Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проективный тест (Projective test)





Тест, который, как правило, содержит не­ясные, двусмысленные стимулы и позво­ляет испытуемому раскрыть свою личность в реакциях, отличающих его от других лю­дей (например, тест Роршаха, ТАТ).

Проекция (Projection). Защитный ме­ханизм, при котором один человек при­писывает другому (проецирует на него) свои собственные неприемлемые для осоз­нания инстинкты или желания.

Проницаемый конструкт (Permeable construct). В системе личных конструктов, описываемой Келли, конструкт, который позволяет вводить в него новые элементы.

Прототип (Prototype). Сочетание ха­рактеристик, которое лучше всего иллю­стрирует принадлежность предмета или яв­ления к определенной категории. Прото­тип представляет собой идеальный тип, так что члены данной категории не обязатель­но должны обладать всеми характеристи­ками прототипа.

Процесс (Process). Понятие теории личности, которое указывает на мотива-ционные аспекты личности.

Психотизм (Psychoticism). В теории Ай-зенка параметр личности, определяемый склонностью к одиночеству и нечувстви-


тельностью (несенситивностью) к людям на одном полюсе и к усвоению норм и обычаев и к проявлению заботы о людях — на другом.

Пятифакторная модель (Five-factor model). Формирующийся консенсус среди исследователей черт в отношении того, что существует пять базовых параметров, или факторов, для описания всех черт личнос­ти человека.

Растягивание (Dilation). В теории лич­ных конструктов, разработанной Келли, расширение системы конструктов для ох­вата большего количества явлений.

Рационализация (Rationalization). За­щитный механизм, при котором дается приемлемая причина для неприемлемого мотива или действия.

Рационально-эмотивная терапия [Ra­tional-emotive therapy (RET)]. Терапевти­ческий подход, разработанный Альбертом Эллисом; акцентирует внимание на изме­нении иррациональных убеждений, име­ющих деструктивные эмоциональные и поведенческие последствия.

Регрессия (Regression). Понятие, вве­денное Фрейдом для обозначения возвра­та человека к способам взаимодействия с миром и с собой, которые характерны для более ранних стадий развития.

Режим подкрепления (Schedule of reinforcement). В теории оперантного обус­ловливания Скиннера процент и интервал подкрепления реакций (например, режим подкрепления определенной доли реакций и режим подкрепления через определен­ные интервалы времени).

Репертуарный тест ролевых конст­руктов (Pen-тест) [Role Construct Reper­tory Test (Rep test)]. Тест, разработанный Келли для определения используемых че­ловеком конструктов, связей между кон­структами и того, как конструкты приме­няются к оценке конкретных людей.

Реципрокный детерминизм (Recip­rocal determinism). Взаимные влияния пе­ременных друг на друга (например, Бан­дура отмечает, что личностные и средовые факторы постоянно переплетаются и воз­действуют друг на друга).


566 Основные понятия


Роль (Role). Поведение, которое счи­тается должным, соответствующим поло­жению или статусу человека в обществе. Роль выделена Кэттэллом как одна из пе­ременных, которые ограничивают влияние на поведение личностных переменных в сравнении с ситуативными.

Самоактуализация (Self-actualization). Фундаментальная тенденция организма ак­туализировать, сохранять и развивать себя. Понятие, особо выделяемое Роджерсом и другими представителями движения за че­ловеческий потенциал.

Самооценка (Self-esteem). Оценка человеком самого себя или его суждение о собственной ценности.

Самоподкрепление (Self-reinforce­ment). В социально-когнитивной теории процесс, посредством которого индивиды вознаграждают самих себя; он включает са­мооценочные реакции, такие, как похвала или вина. Подобные процессы самопод­крепления особенно важны для саморегу­ляции поведения на больших временных интервалах.

Самопродуцируемые последствия (Self-produced consequences). В социаль­но-когнитивной теории — последствия поведения, которые внутренне продуци­руются самим индивидом и играют жиз­ненно важную роль в саморегуляции и самоконтроле.

Саморегуляторы (Self-guides). Стан­дарты, касающиеся Я, которым индивид считает нужным соответствовать. Они скла­дываются в результате раннего опыта на­учения и имеют важные эмоциональные последствия.

Саморегуляция (Self-regulation). По­нятие, введенное Бандурой для описания процесса, посредством которого человек регулирует свое собственное поведение.







Date: 2015-05-09; view: 573; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию