Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение информационно-процессуальных подходов с традиционными теориями личности





Теперь, когда мы рассмотрели когнитивные, информационно-процес­суальные, подходы к личности, сравним эти подходы с теми, что были рас­смотрены раньше. Некоторые понятия, конечно, звучат знакомо. Наиболее от­четливо видно сходство с социально-когнитивной теорией. Когнитивный ак­цент этой главы напоминает также о теории Джорджа Келли. Кроме того, можно еще напомнить и о работах Карла Роджерса с его когнитивным акцентом на понятии Я и с его идеями о том, как люди наделяют окружающий их мир значениями.

Отметив сходные моменты, можно в то же время подчеркнуть и принци­пиальные различия. Например, теории Роджерса и Келли родились из клини­ческого опыта, в то время как информационные подходы вышли из экспери­ментальной лаборатории. Роджерс и Келли пытались разработать теорию лич­ности, тогда как представленные здесь работы предпочтительнее было бы назвать подходами к личности, а не теорией. И Роджерс, и Келли интересовались изу­чением отдельных индивидов, в то время как когнитивным психологам прихо­дится еще доказывать ценность своего подхода для понимания индивида или ценность изучения индивида для понимания закономерностей, общих для многих людей.

Даже учитывая то, что Роджерс главным образом подчеркивал значение процесса и изменения, он признавал также и важность структуры, и преем­ственность личности. Когнитивные психологи, как правило, уделяют больше внимания процессу и вариабельности в функционировании личности. Наибо­лее ясно это можно видеть в подчеркивании контекстуализированных Я и се­мейства разных Я, что расходится с утверждением Роджерса, что Я (self) — это единое понятие.


522 Глава 14. Когнитивно-информационные подходы к личности

Различия между информационно-процессуальными и традиционными те­ориями личности (психоаналитической теорией и теорией черт) еще более очевидны и примечательны (табл. 14.3). Центром этих различий является значе­ние, которое традиционные теории личности придают структуре и внутренней согласованности личностного функционирования. В отличие от них сторонни­ки информационных подходов к личности акцентируют внимание на процес­сах и гибкости приспособления, на способности отличать одну ситуацию от другой и соответственно этому управлять поведением. Кроме того, традицион­ные теории личности уделяют гораздо больше внимания человеческой мотива­ции, чем это делают когнитивно-информационные подходы. Как отмечалось выше, эти подходы исходят из того, что люди ищут информацию, а не удоволь­ствие. И последнее, специалисты по когнитивно-информационным подходам отдают предпочтение экспериментальному наблюдению за поведением и свя­зывают понятия о внутренних процессах, таких, как когниции, с поведением, которое можно измерить. Напротив, традиционные психологи-личностники гораздо больше доверяют клиническим наблюдениям (психоаналитическая теория) и ответам на вопросники (теория черт). В соответствии с когнитивно-информационной психологией личности, нам следовало бы изучать структуру категорий личности и процессы умозаключения, а не потребности и диспози­ции; нам следовало бы изучать поведение и когнитивную репрезентацию пове­дения, а не реакцию на вопросники или проективные методики; и нам следо­вало бы объединиться с другими разделами психологии, такими, как когни­тивная и социальная психология, а не настаивать на совершенно независимом существовании.

Таблица 14.3. Прототипические характеристики двух теоретических взглядов на личность

Традиционная теория личности Когнитивные, информационно-

процессуальные, подходы


1. Постоянство и внутренняя согласован-ность личности

2. Обобщенные предсказания поведения человека

3. Акцент на структурной устойчивости

4. Диспозиции, черты, потребности

5. Мотивация и динамика

6. Я (self) как единое (унитарное) поня­тие


1. Различение ситуаций и гибкость пове-

дения (приспособление поведения к

конкретным ситуациям) 2. Предсказания, специфические для каж-

дой ситуации 3. Акцент на процессуальной изменчи-

вости

4. Структуры категорий, системы убеж-дений, стратегии умозаключений, ког­нитивные компетентности

5. Когнитивная экономика и повседнев-ные когнитивные процессы

6. Я (self) как состоящее из множества когнитивных схем


Критическая оценка



КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Ранее мы задали вопрос: удалось ли информационным подходам внести свой особенный вклад в психологию личности? Теперь, рассмотрев некоторые теоретические построения и исследования, какой можно дать на него ответ?







Date: 2015-05-09; view: 698; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию