Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Взгляды Фрейда на человека и общество
В психоанализе имплицитно содержатся и взгляды на человека, и взгляды на общество, и даже, может быть, глобальная философия жизни. Хотя Фрейд стремился создать беспристрастную теорию, свободную от предрассудков как своих собственных, так и того исторического периода, в котором он жил, однако на самом деле психоаналитическая теория отразила темы, которые были актуальны для Европы конца XIX и начала XX в. Теория Фрейда базировалась на наблюдениях, но это были преимущественно наблюдения за пациентами среднего и высшего класса викторианской эпохи. В центре психоаналитического учения о человеке находится понимание того, что человек есть энергетическая система. Постулируется, что существует систе- Взгляды Фрейда на человека и общество ма, в которой энергия либо течет свободно, либо находит обходные пути, либо накапливается, как вода перед плотиной. Количество энергии ограничено, и если она тратится на одно, то ее остается существенно меньше на другое. То есть энергия, используемая для достижения культурных целей, недоступна более для сексуальных целей, и наоборот. Если один из каналов выхода энергии заблокирован, то она находит другой, в основном по линии наименьшего сопротивления. Цель всего поведения — удовольствие, т.е. уменьшение напряжения, или разрядка энергии. Какое отношение имеет энергетическая модель к человеческому поведению? Эта модель порождена тем воодушевлением, которое переживали ученые во времена Фрейда в связи с открытиями в области энергетической динамики. Например, в соответствии с принципом сохранения энергии, введенным физиком XIX столетия Гельмгольцем, материя и энергия не исчезают, а превращаются из одной формы в другую. Не только физики, но и представители других наук изучали законы изменения энергии внутри системы. Как уже говорилось, во время обучения в медицинской школе большое влияние на Фрейда оказал физиолог Брюке. Человек, считал Брюке, движим силами, подчиняющимися закону сохранения энергии, и именно это представление было перенесено Фрейдом на психологические реалии поведения. Век динамики и энергетики обогатил ученых новой концепцией человека, гласящей, что «человек является энергетической системой и подчиняется тем же самым законам, которые управляют мыльными пузырями и движением планет» (Hall, 1954, pp. 12—13). Помимо представления о человеке как об энергетической системе в концепции Фрейда содержится также мысль о том, что человеческие существа побуждаются сексуальными и агрессивными инстинктами, или влечениями (drives). Взгляды Фрейда на роль агрессии в поведении человека основывались на наблюдениях, но его интерпретация этих наблюдений имела явно философский характер. Так, например, в книге «Недовольство культурой» (Freud, 1930)* Фрейд писал: «А истинная суть всего этого, которая столь яростно отрицается, в том, что люди — вовсе не благородные, дружелюбные существа, жаждущие любви, которые всего лишь защищаются, если на них нападают, напротив, суть в том, что сильно выраженное стремление к агрессии должно быть признано в качестве составной части человеческих инстинктов» (р. 85). Продолжая разъяснять свою позицию дальше, Фрейд заявляет, что инстинкт агрессии лежит «в основе всех эмоциональных и любовных отношений между людьми за одним, быть может, исключением — отношения матери к своему ребенку мужского пола» (р. 89). Мы уже отмечали, что Фрейд опубликовал свою теорию агрессии и инстинкта смерти в 1920 г., после длительной и кровавой Первой мировой войны. Наряду с влечением к агрессии Фрейд огромное внимание уделял сексуальному влечению и конфликту между выражением этого влечения и обществом. Акцент на сексуальных запретах, очевидно, был особенно тесно связан с вик- * Работа Фрейда «Civilization and Its Discontents» выходила у нас под названиями: «Цивилизация и ее враги», «Неудовлетворенность культурой» и др. Более точный перевод Глава 3. Психодинамическая теория торианской эпохой, в которую жили и Фрейд, и его пациенты. По Фрейду, человек в своем настойчивом стремлении к удовольствию оказывается в конфликте с обществом и цивилизацией. Люди действуют в соответствии с принципом удовольствия, стремясь к «ничем не обузданному удовлетворению» своих желаний. Однако такой способ действий вступает в противоречие с требованиями общества и внешнего мира. Энергия, которая при других обстоятельствах могла бы быть высвобождена в стремлении к удовольствию и наслаждению, в этом случае должна быть заторможена и направлена по другому каналу, чтобы соответствовать целям общества. Фрейд полагал, что и научная деятельность, и деяния художника — практически весь спектр культурного творчества — суть выражение сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым путем. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАКОВА ЦЕНА ПОДАВЛЕНИЯ ВОЛНУЮЩИХ МЫСЛЕЙ? Фрейд предполагал, что ценой прогресса нашей цивилизации оказывается нарастающий запрет на принцип удовольствия и все усиливающееся чувство вины. Нуждается ли цивилизация в подобном запрете? Во что обходятся индивиду его усилия подавить желания и отказаться от их «необузданного удовлетворения»? Последние исследования Даниэля Уэгнера и его сотрудников позволяют предположить, что подавление волнующих мыслей может приводить к появлению негативных эмоциональных реакций и образованию психологических симптомов, таких, как фобии (иррациональные страхи) и навязчивые состояния (поглощенность неуправляемыми мыслями). В этих исследованиях испытуемым велели не думать о сексе. Старания не думать о сексе вызывали эмоциональное возбуждение, причем точно такое же, какое возникало у испытуемых, которым было дано разрешение думать о сексе. Хотя через несколько минут возбуждение снизилось в обеих группах, они существенно различались по тому, что происходило с ними позже. В первой группе усилия подавить волнующие мысли приводили к вторжению этих мыслей в сознание и к возвратным всплескам эмоций. Если же испытуемым предоставлялась возможность свободно думать о сексе, подобных психологических последствий не наблюдалось. Исследователи предполагают, что подавление волнующих мыслей может усиливать волнение. Другими словами, сам акт подавления может даже больше стимулировать данные мысли, чем в тех случаях, когда мы намеренно сосредоточиваемся на них. В итоге подобные усилия по подавлению мыслей не могут сослужить нам хорошую службу ни в эмоциональном, ни в психологическом плане. Источники: Wegner, 1992, 1994; Wegner et al., 1990. Взгляды Фрейда на науку, теорию и эмпирические исследования 105 Еще одно следствие конфликта между индивидом и обществом — это душевные страдания (misery) и неврозы. По Фрейду, за прогресс цивилизации человек расплачивается душевными страданиями, утратой ощущения счастья и нарастающим чувством вины. Таким образом, мы можем видеть, что за формальной концептуализацией теории личности в психоанализе присутствует некий имплицитный взгляд на человека. В соответствии с этим взглядом человеческие существа, подобно другим животным, побуждаются инстинктами, или влечениями, и действуют в целях поиска удовольствия. Люди функционируют как энергетические системы, в той или иной форме распределяя, запасая, разряжая в основе своей одну и ту же энергию. Все поведение детерминировано, и по большей части — силами, лежащими за пределами нашего сознания. В конечном итоге психоанализ встает на защиту инстинктов и ищет способы уменьшения степени их фрустри-рованности (неудовлетворенности). Date: 2015-05-09; view: 2945; Нарушение авторских прав |