Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормальная наука: парадигмы
Стадия нормальной науки начинается с принятия подобной парадигмы, или модели, и опирается на ясные научные достижения. Для этой стадии характерно принятие и следование модели, которая определяет, какие проблемы попадают в легитимную область исследования и какими методами их подобает изучать. Происходит более жесткое определение содержания научной дисциплины, исследование все более фокусируется, наблюдения все более ограничиваются, а знание становится более кумулятивным. Каждая новая единица информации служит строительным блоком для следующей. Ученые на этой ста- 534 Глава 15. Общий анализ теории, психодиагностики и исследований АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДЪЕМ И ПАДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ: КАКАЯ ШКОЛА НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНА? Со времени зарождения более ста лет назад научной психологии многие научные школы становились знаменитыми, а затем уходили в безвестность. Сейчас популярно мнение о том, что в научной психологии доминирует когнитивная точка зрения, взявшая верх над психоанализом и бихевиоризмом. Но многие не согласны с тем, что когнитивная революция свершилась: «Повторяющиеся декларации о революции — скорее отражение энтузиазма, с которым многие когнитивные психологи отстаивают свое направление, чем реальное событие» (Friman, Allen, Ker-win & Larzelere, 1993, p. 662). Несмотря на страстные заявления и горячие споры, попыток как-то документально обосновать эти тенденции и эмпирически подтвердить их маловато. Недавние исследования Робинса, Гослинга и Крейка (Robins, Gosling & Craik, 1998, 1999) продвинулись дальше обычных спекуляций на эту тему, измерив исторические тенденции популярности психоанализа, бихевиоризма и когнитивной психологии. (Отметим, что их исследования касаются всей психологии в целом, а не специально психологии личности, поэтому теория черт не включена в разряд самостоятельных школ.) Известность подразумевает привлечение внимания всего научного сообщества, работающего в данной дисциплине, к достижениям научной школы. Отсюда Робине и другие делают вывод, что известность в маги- стральном потоке развития научной психологии (в «мейнстриме») может быть измерена количеством публикаций и ссылок в наиболее влиятельных журналах по общей психологии. Эти журналы-флагманы [например, «Психологическое обозрение» («Psycho-logical Review») и «Американский психолог» («American Psychologist»)} играют двойную роль в психологии. Они и отражают текущие тенденции, и определяют повестку дня на будущее. Таким образом, известность научной школы должна найти свое выражение в количестве статей, опубликованных в журналах-флагманах по темам, связанным с данной школой. Например, если известность когнитивной психологии возрастает, мы должны ожидать роста публикаций, посвященных когнитивной тематике, в ведущих психологических журналах. Чтобы определить количество соответствующих статей, Робине и его соавторы использовали ключевые слова, представляющие темы, находящиеся в центре внимания каждой школы, и затем измеряли частоту, с которой эти ключевые слова появлялись в статьях начиная с 1967 г. Для каждой школы они высчитывали процент опубликованных во флагманских журналах статей, которые включали хотя бы одно ключевое слово, представляющее данную школу. Тенденции публикаций с 1967 по 1994 г. показаны на рис. 15.1. Статьи, относящиеся к когнитивной психологии, появляются в журналах-флаг- Теория на разных этапах развития науки
манах с возрастающей частотой, в то время как число статей, посвященных бихевиористской психологии, падает. Заметим, что рис. 15.1 показывает также, что психоаналитические статьи практически не появлялись в течение всего исследуемого периода. По прошествии последних трех десятилетий — с 1967 г. до настоящего времени — процент «флагманских» публикаций, посвященных когнитивной психологии, увеличился более чем вдвое (от менее 7% до более 16%), в то время как процент статей, посвященных бихевиоризму, за этот период упал более чем втрое, по сравнению с 1967 г. (приблизительно с 9 до 2,5%). В отличие от этих двух школ психоанализ не показал никаких существенных изменений.
Эти данные позволяют сделать по крайной мере три основных вывода: 1. Когнитивная психология одержала верх над бихевиоризмом, самой знаменитой из трех основных школ научной психологии. 2. Несмотря на Процент статей, опубликованных в общепсихологических изданиях и имеющих отношение к трем основным школам психологии. утверждения обратного, бихевиоризм, кажется, находится на спаде. 3. Магистральный поток научной психологии мало внимания уделял психоаналитическим исследованиям, и статьи, относящиеся к психоаналитической тематике, фактически не были представлены в ведущих изданиях на протяжении последних трех десятилетий. Хотя психоаналитические идеи продолжают оказывать влияние на исследования в психологии, современная психоаналитическая литература непосредственно не ассимилируется научной психологией. Если допустить, что психология находится на стадии нормальной науки, то данные Робинса и его соавторов можно было бы истолковать как свидетельство того, что когнитивная школа — новейшая в череде господствующих парадигм. Но этот вывод может оказаться преждевременным, так как требуются дополнительные доказательства, чтобы иметь право заявить о революции, по Куну. К примеру, условие Куна относительно процесса социализации внутри науки требует, чтобы все учебники по научной психологии приняли когнитивную ориентацию и чтобы молодые ученые работали над когнитивными темами. Конечно, этого еще нет (пока), что достаточно хорошо демонстрируется и нашим учебником. Вопрос о том, разовьется ли когнитивная психология в настоящую господствующую парадигму или останется одним из многих конкурирующих направлений, каждое из которых снабжает информацией другие направления и получает информацию от них, пока остается открытым. Источники: Robins, Gosling & Craik, 1998, 1999; Friman, Allen, Kerwin & Larzelere, 1993. 536 Глава 15. Общий анализ теории, психодиагностики и исследований дии несколько связаны традицией и приверженностью принятой модели. Вместо множества конкурирующих школ в данной области знаний их остается очень немного, а то и вовсе — одна-единственная школа. Date: 2015-05-09; view: 567; Нарушение авторских прав |