Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровни осознания
В соответствии с теорией психоанализа психическая жизнь может быть описана с точки зрения осознания психических феноменов: сознательное относится к явлениям, которые мы осознаем постоянно, в любой момент, предсоз- * Термины «бессознательное», «неосознаваемое», «подсознательное» мы используем как синонимы. (Примеч. науч. ред. и пер.) Психоанализ: теория личности нательное — к явлениям, которые мы можем осознать, если обратим на них внимание, бессознательное — к явлениям, которые мы не осознаем и не можем осознать, если только не будут созданы специальные условия. Хотя Фрейд не был первым, кто обратил внимание на важность бессознательного, но он был первым, кто исследовал в деталях свойства бессознательной жизни и придал им огромное значение для нашей повседневной жизни. Анализируя сновидения, оговорки, неврозы, психозы, творчество художников и ритуальное поведение, Фрейд попытался понять свойства бессознательного. Что он обнаружил прежде всего, так это то, что в бессознательной психической жизни нет ничего невозможного. Бессознательное алогично (противоположности могут означать одно и то же), не считается со временем (события разных периодов могут существовать одновременно) и с пространством (соотношения размеров и расстояния игнорируются, так что предметы огромных размеров могут помещаться внутри малых, а отдаленные друг от друга точки совмещаются). В этой связи вспоминается реплика Уильяма Джеймса о мире новорожденного ребенка как о «большой, расплывчатой и жужжащей мешанине». Именно в сновидениях работа бессознательного становится наиболее очевидной. Здесь нам открывается мир символов, где множество идей могут ужаться в одно слово, где деталь одного предмета может обозначать одновременно множество разных вещей. Именно через процесс символизации пенис может быть представлен змеей или носом, женщина — церковью, часовней или лодкой, а мать, полностью поглощающая своего ребенка, — осьминогом. Благодаря символизации мы можем взглянуть на процесс письма как на сексуальный акт: перо здесь представляет мужской орган, а бумага — женщину, принимающую чернила (семя), которые вытекают при быстрых — туда-сюда — движениях пера (Groddeck, 1923). В «Книге об Этом» Гроддек приводит много завораживающих примеров работы бессознательного, в том числе он описывает действие бессознательного в его собственной жизни. Я не могу вспомнить, как она (няня) выглядела. Я не знаю ничего, кроме ее имени Берта, сияющего имени. Но я ясно помню тот день, когда она ушла. В качестве прощального подарка она дала мне медную монетку в три пфеннига. Трешку... С этого дня меня начало преследовать число три. Такие слова, как Троица, Треугольник, Тройственный союз, несли оттенок чего-то сомнительного, и не сами слова, а идеи, сцепленные с ними. Да, и даже целый комплекс идей строился вокруг них причудливой игрой ума ребенка. По этой причине Святой Дух как Третий член Троицы был подозрителен мне уже в раннем детстве. Тригонометрия в школьные годы была сущим наказанием... Да, Тройка — что-то вроде фатального числа для меня. Источник: Groddeck, 1923, р. 9 Мотивированное бессознательное. По своим корням психоаналитическая теория является мотивационной теорией поведения человека. Как было отмечено выше, согласно теории психоанализа, значительная часть наших действий мотивирована со стороны бессознательных влияний. Как будет более детально показано дальше, в соответствии с этой теорией некоторые мысли, чувства и побуждения находятся в бессознательном по вполне мотивированным причинам. То есть, если позволить мыслям появиться в сознании, это Глава 3. Психодинамическая теория АКТУАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ НЕУДАЧА, НЕВЕЗЕНИЕ И НЕОСОЗНАННАЯ МОТИВАЦИЯ В своей работе «Потерпевшие от успеха» Фрейд рассказал об индивидах, которые из-за чувства вины буквально заболевают, как только осуществляется их долго лелеемое желание. Сравнительно недавно Рой Шейфер (Roy Schafer) описал неосознаваемые значения, которые могут иметь для человека успех, неудача, радость и несчастье. Он предполагает, что повторяющиеся неудачи и хроническое невезение — это скорее проявления самонаказания, а не неизбежных ударов судьбы. Например, в одном случае мужчина добивается меньшего, чем мог бы, ради того, чтобы избежать ревности со стороны других людей, а в другом — молодой человек стремится к неуда- чам, чтобы пощадить самооценку своего не слишком многого добившегося отца. «Таким образом, для этого молодого человека неудача была одновременно и своего рода успехом, а успех одновременно оказывался и неудачей». В третьем случае женщина была крайне склонна к самопожертвованию, чтобы удержать любовь других людей. Хотя «стремление к неудаче» и «идеализация невезения», как видно, встречаются у представителей обоего пола, Шейфер считает, что первое больше преобладает у мужчин, а второе — у женщин. Это не значит, тем не менее, что все случаи неудачи или невезения вызываются неосознаваемыми конфликтами. Источник: Schafer, 1984. причинит нам боль или создаст дискомфорт. Например, если вспомнить болезненные события из прошлого, признать чувства ревности или враждебности, или осознать сексуальное желание по отношению к тому, с кем сексуальное взаимодействие запрещено, равно как и желание причинить боль любимому человеку, то все это может доставить нам серьезный дискомфорт. Таким образом, в соответствии с нашим стремлением к удовольствию и избеганию боли мы стараемся удержать подобные мысли, чувства и мотивы за пределами нашего сознания. Считая, что мысли, чувства и воспоминания не осознаются по вполне мотивированным причинам, психоаналитики далее предполагают, что скрытое в подсознании может проявляться в нашем повседневном поведении через оговорки, ошибки восприятия, «случайности» («нечаянности»), нехарактерные поступки или внешне иррациональные действия. Другими словами, наши скрытые «истинные» чувства и мотивы могут вырываться вовне вопреки нашим усилиям похоронить их в глубинах бессознательного. Итак, дело не только в том, что есть компоненты нашего Я, о которых мы ничего не знаем, но и в том, что эти компоненты влияют на наше повседневное поведение, причем часто таким образом, что это приводит в замешательство и нас самих, и окружающих. Для Психоанализ: теория личности многих аналитиков психоанализ — это как раз и есть способ исследования подобных бессознательных влияний. Релевантные психоаналитические исследования. Бессознательное никогда не наблюдается непосредственно. Какими же доказательствами мы располагаем в поддержку концепции бессознательного? Давайте рассмотрим ряд свидетельств, которые можно истолковать в пользу существования бессознательного, начиная с клинических наблюдений самого Фрейда. Важность бессознательного Фрейд понял в результате наблюдений за гипнотическими феноменами. Как всем хорошо известно, люди, находясь под гипнозом, могут вспоминать вещи, которые прежде припомнить не могли. Более того, в состоянии постгипнотического внушения они совершают какие-то действия, не отдавая себе отчета в том, что подчиняются внушению, т.е. полностью верят, что поступают по собственной воле и независимо от чьего-то внушения. Когда Фрейд отказался от метода гипноза и продолжил свою терапевтическую практику, используя другие методы, он обнаружил, что пациенты часто вспоминают и осознают события и желания, ранее глубоко запрятанные. Нередко такие открытия сопровождались болезненными эмоциями. Это действительно волнующее клиническое наблюдение, когда вы видите пациента, внезапно переживающего сильнейшую тревогу, истерически рыдающего или впадающего в ярость, когда он (или она) внезапно вспоминает вытесненное событие или вступает в контакт со своим запретным чувством. Таким образом, именно подобные клинические наблюдения навели Фрейда на мысль, что бессознательное содержит воспоминания и желания, которые не только не представлены в нашем потоке сознания, но и «намеренно захоронены» в нашем подсознании. А как обстоит дело с экспериментальными подтверждениями? В 60-е и 70-е годы XX в. экспериментальные исследования были сосредоточены на бессознательном восприятии или на том, что называют восприятием без осознания. Может ли человек «знать» что-то, не зная, что он это знает? Например, может ли человек слышать или воспринимать стимулы и находиться под влиянием этих стимулов, не подозревая о том, что он их воспринял? В настоящее время это явление известно как подпороговое восприятие, т.е. регистрация человеком стимула на уровне, находящемся ниже того порога, который требуется для осознанного восприятия. Например, в некоторых ранних исследованиях одной группе испытуемых показывали «загадочную картинку» с уткой, контур которой был замаскирован ветками дерева. Другой группе был показан похожий рисунок, но без утки. Обеим группам рисунок предъявляли короткое время — так, чтобы его едва можно было успеть разглядеть. Это было сделано с помощью тахистоскопа — аппарата, который позволяет экспериментатору предъявлять человеку стимулы с очень высокой скоростью, затрудняющей их восприятие. Затем испытуемых просили закрыть глаза, вообразить себе естественный пейзаж, зарисовать его и назвать его части. Будут ли группы различаться, т.е. будут ли испытуемые из группы «смотревших» на картинку с уткой рисовать пейзажи, отличные от пейзажей испытуемых из другой группы? И если да, то будет ли такое различие связано с разницей в припоминании того, что было воспринято? Обнаружилось, что в рисунках испытуемых, «видев- 110 Глава 3. Психодинамическая теория ших» картинку с уткой, встречалось гораздо больше образов, ассоциирующихся с уткой (утка, вода, птицы, перья), чем в рисунках испытуемых из другой группы. Тем не менее эти испытуемые не сообщали, что видели утку во время эксперимента, и большинство из них даже затруднялись найти ее, когда их просили поискать утку на картинке. Другими словами, стимулы, которые не воспринимались осознанно, все же влияли на воображение и мысли испытуемых (Eagle, Wolitzky and Klein, 1966). Тот факт, что люди могут воспринимать и испытывать влияние стимулов, о которых они не подозревают, сам по себе еще не означает, что здесь задействованы психодинамические или мотивационные силы. Существуют ли доказательства, что подобные силы имеют или могут иметь место? Здесь можно отметить два релевантных направления исследований. Первое изучаемое явление называют перцептивной защитой; оно представляет собой процесс, посредством которого индивид защищается от тревоги, сопровождающей узнавание угрожающих стимулов. В одном давнем эксперименте испытуемым предъявляли через тахистоскоп два типа слов: нейтральные слова — такие, как яблоко, танец и ребенок, и эмоционально окрашенные слова — такие, как изнасилование, шлюха, пенис. Слова предъявлялись сначала с очень высокой скоростью, а потом с каждым разом все медленнее. Фиксировались тот момент, когда испытуемые были в состоянии идентифицировать каждое из этих слов, и активность реакции их потовых желез на каждое слово (один из общепринятых показателей психического напряжения). Эти измерения продемонстрировали, что испытуемые затрачивали больше времени на опознание эмоционально окрашенных слов, чем на опознание нейтральных, и обнаруживали признаки появления эмоциональной реакции на значимые слова до того, как они опознавались (McGinnies, 1949). Несмотря на критику (например, может быть, испытуемые опознали эмоционально значимые слова раньше, но стеснялись назвать их экспериментатору), благодаря исследованиям подобного рода набирается все же достаточно свидетельств того, что люди, сами того не осознавая, могут избирательно реагировать на специфические эмоциональные стимулы и избегать их (Erdelyi, 1984). Более поздние исследования были направлены на изучение явления, которое получило название подпороговая психодинамическая активация (Silverman, 1976, 1982; Weinberger, 1992). В этих исследованиях предпринимается попытка стимулировать бессознательные желания, в то же время не допуская их осознания. Как правило, в экспериментальной процедуре используется тахистоскоп, чтобы предъявить субъекту стимульный материал, связанный с желаниями, несущими в себе угрозу или, наоборот, снимающими тревогу. Затем наблюдают, наступил ли ожидаемый эффект. В случае активации угрожающих желаний ожидается, что стимульный материал, будучи предъявлен на подпо-роговом уровне (ниже порога осознанного узнавания), расшевелит неосознаваемый конфликт и таким образом усилит состояние психологического дисбаланса. В случае со стимулом, снижающим тревогу, ожидается, что стимульный материал, будучи предъявлен на подпороговом уровне, ослабит неосознаваемый конфликт и таким образом уменьшит и состояние психологического дисбаланса. Например, текст «Я теряю маму» может сильно расстроить некоторых Психоанализ: теория личности Ill испытуемых, в то время как текст «Мама и я — одно целое» может ободрить, вернуть уверенность. В серии исследований Сильверман и его коллеги продемонстрировали, что эффект действия подобной подпороговой психодинамической активации действительно может быть получен в эксперименте. В одном из исследований данный метод был использован для того, чтобы предъявить стимульный материал, усиливающий конфликт («любящий папа нездоров») и снижающий конфликт («любящий папа в порядке»), девушкам-студенткам. Обнаружилось, что у испытуемых, склонных к конфликту на сексуальной почве, стимульный материал, усиливающий конфликт и предъявленный без возможности осознания, вызывал сбой памяти на текстах, идущих сразу после подпороговой активации конфликта. Эта закономерность не проявляется при предъявлении материала, смягчающего конфликт, и у тех испытуемых, которые не склонны к конфликтам на сексуальной почве (Geisler, 1986). Здесь имеются два ключевых момента: 1) то, какой материал принесет определенным группам испытуемых огорчение или утешение, предсказывается заранее на основе психоаналитической теории; 2) данные эффекты возникают только тогда, когда стимульный материал воспринимается под порогом узнавания, т.е. бессознательно. Еще один интересный пример использования модели подпороговой психодинамической активации дает исследование пищевых расстройств. В первом из этих исследований здоровые женщины — студентки колледжа и женщины, имеющие признаки пищевых расстройств, сравнивались по тому, как много крекеров они съедали после предъявления (на подпороговом уровне) трех сообщений: «Мама покидает меня», «Мама покупает это», «Мона покупает это»* (Patton, 1992). Проверяемая гипотеза, вытекающая из теории психоанализа, состояла в том, что испытуемые, имеющие пищевые расстройства, борются с чувством потери и покинутости, идущим из детства, и потому будут искать замещающего удовлетворения в форме поедания крекеров, как только их внутренний конфликт подсознательно активизируется через сообщение: «Мама покидает меня». Действительно, оказалось, что испытуемые, имеющие пищевые расстройства, получившие подпороговые стимулы покинутости, одиночества («Мама покидает меня»), съедали больше крекеров, чем испытуемые, не имеющие пищевых расстройств, или испытуемые с расстройствами, подвергнутые той же стимуляции покинутости, но только над порогом осознания. Это исследование было повторено с использованием дополнительного стимула в виде рисунка, изображающего рыдающего ребенка и женщину, уходящую прочь, в сочетании с сообщением «Мама покидает меня» и рисунка с изображением просто идущей женщины в сочетании с нейтральным сообщением «Мама прогуливается». Женщины, имеющие пищевые расстройства и подвергавшиеся воздействию и фраз, и рисунков, стимулирующих чувство покинутости, съедали намного больше крекеров по сравнению с женщинами, которые имели пищевые расстройства и подвергались воздействию тех же стимулов, но над порогом осоз- * Чтобы сохранить в русском переводе сходное звучание трех предложений, мы вынуждены были изменить содержание двух последних фраз, что в данном случае не принципиально. В ориги- Глава 3. Психодинамическая теория АКТУАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ СИЛА ПОДПОРОГОВЫХ СООБЩЕНИЙ Как только было открыто подпороговое восприятие, встал вопрос о том, в какой степени подобные сообщения могут влиять на то, что мы думаем, чувствуем и делаем. Может ли реклама, используя скрытые внушающие фразы, заставить людей покупать вещи, которые они иначе не купили бы? Могут ли кассеты, рассчитанные на терапевтический эффект, с заложенными в них скрытыми сообщениями, предписывающими расслабиться, реально оказывать успокаивающее действие? А можно ли повысить вашу уверенность в себе, если подобные скрытые сообщения будут передавать вам положительную информацию о вас? А как быть с родителями, которые предъявляют судебные иски в связи с тем, что самоубийства их сыновей вызваны, по их мнению, приказом «Сделай это!», зашифрованным в музыке рок-группы «Джудас Прист» («Judas Priest»)? В целом все психологи согласны, что подпороговое восприятие существует, но они расходятся в оценке того, насколько сильно и всепроникающе его воздействие. Нет ни доказательств его силы в рекламе, ни подтверждения терапевтического эффекта кассет с подпороговыми сообщениями, да и родители проиграли судебный процесс против группы «Джудас Прист». Тем не менее некоторые психологи утверждают, что специфические подпороговые сообщения, адресованные подсознанию индивида, могут воздействовать на то, что человек думает, чувствует и делает. нания, и по сравнению с женщинами, не имеющими подобных расстройств, которые подвергались действию этих стимулов как над, так и под порогом осознания (Gerard, Kupper, Nguyen, 1993). Еще раз было продемонстрировано, что только в том случае, когда стимулы предъявляются на подсознательном уровне, они способны активизировать неосознаваемые желания и конфликты. Некоторые ученые рассматривают исследования перцептивной защиты и подпороговой психодинамической активации как решающие экспериментальные подтверждения важной роли психодинамических, мотивационных факторов в детерминации того, что «вложено» и «хранится» внутри бессознательного (Weinberger, 1992). Тем не менее эти эксперименты часто критикуют с точки зрения методологии, а некоторые эффекты иногда бывает трудно повторить или воспроизвести в других лабораториях (Balay and Shevrin, 1988, 1989; Holender, 1986). Современный статус понятия бессознательного. Понятие мотивированного бессознательного по-прежнему занимает место в самом центре психоаналитической теории. Как оно воспринимается более широким психоло- Психоанализ: теория личности гическим сообществом? Сегодня почти все психологи, независимо от того, являются ли они аналитиками или нет, согласились бы с тем, что бессознательные процессы существенно влияют на то, что именно привлекает наше внимание и какие чувства мы испытываем. Познакомьтесь, для примера, с мнением Джакоби, известного исследователя в области бессознательного восприятия, не являющегося приверженцем психоаналитической теории: «Наше заключение, может быть, не слишком приятное для обычного человека, таково: влияние бессознательного вездесуще. Очевидно, что люди иногда осознанно строят планы и совершают осознанные действия. Тем не менее гораздо чаще поведение находится под влиянием бессознательных процессов, т.е. мы совершаем действие, а потом, если спросят, находим ему оправдание» (Jacoby, Toth, Lindsay & Debner, 1992, p. 82). В то же время существуют разные точки зрения относительно принципов функционирования бессознательного, содержания бессознательного и его мотивационных аспектов. Здесь можно рассмотреть две противоположные позиции: одна позиция делает упор на психоаналитическом бессознательном, а другая — на том, что называют когнитивным бессознательным (Kihlstrom, 1990; Pervin, 1996). Как мы уже видели, психоаналитический взгляд на бессознательное подчеркивает иррациональную, алогичную природу его функционирования. Вдобавок содержание бессознательного, как предполагают аналитики, состоит, главным образом, из сексуальных и агрессивных образов, чувств и мотивов. И наконец, аналитики подчеркивают, что то, что находится в бессознательном, попадает туда по определенным мотивам, и содержание бессознательного влияет на мотивы повседневного поведения человека. Напротив, в соответствии с когнитивным представлением о бессознательном, не существует фундаментальной качественной разницы между неосознанными и осознанными процессами. С этой точки зрения бессознательные процессы, во-первых, могут быть такими же разумными, логичными и рациональными, как и сознательные, во-вторых, когнитивное представление о бессознательном подчеркивает разнообразие содержимого, которое может находиться в бессознательном, не выделяя в особую категорию сексуальные и агрессивные сферы. И наконец, в связи с этим когнитивное представление о бессознательном не делает упор на мотивационные факторы. Согласно когнитивному представлению, познавательные процессы являются бессознательными потому, что они не могут протекать на уровне сознания, либо потому, что они никогда и не достигали этого уровня, либо потому, что они стали со временем слишком рутинными и автоматическими. Например, завязывание шнурков на ботинках происходит настолько автоматически, что мы не отдаем себе отчета, как мы это делаем. Сходным образом мы действуем при печатании на машинке, находя буквы на клавиатуре. Многие из наших культурных догматов были усвоены именно таким подсознательным образом, так что мы не можем их озвучить как убеждения. Как было замечено в главе 1, мы даже не подозреваем о них, пока не встречаем представителей другой культуры. Однако подобное содержание бессознательного удерживается там отнюдь не по мотивационным причинам. И соответственно подобное бессознательное не обязательно оказывает мотивационное влияние на наше поведение. Глава 3. Психодинамическая теория Таблица 3.1. Сравнение двух взглядов на бессознательное: психоаналитического и когнитивного Психоаналитический взгляд Когнитивный взгляд 1. Акцент на алогичном, иррациональном 1. Отсутствие фундаментальных различий характере бессознательных процессов. между сознательными и бессознатель ными процессами. 2. Акцент на мотивах и желаниях как со- 2. Акцент на мыслях как содержании бес-держании бессознательного. сознательного. 3. Акцент на мотивационных аспектах 3. В фокусе — немотивационные аспекты функционирования бессознательного. функционирования бессознательного. Суть этих противостоящих друг другу взглядов точно схвачена в приводимом ниже утверждении Килстрома, одного из лидеров когнитивного направления в изучении бессознательного: Психологическое бессознательное, научно обоснованное современной психологией, весьма отличается от того, что когда-то в Вене имели в виду Зигмунд Фрейд и его коллеги-психоаналитики. Их бессознательное было горячим и влажным; оно кипело гневом и вожделением; оно было примитивно, иррационально и извергало галлюцинации. Бессознательное современной психологии добрее и благороднее, оно более рационально и готово к разумным ограничениям, даже если и его нельзя назвать совсем уж сухим и холодным. Источник: Kihlstrom, Barnhardt, & Tataryn, 1992, p. 788 Хотя предпринимались усилия, чтобы соединить психоаналитический и когнитивный взгляды на бессознательное (Epstein, 1994), расхождение позиций сохраняется. В итоге, хотя важность феноменов бессознательного общепризнана и изучение этих феноменов стало важным направлением эмпирических исследований, однако, правомерность исключительно психоаналитического подхода к теме бессознательного остается спорной для многих, а возможно, и для большинства ученых непсихоаналитической ориентации. Date: 2015-05-09; view: 662; Нарушение авторских прав |