Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В фокусе главы. Вы вышли на улицу после собеседования, по итогам которого вам предложили на лето работу вашей мечты
Вы вышли на улицу после собеседования, по итогам которого вам предложили на лето работу вашей мечты. Вот это да! Вы должны присесть на скамейку и подумать о том, что произошло. Что прокручивается сейчас в вашей голове? Возможно, вы удивляетесь, как это вам удалось получить такую замечательную работу. Может быть, вы похлопаете себя по плечу за то, что как следует постарались подготовиться к собеседованию, или поздравите себя с умением вести беседу. Или наоборот, вы, может быть, задумаетесь, не было ли это просто везением; волна неуверенности захлестнет вас, когда вы начнете сомневаться, сможете ли вы вообще справиться с этой работой. Эти виды мыслей, атрибуций и ожиданий и представляют собой основную тему когнитивных теорий личности. Наш изменчивый и сложный мир наполнен информацией. Когнитивные психологи личности интересуются теми способами, которыми мы перерабатываем эту информацию (т.е. обращаем на нее внимание и понимаем ее), чтобы вести достаточно стабильную и продуктивную жизнь. Их подходы, когнитивные, информационно-процессуальные, подходы к личности, базируются на компьютерной модели человеческого функционирования, и именно они находятся в фокусе данной главы. Вопросы, на которые отвечает данная глава 1. В какой степени можно считать, что люди функционируют как компью теры? Можно ли говорить, что у компьютера есть личность? 2. Каким образом мы упорядочиваем и используем информацию об ок ружающем мире и о нашем собственном опыте? 3. Обладает ли компьютер тем, что мы называем Я (self)*? Если нет, то как тогда модель, описывающая человека по образцу компьютера, может интерпретировать феномен Я? 4. В какой степени психологические трудности человека вызываются про блематичными, иррациональными мыслями и иррациональными когни тивными процессами? Можно ли с помощью процедур, направленных на коррекцию иррациональных мыслей и на улучшение способов пе реработки информации, улучшить психологическое функционирование? Можно ли нас «перепрограммировать» так, чтобы мы мыслили более здоровым образом? * Здесь, как и в других когнитивных теориях личности и в теории К. Роджерса, поняти (self) имеет рефлексивный смысл. Его синонимами являются термины Я-концепция, Я-образ, мосознание и т.п. (Примеч. науч. ред. и пер.) Когнитивные структуры Теории личности, как правило, связаны с теми или иными моделями человеческой природы. Напомним два примера, которые уже упоминались: в психоаналитической теории принята модель человека как гидравлической энергетической системы, а в основе теории личных конструктов лежит модель человека как ученого-исследователя. Начиная с 60-х годов мы стали свидетелями революции в психологии — когнитивной революции (Robins, Craik & Gosling, 1998, 1999). Эта революция в психологии шла параллельно технологической революции в промышленности. Ведущими силами технологической революции были компьютер и связанные с ним новые способы переработки информации. Созданная в результате когнитивной революции модель человека — это модель сложного, искушенного, хотя и подверженного ошибкам информационного процессора. Как и во всех подобных случаях, когда речь идет о моделях, данную модель нельзя понимать буквально. Ни один психолог не станет думать, что человек — то же самое, что компьютер, или что компьютер может выполнить все мыслительные операции человека. Тем не менее предполагается, что подобные модели полезны для понимания того, как человек мыслит, и для определения того, какие проблемы надо исследовать. Итак, многие психологи начали нащупывать те способы функционирования, которые роднят человека и компьютер. Компьютеры являются средствами переработки информации, в которых информация принимается (или кодируется), сохраняется (или запоминается) и извлекается, когда нужно. Ключевые термины здесь кодирование, память и извлечение информации, и когнитивных психологов личности как раз интересует, как у человека обстоит дело с кодированием, сохранением и воспроизведением информации. Date: 2015-05-09; view: 490; Нарушение авторских прав |