Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В фокусе главы. Вы вышли на улицу после собеседования, по итогам которого вам пред­ложили на лето работу вашей мечты





Вы вышли на улицу после собеседования, по итогам которого вам пред­ложили на лето работу вашей мечты. Вот это да! Вы должны присесть на скамейку и подумать о том, что произошло. Что прокручивается сейчас в вашей голове? Возможно, вы удивляетесь, как это вам удалось получить такую замечательную работу. Может быть, вы похлопаете себя по плечу за то, что как следует постарались подготовиться к собеседованию, или поздравите себя с умением вести беседу. Или наоборот, вы, может быть, задумаетесь, не было ли это просто везением; волна неуверенности за­хлестнет вас, когда вы начнете сомневаться, сможете ли вы вообще спра­виться с этой работой.

Эти виды мыслей, атрибуций и ожиданий и представляют собой основную тему когнитивных теорий личности. Наш изменчивый и сложный мир наполнен информацией. Когнитивные психологи личности интересуются теми способами, которыми мы перерабатываем эту информацию (т.е. обращаем на нее внимание и понимаем ее), чтобы вести достаточно ста­бильную и продуктивную жизнь. Их подходы, когнитивные, информаци­онно-процессуальные, подходы к личности, базируются на компьютер­ной модели человеческого функционирования, и именно они находятся в фокусе данной главы.

Вопросы, на которые отвечает данная глава

1. В какой степени можно считать, что люди функционируют как компью теры? Можно ли говорить, что у компьютера есть личность?

2. Каким образом мы упорядочиваем и используем информацию об ок ружающем мире и о нашем собственном опыте?

3. Обладает ли компьютер тем, что мы называем Я (self)*? Если нет, то как тогда модель, описывающая человека по образцу компьютера, может интерпретировать феномен Я?

4. В какой степени психологические трудности человека вызываются про блематичными, иррациональными мыслями и иррациональными когни тивными процессами? Можно ли с помощью процедур, направленных на коррекцию иррациональных мыслей и на улучшение способов пе реработки информации, улучшить психологическое функционирование? Можно ли нас «перепрограммировать» так, чтобы мы мыслили более здоровым образом?

* Здесь, как и в других когнитивных теориях личности и в теории К. Роджерса, поняти (self) имеет рефлексивный смысл. Его синонимами являются термины Я-концепция, Я-образ, мосознание и т.п. (Примеч. науч. ред. и пер.)


Когнитивные структуры



Теории личности, как правило, связаны с теми или иными моделями челове­ческой природы. Напомним два примера, которые уже упоминались: в психоана­литической теории принята модель человека как гидравлической энергетической системы, а в основе теории личных конструктов лежит модель человека как уче­ного-исследователя. Начиная с 60-х годов мы стали свидетелями революции в психологии — когнитивной революции (Robins, Craik & Gosling, 1998, 1999). Эта революция в психологии шла параллельно технологической революции в про­мышленности. Ведущими силами технологической революции были компьютер и связанные с ним новые способы переработки информации. Созданная в результате когнитивной революции модель человека — это модель сложного, искушенного, хотя и подверженного ошибкам информационного процессора.

Как и во всех подобных случаях, когда речь идет о моделях, данную модель нельзя понимать буквально. Ни один психолог не станет думать, что человек — то же самое, что компьютер, или что компьютер может выполнить все мысли­тельные операции человека. Тем не менее предполагается, что подобные моде­ли полезны для понимания того, как человек мыслит, и для определения того, какие проблемы надо исследовать. Итак, многие психологи начали нащупывать те способы функционирования, которые роднят человека и компьютер. Компьюте­ры являются средствами переработки информации, в которых информация при­нимается (или кодируется), сохраняется (или запоминается) и извлекается, когда нужно. Ключевые термины здесь кодирование, память и извлечение информации, и когнитивных психологов личности как раз интересует, как у человека обстоит дело с кодированием, сохранением и воспроизведением информации.







Date: 2015-05-09; view: 490; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию