Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изменение
Различное по объему внимание достается и следующим вопросам, касающимся изменения: что изменяется? каковы условия, вызывающие изменение? как протекает изменение? Психоаналитическая теория, акцентирующая изменения в отношениях между сознательным и бессознательным и между Оно и Я, особенно интересуется структурными изменениями. Со структурными изменениями имеет дело и Келли в своем анализе психотерапии как психологической перестройки жизни. В отличие от них Роджерс больше всего озабочен условиями, которые делают изменения вообще возможными. Хотя его исследования тоже касались изменений в структуре личности (например, в расхождении между идеальным Я и Я-концепцией), делалось это с тем, чтобы обзавестись критериями для определения эффективности различных порождающих изменения факторов (например, конгруэнтности, безусловной позитивной оценки, эмпа-тического понимания). Келли указал на важную роль атмосферы экспериментирования и установки на открытость, однако пока еще проведено мало исследований, позволяющих определить ключевые факторы, влияющие на создание этой атмосферы и формирование установки. Процесс изменения личности находится в фокусе применимости прежде всего теории научения. Для объяснения широкого диапазона изменений, связанных с многообразием форм психотерапии, используются представления о таких феноменах научения, как угашение реакции, дискриминантное научение, контробусловливание, позитивное подкрепление и подражание. Интересно, что, хотя первоначально понятия теории научения использовались для объяснения эффектов терапии, связанных с другими теориями, позднее на основе этих понятий в рамках теории научения были созданы собственные терапевтические методы. Хорошей иллюстрацией подобной терапевтической технологии, выросшей из теории, может служить работа Бандуры по моделированию и направляемому участию. Интересно также отметить, что, хотя терапия или психологическое изменение не являются главной задачей социально-когнитивной теории, им придается все большее значение. На самом деле Бандура считает, что продвижение в этой области можно с успехом использовать для проверки и подтверждения теории в целом. Конечно, между теориями имеются существенные и фундаментальные различия по вопросу о потенциале изменения. На одном полюсе находится психоаналитическая теория, которая говорит о том, что основательно изменить личность очень трудно. Этот взгляд базируется на подчеркивании психоаналитиками роли структуры и раннего опыта. Если структура имеет такое значение и складывается очень рано, это значит, что существенные изменения в более поздние периоды жизни весьма проблематичны. Многие из ранних теоретиков научения (например, Халл, Доллард и Миллер), особенно те, кто пытался связать теорию научения с психоаналитической теорией, тоже были наст- Взаимоотношения теории, диагностики и исследовании 553 роены пессимистически в отношении потенциала изменения. Тем не менее более поздние достижения в оперантном научении, социально-когнитивной теории и когнитивной терапии сделали взгляды на изменения более оптимистичными. Эти более поздние теоретики мало значения придавали структуре, и наоборот, возможностям изменить поведение — огромное значение. Эти психологи с их верой в свою способность сформировать поведение путем манипулирования поощрением и наказанием или через изменение убеждений и атрибуций принадлежат другому полюсу, противоположному психоанализу. При рассмотрении вопроса о том, как люди меняются, мы снова обнаруживаем значительные различия между теориями по тому, какие именно процессы изменения они предпочитают изучать, какие условия изменений акцентируют и изменения в каких аспектах личности выделяют. Некоторые из этих различий отчетливо указывают на конфликтующие и соревнующиеся точки зрения, а другие — представляют собой лишь разные термины для описания одних и тех же процессов. И наконец, некоторые различия могут возникать из-за того, что внимание ученых привлекают разные стороны человека. Разобраться в этом — задача как для студентов, так и для специалистов, выбравших данное поле деятельности. Date: 2015-05-09; view: 568; Нарушение авторских прав |