Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Категории для описания ситуаций
Если для категоризации физических объектов существуют некоторые незыблемые принципы, то как обстоит дело с другими категориями, например категориями ситуаций? Если поведение действительно находится под влиянием воспринимаемой ситуации, то мы должны поинтересоваться тем, как люди организуют информацию, касающуюся ситуаций, и как им удается их классифицировать. Действуют ли принципы, установленные для физических объектов, также и для ситуаций? В некоторых исследованиях, посвященных данному вопросу, испытуемых просили рассортировать ситуации по категориям, описать характеристики, связанные с каждой категорией, а затем упорядочить категории по иерархическому принципу (Cantor, Mischel & Schwartz, 1982). Пример иерархии категорий, получившейся в результате выполнения этого задания, представлен на рис. 14.2. Выводы, сделанные в этом исследовании, похожи на те, с которыми мы уже познакомились: 1) люди легко могут сформировать иерархическую классификацию ситуаций и найти при этом общий язык друг с другом; 2) люди легко могут описать характеристики, связанные с ситуациями, и прийти к согласию по этому вопросу; 3) прототипы ситуаций, как правило, содержат физические характеристики ситуации, характеристики чувств и личностных особенностей участников, а также их ожидаемые действия; 4) категории ситуаций среднего уровня (например, «Присутствие на вечеринке») особенно богаты деталями и четко отличимы друг от друга. Сценарии ситуаций. Итак, есть доказательства того, что использование людьми категориального подхода и формирование поведенческих ожиданий на базе этих категорий является полезным. Очевидно, попадая в некоторую ситуацию, мы обращаем внимание на определенную информацию и кодируем ее, что позволяет нам сказать: «Это ситуация типа X». На основе этой категоризации мы генерируем широкий спектр дополнительных чувств и поведенческих ожиданий как в отношении себя, так и в отношении тех, с кем мы будем взаимодействовать. Понятие сценарий было использовано некоторыми сторонниками компьютерной модели для определения последовательности, или паттерна действий, Когнитивные структуры
Рис. 14.2. Пример классификации ситуаций {Cantor, Mischel & Schwartz, 1982). считающихся уместными в данной ситуации (Schank & Abelson, 1977). Например, поведение в ресторане обычно в большой степени разворачивается по сценарию. В этом случае четко определены не только отдельные действия, но и их последовательность. Как правило, в подобных ситуациях мы исполняем свои роли, и наше поведение регулируется нормами и санкциями за неподобающее поведение. Нарушение сценария поведения в ресторане иногда может позабавить, но чаще ведет к ошибкам в обслуживании или к тому, что вас попросят покинуть ресторан, особенно если там строго соблюдаются формальные условности. Осуществление деятельности в таких случаях требует, чтобы мы осознали, что находимся в четко расписанной ситуации, и вызвали в воображении образы требуемых сценариев. Провалы в соответствующих когнитивных навыках или в навыках выполнения предписанных действий приводят к неприятностям. В то же время есть ситуации менее структурированные, или расписанные по сценарию. Например, неформальные встречи друзей в принципе в меньшей степени регламентированы и имеют менее определенные сценарии. В подобных обстоятельствах люди часто чувствуют себя более раскрепощенными и более способны быть самими собой. Анализ индивидуальных категорий, описывающих ситуации, и связанных с ними чувств и действий. Отвлечемся теперь от категоризации абстрактных ситуаций и рассмотрим, как может человек классифицировать ситуации своей собственной жизни. И помимо правил поведения в конкретных ситуациях, какие же действия и чувства ассоциируются с категориями этих ситуаций. Рассмотрим следующую задачу, поставленную перед испытуемыми. Во-первых, их просят составить список ситуаций своего недавнего прошлого или настоящего. Испытуемые вспоминают события своей повседневной жизни и перечисляют типичные ситуации, описывая, кто там был, что происходило, где это происходило и когда это происходило. Например, испытуемый 494 Глава 14. Когнитивно-информационные подходы к личности может внести в список ситуацию выступления перед классом, ситуацию свидания или общения с хорошим другом. Затем испытуемые описывают каждую ситуацию, а также свои чувства и действия в ней. В результате получается список характеристик ситуации, а также связанных с ними чувств и действий. Затем испытуемые оценивают наличие каждой ситуативной характеристики, каждого чувства и действия во всех ситуациях, попавших в первоначальный список. Таким способом можно изучить категоризацию ситуаций каждым испытуемым и представление о чувствах и действиях, связанных с этими категориями. Данные по каждому испытуемому подвергаются факторному анализу, чтобы определить, какие ситуационные характеристики, а также действия и чувства меняются совместно. Результаты анализа данных одной из испытуемых приведены в табл. 14.1. В этой таблице Дженнифер относит некоторые ситуации к категории «домашние—взрывоопасные». Эти ситуации эмоциональны; в них она чувствует себя сердитой и незащищенной и в поведении проявляет заботливость и беспокойство, по крайней мере так ей кажется. Она также выделяет группу ситуаций пребывания с друзьями, и хотя эти ситуации тоже являются эмоциональными, на этот раз они связаны с чувствами заботы и обеспокоенности. Интересно то, что она связывает с этими ситуациями некоторые действия, относимые ею и к домашним—взрывоопасным ситуациям, хотя чувства там совершенно разные. Судя по ее отчетам, Дженнифер почти всегда сенситивна, ранима и проницательна. Она также дружелюбна, тепла и большую часть времени способна позитивно относиться к другим людям, исключая те случаи, когда она находится во взрывоопасных домашних ситуациях, в них она, наоборот, исключительно раздражительна, сердита, расстроена, подавлена, не владеет собой и много протестует. Для нее также характерны отзывчивость и заботливость, исключая те случаи, когда она обособлена, занята собой, интровер-тирована, сдержанна и холодна. Познакомившись с этим анализом, подумайте о том, в какой степени имеет смысл рассматривать в качестве определяющих характеристик личности Дженнифер то, как она категоризирует ситуации, те действия и чувства, которые связываются ею с этими категориями ситуаций, а также то, чувствует ли она себя одинаковой в разных ситуациях? Date: 2015-05-09; view: 611; Нарушение авторских прав |