Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляды Фрейда на человека и общество





В психоанализе имплицитно содержатся и взгляды на человека, и взгляды на общество, и даже, может быть, глобальная философия жизни. Хотя Фрейд стремился создать беспристрастную теорию, свободную от предрассудков как своих собственных, так и того исторического периода, в котором он жил, од­нако на самом деле психоаналитическая теория отразила темы, которые были актуальны для Европы конца XIX и начала XX в. Теория Фрейда базировалась на наблюдениях, но это были преимущественно наблюдения за пациентами среднего и высшего класса викторианской эпохи.

В центре психоаналитического учения о человеке находится понимание того, что человек есть энергетическая система. Постулируется, что существует систе-


Взгляды Фрейда на человека и общество



ма, в которой энергия либо течет свободно, либо находит обходные пути, либо накапливается, как вода перед плотиной. Количество энергии ограничено, и если она тратится на одно, то ее остается существенно меньше на другое. То есть энергия, используемая для достижения культурных целей, недоступна бо­лее для сексуальных целей, и наоборот. Если один из каналов выхода энергии заблокирован, то она находит другой, в основном по линии наименьшего со­противления. Цель всего поведения — удовольствие, т.е. уменьшение напряже­ния, или разрядка энергии.

Какое отношение имеет энергетическая модель к человеческому поведению? Эта модель порождена тем воодушевлением, которое переживали ученые во времена Фрейда в связи с открытиями в области энергетической динамики. Например, в соответствии с принципом сохранения энергии, введенным фи­зиком XIX столетия Гельмгольцем, материя и энергия не исчезают, а превра­щаются из одной формы в другую. Не только физики, но и представители других наук изучали законы изменения энергии внутри системы. Как уже говорилось, во время обучения в медицинской школе большое влияние на Фрейда оказал физиолог Брюке. Человек, считал Брюке, движим силами, подчиняющимися закону сохранения энергии, и именно это представление было перенесено Фрейдом на психологические реалии поведения. Век динамики и энергетики обогатил ученых новой концепцией человека, гласящей, что «человек является энергетической системой и подчиняется тем же самым законам, которые управ­ляют мыльными пузырями и движением планет» (Hall, 1954, pp. 12—13).

Помимо представления о человеке как об энергетической системе в кон­цепции Фрейда содержится также мысль о том, что человеческие существа побуждаются сексуальными и агрессивными инстинктами, или влечениями (drives). Взгляды Фрейда на роль агрессии в поведении человека основывались на наблюдениях, но его интерпретация этих наблюдений имела явно философский характер. Так, например, в книге «Недовольство культурой» (Freud, 1930)* Фрейд писал: «А истинная суть всего этого, которая столь яростно отрицается, в том, что люди — вовсе не благородные, дружелюбные существа, жаждущие любви, которые всего лишь защищаются, если на них нападают, напротив, суть в том, что сильно выраженное стремление к агрессии должно быть признано в качестве составной части человеческих инстинктов» (р. 85). Продолжая разъяснять свою позицию дальше, Фрейд заявляет, что инстинкт агрессии лежит «в основе всех эмоциональных и любовных отношений между людьми за одним, быть может, исключением — отношения матери к своему ребенку мужского пола» (р. 89). Мы уже отмечали, что Фрейд опубликовал свою теорию агрессии и инстинкта смерти в 1920 г., после длительной и кровавой Первой мировой войны.

Наряду с влечением к агрессии Фрейд огромное внимание уделял сексуаль­ному влечению и конфликту между выражением этого влечения и обществом. Акцент на сексуальных запретах, очевидно, был особенно тесно связан с вик-

* Работа Фрейда «Civilization and Its Discontents» выходила у нас под названиями: «Цивилизация и ее враги», «Неудовлетворенность культурой» и др. Более точный перевод



Глава 3. Психодинамическая теория


торианской эпохой, в которую жили и Фрейд, и его пациенты. По Фрейду, человек в своем настойчивом стремлении к удовольствию оказывается в конф­ликте с обществом и цивилизацией. Люди действуют в соответствии с принци­пом удовольствия, стремясь к «ничем не обузданному удовлетворению» своих желаний. Однако такой способ действий вступает в противоречие с требовани­ями общества и внешнего мира. Энергия, которая при других обстоятельствах могла бы быть высвобождена в стремлении к удовольствию и наслаждению, в этом случае должна быть заторможена и направлена по другому каналу, чтобы соответствовать целям общества. Фрейд полагал, что и научная деятельность, и деяния художника — практически весь спектр культурного творчества — суть выражение сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем.


АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

КАКОВА ЦЕНА ПОДАВЛЕНИЯ ВОЛНУЮЩИХ МЫСЛЕЙ?


Фрейд предполагал, что ценой прогресса нашей цивилизации оказы­вается нарастающий запрет на прин­цип удовольствия и все усиливающе­еся чувство вины. Нуждается ли ци­вилизация в подобном запрете? Во что обходятся индивиду его усилия подавить желания и отказаться от их «необузданного удовлетворения»?

Последние исследования Даниэля Уэгнера и его сотрудников позволя­ют предположить, что подавление волнующих мыслей может приводить к появлению негативных эмоциональ­ных реакций и образованию психоло­гических симптомов, таких, как фо­бии (иррациональные страхи) и на­вязчивые состояния (поглощенность неуправляемыми мыслями). В этих ис­следованиях испытуемым велели не думать о сексе. Старания не думать о сексе вызывали эмоциональное воз­буждение, причем точно такое же, какое возникало у испытуемых, ко­торым было дано разрешение думать


о сексе. Хотя через несколько минут возбуждение снизилось в обеих груп­пах, они существенно различались по тому, что происходило с ними позже. В первой группе усилия подавить волнующие мысли приводили к втор­жению этих мыслей в сознание и к возвратным всплескам эмоций. Если же испытуемым предоставлялась возмож­ность свободно думать о сексе, подоб­ных психологических последствий не наблюдалось.

Исследователи предполагают, что подавление волнующих мыслей мо­жет усиливать волнение. Другими сло­вами, сам акт подавления может даже больше стимулировать данные мысли, чем в тех случаях, когда мы на­меренно сосредоточиваемся на них. В итоге подобные усилия по подав­лению мыслей не могут сослужить нам хорошую службу ни в эмоциональ­ном, ни в психологическом плане.

Источники: Wegner, 1992, 1994; Wegner et al., 1990.


Взгляды Фрейда на науку, теорию и эмпирические исследования 105

Еще одно следствие конфликта между индивидом и обществом — это ду­шевные страдания (misery) и неврозы. По Фрейду, за прогресс цивилизации человек расплачивается душевными страданиями, утратой ощущения счастья и нарастающим чувством вины.

Таким образом, мы можем видеть, что за формальной концептуализацией теории личности в психоанализе присутствует некий имплицитный взгляд на человека. В соответствии с этим взглядом человеческие существа, подобно дру­гим животным, побуждаются инстинктами, или влечениями, и действуют в целях поиска удовольствия. Люди функционируют как энергетические системы, в той или иной форме распределяя, запасая, разряжая в основе своей одну и ту же энергию. Все поведение детерминировано, и по большей части — силами, лежащими за пределами нашего сознания. В конечном итоге психоанализ встает на защиту инстинктов и ищет способы уменьшения степени их фрустри-рованности (неудовлетворенности).







Date: 2015-05-09; view: 2945; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию