Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные положения. 1. Используя компьютер в качестве модели, сторонники когнитивной, информационно-процессуальной, теории личности интересуются тем
1. Используя компьютер в качестве модели, сторонники когнитивной, информационно-процессуальной, теории личности интересуются тем, как люди перерабатывают информацию (кодируют, хранят, извлека ют из памяти). 2. Интерес к тому, как люди представляют окружающий мир (физи ческие объекты, ситуации, людей), сосредоточен на категориях, со здаваемых людьми, и на иерархической организации этих категорий. Категории определяются сочетаниями характеристик. Прототип пред ставляет собой идеальный тип, который лучше всего выражает со держание данной категории. 3. Люди определяют сценарии, которые соответствуют конкретным си туациям или категориям ситуаций. Сценарий представляет собой се рии, или паттерны действий, более всего уместные в данной ситуа ции. 4. Люди создают Я-схемы, или когнитивные обобщения относительно самих себя, которые организуют и направляют информацию, свя занную с Я. Подобные схемы сказываются на том, какую информа цию мы считаем существенной для себя и как эта информация упо- Основные положения рядочивается и запоминается. Однажды созданную Я-схему бывает трудно изменить из-за познавательной тенденциозности, направленной на то, чтобы сведения о Я были внутренне согласованными, и связанного с этим стремления получать от других информацию, подтверждающую уже имеющуюся Я-концепцию. 5. Мы имеем дело не с одним-единственным Я, а с целым семейством Я. Это семейство образуется благодаря тому, что мы оказываемся в разных ситуациях и имеем разнообразные возможные Я, содержа щие мысли о том, какими мы могли бы стать, какими хотели бы стать и какими боимся стать. 6. Ключевая составляющая процесса переработки информации о собы тиях — это объяснение их причин. По Вайнеру, есть три параметра причинных объяснений: локус причин (внутренние-внешние), их стабильность (стабильные—нестабильные) и управляемость. Напри мер, человек может думать, что причины событий заключаются в его способностях, старании, сложности задачи или везении. Причинные объяснения оказывают влияние на широкий диапазон психологичес ких процессов, включая эмоции и мотивацию. 7. Организуя информацию, касающуюся людей, индивид создает им плицитную теорию личности, или определенное представление о том, что одни черты связаны с другими. 8. Связь переработки информации с аффектами и мотивацией иллюст рируется понятиями возможных Я, саморегуляторов (стандартов, ко торым человек должен соответствовать), а также исследованиями мо тивов самоподтверждения (самоверификации) и самовозвеличивания. 9. Согласно Лазарусу, стрессовое состояние возникает, когда человеку кажется, что требования ситуации превосходят его ресурсы. Сначала, после первичной оценки ситуации, возникает ощущение угрозы, а затем, после вторичной оценки возможностей справиться с угрозой, развивается стресс. Люди могут использовать способы совладания с ситуацией, ориентированные на проблему либо на эмоции, в зави симости от индивидуальных характеристик личности или от ситуа ционного контекста. Тренинг вакцинации против стресса, разрабо танный Мейхенбаумом, — это процедура обучения, предназначен ная помочь индивиду лучше справляться со стрессом. 10. Когнитивные подходы к психопатологии и изменению предполага ют, что когниции детерминируют чувства и действия, что неадап тивные когниции приводят к проблемным чувствам и действиям и что терапия означает замещение проблемных когниции более реали стическими, адаптивными когнициями. 11. Согласно Эллису, причины психологических затруднений кроются в иррациональных убеждениях. В рационально-эмотивной терапии (РЭТ) используются разнообразные процедуры с целью победить и изме нить эти иррациональные убеждения. 12. Согласно когнитивной модели депрессии, созданной Беком, де прессия обязана своим возникновением когнитивной триаде, состо- 530 Глава 14. Когнитивно-информационные подходы к личности ящей из негативного представления о себе, негативного представления о мире и негативного представления о будущем. Хотя исследования подтверждают наличие таких когниций при депрессивном состоянии, не очевидно, что они именно вызывают депрессию, а не просто сопровождают ее. Когнитивная терапия, по Беку, включает обучение пациента для того, чтобы он начал осознавать негативные спонтанные мысли, чтобы он смог изучить их и бросить им вызов и чтобы он смог заместить их более реалистически-ориентированными, адаптивными когнициями. 13. Последние работы в рамках когнитивно-информационного подхода а) на связи особенностей переработки информации с эмоциями и б) на том, как люди двигаются от мыслей к действию, включая ак в) на межкультурных различиях в процессах переработки информа 14. Когнитивные психологи, занимающиеся личностью, наибольшее вни мание уделяют структуре категорий и процессам умозаключения, а не потребностям или диспозициям. Они обращают внимание на необ ходимость менять отдельные проблемные когниций, а не целостную личностную организацию или отдельные элементы поведения. 15. Когнитивно-информационные подходы к личности тесно связаны с когнитивной психологией, затрагивает важные аспекты личности и вносят ценный вклад в урегулирование проблем со здоровьем и лече ние психологических трудностей. В то же время остаются вопросы, касающиеся использования компьютера в качестве модели челове ческой личности, пренебрежения до недавнего времени аффектами и мотивацией, а также концептуального статуса и клинической эффек тивности когнитивных терапевтических практик. ОБЩИЙ АНАЛИЗ ТЕОРИИ, ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ Date: 2015-05-09; view: 583; Нарушение авторских прав |