Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категории для описания ситуаций





Если для категоризации физических объектов существуют некоторые не­зыблемые принципы, то как обстоит дело с другими категориями, например категориями ситуаций? Если поведение действительно находится под влияни­ем воспринимаемой ситуации, то мы должны поинтересоваться тем, как люди организуют информацию, касающуюся ситуаций, и как им удается их класси­фицировать. Действуют ли принципы, установленные для физических объек­тов, также и для ситуаций? В некоторых исследованиях, посвященных данному вопросу, испытуемых просили рассортировать ситуации по категориям, опи­сать характеристики, связанные с каждой категорией, а затем упорядочить ка­тегории по иерархическому принципу (Cantor, Mischel & Schwartz, 1982). При­мер иерархии категорий, получившейся в результате выполнения этого зада­ния, представлен на рис. 14.2.

Выводы, сделанные в этом исследовании, похожи на те, с которыми мы уже познакомились: 1) люди легко могут сформировать иерархическую класси­фикацию ситуаций и найти при этом общий язык друг с другом; 2) люди легко могут описать характеристики, связанные с ситуациями, и прийти к согласию по этому вопросу; 3) прототипы ситуаций, как правило, содержат физические характеристики ситуации, характеристики чувств и личностных особенностей участников, а также их ожидаемые действия; 4) категории ситуаций среднего уровня (например, «Присутствие на вечеринке») особенно богаты деталями и четко отличимы друг от друга.

Сценарии ситуаций. Итак, есть доказательства того, что использование людьми категориального подхода и формирование поведенческих ожиданий на базе этих категорий является полезным. Очевидно, попадая в некоторую ситуа­цию, мы обращаем внимание на определенную информацию и кодируем ее, что позволяет нам сказать: «Это ситуация типа X». На основе этой категориза­ции мы генерируем широкий спектр дополнительных чувств и поведенческих ожиданий как в отношении себя, так и в отношении тех, с кем мы будем взаимодействовать.

Понятие сценарий было использовано некоторыми сторонниками компью­терной модели для определения последовательности, или паттерна действий,


Когнитивные структуры



Рис. 14.2. Пример классификации ситуаций {Cantor, Mischel & Schwartz, 1982).

считающихся уместными в данной ситуации (Schank & Abelson, 1977). Напри­мер, поведение в ресторане обычно в большой степени разворачивается по сценарию. В этом случае четко определены не только отдельные действия, но и их последовательность. Как правило, в подобных ситуациях мы исполняем свои роли, и наше поведение регулируется нормами и санкциями за неподобающее поведение. Нарушение сценария поведения в ресторане иногда может позаба­вить, но чаще ведет к ошибкам в обслуживании или к тому, что вас попросят покинуть ресторан, особенно если там строго соблюдаются формальные условно­сти. Осуществление деятельности в таких случаях требует, чтобы мы осознали, что находимся в четко расписанной ситуации, и вызвали в воображении образы тре­буемых сценариев. Провалы в соответствующих когнитивных навыках или в навы­ках выполнения предписанных действий приводят к неприятностям.

В то же время есть ситуации менее структурированные, или расписанные по сценарию. Например, неформальные встречи друзей в принципе в меньшей степени регламентированы и имеют менее определенные сценарии. В подобных обстоятельствах люди часто чувствуют себя более раскрепощенными и более способны быть самими собой.

Анализ индивидуальных категорий, описывающих ситуации, и связанных с ними чувств и действий. Отвлечемся теперь от категори­зации абстрактных ситуаций и рассмотрим, как может человек классифициро­вать ситуации своей собственной жизни. И помимо правил поведения в конк­ретных ситуациях, какие же действия и чувства ассоциируются с категориями этих ситуаций. Рассмотрим следующую задачу, поставленную перед испытуе­мыми. Во-первых, их просят составить список ситуаций своего недавнего про­шлого или настоящего. Испытуемые вспоминают события своей повседневной жизни и перечисляют типичные ситуации, описывая, кто там был, что проис­ходило, где это происходило и когда это происходило. Например, испытуемый


494 Глава 14. Когнитивно-информационные подходы к личности

может внести в список ситуацию выступления перед классом, ситуацию свида­ния или общения с хорошим другом. Затем испытуемые описывают каждую ситуацию, а также свои чувства и действия в ней. В результате получается спи­сок характеристик ситуации, а также связанных с ними чувств и действий. За­тем испытуемые оценивают наличие каждой ситуативной характеристики, каж­дого чувства и действия во всех ситуациях, попавших в первоначальный список. Таким способом можно изучить категоризацию ситуаций каждым испытуемым и представление о чувствах и действиях, связанных с этими категориями.

Данные по каждому испытуемому подвергаются факторному анализу, что­бы определить, какие ситуационные характеристики, а также действия и чув­ства меняются совместно. Результаты анализа данных одной из испытуемых приведены в табл. 14.1. В этой таблице Дженнифер относит некоторые ситуации к категории «домашние—взрывоопасные». Эти ситуации эмоциональны; в них она чувствует себя сердитой и незащищенной и в поведении проявляет забот­ливость и беспокойство, по крайней мере так ей кажется. Она также выделяет группу ситуаций пребывания с друзьями, и хотя эти ситуации тоже являются эмоциональными, на этот раз они связаны с чувствами заботы и обеспокоен­ности. Интересно то, что она связывает с этими ситуациями некоторые дей­ствия, относимые ею и к домашним—взрывоопасным ситуациям, хотя чувства там совершенно разные. Судя по ее отчетам, Дженнифер почти всегда сенси­тивна, ранима и проницательна. Она также дружелюбна, тепла и большую часть времени способна позитивно относиться к другим людям, исключая те случаи, когда она находится во взрывоопасных домашних ситуациях, в них она, наобо­рот, исключительно раздражительна, сердита, расстроена, подавлена, не вла­деет собой и много протестует. Для нее также характерны отзывчивость и забот­ливость, исключая те случаи, когда она обособлена, занята собой, интровер-тирована, сдержанна и холодна.

Познакомившись с этим анализом, подумайте о том, в какой степени име­ет смысл рассматривать в качестве определяющих характеристик личности Дженнифер то, как она категоризирует ситуации, те действия и чувства, кото­рые связываются ею с этими категориями ситуаций, а также то, чувствует ли она себя одинаковой в разных ситуациях?

Date: 2015-05-09; view: 553; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию