Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение





Различное по объему внимание достается и следующим вопросам, касаю­щимся изменения: что изменяется? каковы условия, вызывающие изменение? как протекает изменение? Психоаналитическая теория, акцентирующая изме­нения в отношениях между сознательным и бессознательным и между Оно и Я, особенно интересуется структурными изменениями. Со структурными измене­ниями имеет дело и Келли в своем анализе психотерапии как психологической перестройки жизни. В отличие от них Роджерс больше всего озабочен условия­ми, которые делают изменения вообще возможными. Хотя его исследования тоже касались изменений в структуре личности (например, в расхождении между идеальным Я и Я-концепцией), делалось это с тем, чтобы обзавестись крите­риями для определения эффективности различных порождающих изменения факторов (например, конгруэнтности, безусловной позитивной оценки, эмпа-тического понимания). Келли указал на важную роль атмосферы эксперимен­тирования и установки на открытость, однако пока еще проведено мало иссле­дований, позволяющих определить ключевые факторы, влияющие на создание этой атмосферы и формирование установки.

Процесс изменения личности находится в фокусе применимости прежде всего теории научения. Для объяснения широкого диапазона изменений, свя­занных с многообразием форм психотерапии, используются представления о таких феноменах научения, как угашение реакции, дискриминантное науче­ние, контробусловливание, позитивное подкрепление и подражание. Интерес­но, что, хотя первоначально понятия теории научения использовались для объяс­нения эффектов терапии, связанных с другими теориями, позднее на основе этих понятий в рамках теории научения были созданы собственные терапевти­ческие методы.

Хорошей иллюстрацией подобной терапевтической технологии, выросшей из теории, может служить работа Бандуры по моделированию и направляемому участию. Интересно также отметить, что, хотя терапия или психологическое изменение не являются главной задачей социально-когнитивной теории, им придается все большее значение. На самом деле Бандура считает, что продви­жение в этой области можно с успехом использовать для проверки и подтверж­дения теории в целом.

Конечно, между теориями имеются существенные и фундаментальные раз­личия по вопросу о потенциале изменения. На одном полюсе находится психо­аналитическая теория, которая говорит о том, что основательно изменить лич­ность очень трудно. Этот взгляд базируется на подчеркивании психоаналитика­ми роли структуры и раннего опыта. Если структура имеет такое значение и складывается очень рано, это значит, что существенные изменения в более поздние периоды жизни весьма проблематичны. Многие из ранних теоретиков научения (например, Халл, Доллард и Миллер), особенно те, кто пытался связать теорию научения с психоаналитической теорией, тоже были наст-


Взаимоотношения теории, диагностики и исследовании 553

роены пессимистически в отношении потенциала изменения. Тем не менее более поздние достижения в оперантном научении, социально-когнитивной теории и когнитивной терапии сделали взгляды на изменения более оптимис­тичными. Эти более поздние теоретики мало значения придавали структуре, и наоборот, возможностям изменить поведение — огромное значение. Эти пси­хологи с их верой в свою способность сформировать поведение путем манипу­лирования поощрением и наказанием или через изменение убеждений и атри­буций принадлежат другому полюсу, противоположному психоанализу.

При рассмотрении вопроса о том, как люди меняются, мы снова обнару­живаем значительные различия между теориями по тому, какие именно про­цессы изменения они предпочитают изучать, какие условия изменений акцен­тируют и изменения в каких аспектах личности выделяют. Некоторые из этих различий отчетливо указывают на конфликтующие и соревнующиеся точки зрения, а другие — представляют собой лишь разные термины для описания одних и тех же процессов. И наконец, некоторые различия могут возникать из-за того, что внимание ученых привлекают разные стороны человека. Разобрать­ся в этом — задача как для студентов, так и для специалистов, выбравших данное поле деятельности.







Date: 2015-05-09; view: 568; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию