Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование словесных отчетов





Клинические исследования личности не обязательно должны включать сло­весные отчеты испытуемых, хотя ясно, что часто они без них не обходятся. Используя словесные отчеты, мы сталкиваемся со специфическими проблемами, связанными с особенностями подобных данных. Отношение к тому, что говорят люди, как к точному отражению того, что на самом деле произошло или происходит в данный момент, вызывает нападки с двух очень разных сторон. Во-первых, психоаналитики и психологи, ориентированные на динамический подход (главы 3 и 4), считают, что люди часто совершенно бессознательно искажают события: «Детское восприятие неточно, дети плохо осознают свои внутренние состояния, и их воспоминания о случившемся далеки от истины. Да и взрослые не многим лучше» (Murray, 1938, р. 15). Во-вторых, многие психологи-экспериментаторы считают, что у людей нет критериев оценки их внутренних процессов и они, отвечая на вопросы интервьюера, руководству­ются скорее умозаключениями о том, что должно было происходить, вместо того, чтобы точно сообщить о том, что произошло на самом деле (Nisbett & Wilson, 1977; Wilson, Hull & Johnson, 1981). Например, несмотря на утверждение экспериментатора, что испытуемые принимают решения под влиянием определенных экспериментальных манипуляций, сами испытуемые могут со­общать, что вели себя так по самым разным причинам. Или возьмем другой


Сравнительная оценка альтернативных подходов к исследованию 85

пример: когда покупателей спрашивали, почему они приобрели данный товар в супермаркете, они называли причину, которая очень сильно отличалась от той, которая, как можно показать экспериментально, на самом деле имела место. По сути, люди выдвигают субъективные резоны того, почему они ведут себя так, как они себя ведут, но они могут и не назвать настоящих объективных причин. Итак, мысль заключается в том, что словесные отчеты — весьма сомнительный источник надежных и валидных данных, и происходит это либо в целях психологической самозащиты, либо из-за вполне «нормальных» трудностей познания людьми своих внутренних процессов (Wilson, 1994).

Другие психологи утверждают, что словесные отчеты следует принимать за то, что они есть, — просто данные (Ericsson & Simon, 1993). При этом выдви­гается аргумент, что нет никаких причин считать, что вербальные сообщения менее полезны, чем наблюдаемые моторные реакции, такие, например, как нажатие на кнопку.

Действительно, вербальные реакции, как и другие поведенческие реакции людей, можно подвергнуть объективному, систематическому и количественно­му анализу. Если вербальные реакции не сбрасывать автоматически со счетов, тогда встает вопрос: «Какие виды вербальных реакций наиболее полезны и за­служивают доверия?» Здесь выдвигается следующая аргументация: испытуемый может сообщать только о тех вещах, которые привлекают или привлекали его внимание. Если экспериментатор просит испытуемого вспомнить или объяс­нить какие-то события, которые были где-то на периферии его внимания, то испытуемый будет либо прибегать к умозаключениям, либо высказывать гипо­тезы о том, что произошло (White, 1980). Так, если вы позднее спросите у человека, почему он предпочел купить в супермаркете именно этот продукт, а не другой, притом что в то время, когда делалась покупка, он не обращал внимания на свой выбор, он даст вам ответ, основанный на умозаключении или на гипотезе, а не действительное объяснение того, что тогда происходило.

Те, кто стоит за использование вербальных сообщений, считают, что если тщательно выспрашивать испытуемых и учитывать сопутствующие высказыва­ниям обстоятельства, то они могут оказаться полезным источником информа­ции. Хотя термин интроспекция (т.е. словесное описание процесса, протекаю­щего внутри человеческой психики) был дискредитирован психологами-экс­периментаторами уже много лет назад, сейчас интерес к подобного рода данным растет. Признавая потенциальную ценность вербальных сообщений, мы тем самым значительно расширяем возможности получения данных, охватывая богатую и содержательную область наблюдений. В то же время мы не должны забывать о задачах соответствия требованиям надежности и валидности. Поэто­му мы должны настаивать на доказательствах того, что те же самые наблюдения и интерпретации могут быть повторены и другими исследователями и что наши данные отражают именно те понятия, которые и предполагалось операционализировать. Высоко оценивая заслуги и огромный потенциал словесных отчетов, мы должны также осознавать вероятность злоупотреблений или наивной интерпретации. Короче говоря, вербальные сообщения, если они претендуют на то, чтобы быть эмпирическими данными, должны проходить такую же строгую проверку, как и другие исследовательские наблюдения.



Глава 2. Научное исследование личности


Date: 2015-05-09; view: 524; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию