Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изучение отдельных случаев и клиническое исследование: достоинства и недостатки
Достоинства и недостатки клинического исследования зависят от того, что именно исследуется и как проводится исследование. Как правило, в клиническом исследовании интересующее нас поведение изучается прямо и непосредственно, и нет необходимости прибегать к экстраполяции данных, получаемых в искусственных условиях, на реальную жизнь. Клиническое исследование может оказаться единственным продуктивным средством для изучения некоторых феноменов (например, военного стресса). И благодаря изучению отдельных случаев мы можем наблюдать всю сложность личностных процессов и взаимодействий индивида со средой. Мы уже говорили о том, что нашу область — психологию личности — от других областей отличает внимание к орга- Глава 2. Научное исследование личности низации структур и процессов внутри личности. Глубинные клинические исследования и изучение отдельных случаев дают возможность познать такую организацию. В то же время подобные исследования могут быть не свободны от субъективизма части исследователей, что приводит к расхождению результатов наблюдений у разных ученых. И поскольку данные, получаемые в ходе наблюдения, опираются на субъективную почву, они существенно проигрывают в надежности и валидности. Углубленное изучение нескольких индивидуумов характеризуется двумя основными чертами, которые отличают его от исследования, в котором принимают участие группы испытуемых (Pervin, 1983). Во-первых, отношения, установленные для группы в целом, могут не отражать особенностей индивидуального поведения или поведения отдельных подгрупп. Например, усредненная кривая научения может не отражать особенностей процесса индивидуального научения. Во-вторых, при рассмотрении только групповых показателей можно пропустить некоторые важные моменты процессов, протекающих у данного конкретного индивида. Много лет назад Генри Мюррей (Henry Murray) отстаивал необходимость изучения индивидуальных случаев наряду с групповыми исследованиями: «Попросту говоря, испытуемые, которые отреагировали так же, как и большинство в группе, могли сделать это по самым разным причинам. Более того, статистический факт не позволяет объяснить нетипичную (данную меньшинством) реакцию. Ее приходится игнорировать как случайность, как исключение из правил. Обтекаемые средние величины нивелируют "индивидуальные особенности индивидуальных организмов", и, таким образом, от нас ускользает сложное взаимодействие сил, которое определяет каждое конкретное событие» (1938, p. viii). Date: 2015-05-09; view: 536; Нарушение авторских прав |