Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рост и развитие. Келли никогда не высказывался определенно об источниках систем конструк­тов





Келли никогда не высказывался определенно об источниках систем конструк­тов. Он заявлял, что конструкты происходят из наблюдений за повторяющимися паттернами событий. Но он мало занимался разработкой видов событий, которые приводят к различиям, например, между простой и сложной системами конст­руктов. Комментарии Келли по поводу роста и развития ограничены замечаниями о развитии довербальных конструктов в раннем детстве и интерпретацией культу­ры как процесса усвоенных ожиданий. Люди принадлежат к одной и той же куль­турной группе, поскольку они разделяют определенные способы интерпретации событий и имеют одни и те же ожидания, касающиеся поведения.

Исследования развития, связанные с теорией личных конструктов, как пра­вило, подчеркивают два типа изменений. Во-первых, проводились исследова­ния роста сложности системы конструктов по мере взросления человека (Crockett, 1982; Hayden, 1982; Loevinger, 1993). Во-вторых, проводились исследования качественных изменений в характере уже сформированных конструктов и в способности детей быть более эмпатичными, или более осведомленными о си­стемах конструктов других людей (Adams-Webber, 1982; Donahue, 1994; Morrison & Cometa, 1982; Sigel, 1981). Что касается сложности системы конст­руктов, то обнаруживается, что, по мере того как дети развиваются, увеличи­вается число доступных им конструктов, они становятся способны к более тон-


398 Глава 10. Когнитивная теория личности

кому различению и демонстрируют большую иерархическую организованность (или цельность) своих конструктов. Что же касается эмпатии, то, становясь старше, дети лучше осознают, что многие события не связаны с их Я, и оказы­ваются все более способны понимать конструкты других людей (Sigel, 1981).

Были опубликованы два исследования, которые ставили вопрос о детерми­нантах сложных когнитивных структур. В одном исследовании было обнаружено, что уровень когнитивной сложности испытуемых связан с многообразием куль­турных влияний, которым они подвергались в детстве (Sechrest & Jackson, 1961), в другом — что родители когнитивно сложных детей чаще обеспечивали им авто­номию и реже проявляли авторитарность, чем родители детей, имеющих низкую когнитивную сложность (Cross, 1966). Вероятно, возможность наблюдать множе­ство разных событий и испытывать много различных видов опыта благоприятна для развития сложной структуры. Можно также ожидать, что дети, которые пере­живают длительные и серьезные угрозы со стороны авторитарных родителей, бу­дут формировать узко ограниченные и негибкие системы конструктов.

Вопрос о факторах, определяющих содержание конструктов и сложность их системы, относится к вопросам принципиальной важности. В особенности это касается образования, так как образование, видимо, отвечает за развитие слож­ных, гибких и адаптивных систем конструктов. К сожалению, сам Келли очень мало высказывался на эту тему, и только теперь исследования начинают вос­полнять пробел в этой части теории.







Date: 2015-05-09; view: 557; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию