]. Тест, разработанный Келли для определения используемых человеком конструктов, связей между конструктами и того, как конструкты применяются к оценке конкретных людей. Реципрокный детерминизм (Reciprocal determinism). Взаимные влияния переменных друг на друга (например, Бандура отмечает, что личностные и средовые факторы постоянно переплетаются и воздействуют друг на друга). 566 Основные понятия Роль (Role). Поведение, которое считается должным, соответствующим положению или статусу человека в обществе. Роль выделена Кэттэллом как одна из переменных, которые ограничивают влияние на поведение личностных переменных в сравнении с ситуативными. Самоактуализация (Self-actualization). Фундаментальная тенденция организма актуализировать, сохранять и развивать себя. Понятие, особо выделяемое Роджерсом и другими представителями движения за человеческий потенциал. Самооценка (Self-esteem). Оценка человеком самого себя или его суждение о собственной ценности. Самоподкрепление (Self-reinforcement). В социально-когнитивной теории процесс, посредством которого индивиды вознаграждают самих себя; он включает самооценочные реакции, такие, как похвала или вина. Подобные процессы самоподкрепления особенно важны для саморегуляции поведения на больших временных интервалах. Самопродуцируемые последствия (Self-produced consequences). В социально-когнитивной теории — последствия поведения, которые внутренне продуцируются самим индивидом и играют жизненно важную роль в саморегуляции и самоконтроле. Саморегуляторы (Self-guides). Стандарты, касающиеся Я, которым индивид считает нужным соответствовать. Они складываются в результате раннего опыта научения и имеют важные эмоциональные последствия. Саморегуляция (Self-regulation). Понятие, введенное Бандурой для описания процесса, посредством которого человек регулирует свое собственное поведение. Date: 2015-05-09; view: 573; Нарушение авторских прав |