Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения. 1. Социально-когнитивная теория отвергает модель психопатологии, ос­нованную на наборе медицинских симптомов





1. Социально-когнитивная теория отвергает модель психопатологии, ос­нованную на наборе медицинских симптомов, подчеркивая вместо этого процессы усвоения дисфункциональных действий, ожиданий,


Основные положения



стандартов для самопоощрения и, самое главное, дисфункциональ­ных убеждений в самоэффективности.

2. Дисфункциональное научение может происходить через наблюдение за моделями, в частности через косвенное обусловливание или же через непосредственный опыт.

3. Люди, слабо верящие в свою способность справиться с возможными угрозами, испытывают сильную тревогу.

4. Убеждение же в своей неэффективности по отношению к вознагражде ниям приводит к депрессии. Еще одним компонентом депрессии являются чрезмерно завышенные стандарты, вследствие чего человек становится критичным к себе из-за невозможности достижения этих стандартов.

5. Есть факты, подтверждающие, что воспринимаемая самоэффектив ность может содействовать здоровью, повышая вероятность здорового образа жизни и усиливая действие иммунной системы.

6. Социально-когнитивная терапия акцентирует рост веры человека в свою эффективность, что помогает ему выдержать столкновение с прежде избегаемыми ситуациями и приобрести новые ожидания. Об щий знаменатель всех терапевтических изменений является, согласно теории, следствием роста уровня и силы убеждений человека в своей эффективности.

7. Моделирование и направляемое участие — это процедуры, использу емые для обретения когнитивных и поведенческих компетентностей. При моделировании модели демонстрируют навыки и субнавыки, не обходимые в определенных ситуациях. При направляемом участии че ловеку помогают в выполнении этих моделируемых действий. Иссле дования подтверждают пользу этих процедур для повышения веры в самоэффективность.

8. По сравнению с теориями, рассмотренными ранее, социально-ког нитивная теория:

а) подчеркивает значение сознательных когнитивных процессов и экс
периментальных данных в отличие от психоанализа, который пред
почитает работать с бессознательными процессами и с клиничес
кими данными;

б) подчеркивает специфичность убеждений в самоэффективности в
отличие от глобальной Я-концепции, предпочитаемой Роджерсом;

в) подчеркивает ситуативную специфичность и вариативность пове
дения в отличие от обобщенных диспозиций, предпочитаемых те
орией черт.

9. К достоинствам социально-когнитивной теории можно причислить вни
мание к эмпирическим исследованиям, процесс ее развития и совер
шенствования как теории и сосредоточенность на важных теоретичес
ких проблемах. В то же время эта теория еще не систематизирована,
требует дальнейшего изучения таких областей, как мотивация и личност
ная организация, и еще должна доказать свою полезность для терапев
тической работы с широким спектром психологических трудностей че
ловека.


14

КОГНИТИВНЫЕ, ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ, ПОДХОДЫ К ЛИЧНОСТИ


КОГНИТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ

• Категории

• • Категории для описания

физических объектов

• • Категории для описания си-

туаций

• • Категории для описания

людей

• Причинные (каузальные) объяс-

нения и атрибуции

• • Причинные объяснения

• • Последствия причинных ат-

рибуций

• Имплицитная теория личности КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

• Немотивированные когнитивные

процессы

• Мотивированные когнитивные

процессы

• • Верификация Я и самовоз-

величивание

• • Возможные Я и саморегуля-

торы

• Резюме КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

• Стресс и умение справляться с

ним

• Патология и изменение


СЛУЧАЙ ДЖИМА ПОСЛЕДНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

• От когниций — к чувствам и мо-тивации

• От мышления — к действию

• От западного типа Я (self) — к кросс-культурному Я

СРАВНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРО­ЦЕССУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ С ТРАДИЦИ­ОННЫМИ ТЕОРИЯМИ ЛИЧНОСТИ КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

• Достоинства подходов

• • Связи с когнитивной пси-хологией

• • Рассмотрение важных аспек-тов личности

• • Вклад теории в управление здоровьем и терапию

• Недостатки подходов

• • Проблемы с использовани-ем компьютера в качестве модели

• • Пренебрежение аффектом и мотивацией

• • Статус терапевтических про-цедур еще предстоит уточ­нить

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


488 Глава 14. Когнитивно-информационные подходы к личности







Date: 2015-05-09; view: 494; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию