Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выученная беспомощность





В качестве примера лабораторного подхода к исследованию давайте рас­смотрим важную работу Селигмена (Seligman) и понятие выученной беспо­мощности. В ходе давнего исследования, посвященного обусловливанию страха и научению, Селигмен и его сотрудники обнаружили, что собаки, которые подвергались неожиданным и неконтролируемым ударам током в одной ситу­ации, переносили свое чувство беспомощности на другие ситуации, где ударов током можно было избежать. В первой ситуации собаки были поставлены в такие условия, при которых, что бы они ни делали, какую бы реакцию ни давали, это не оказывало никакого действия на включение и выключение элек­трического тока, а также на продолжительность или интенсивность его раз­рядов. Когда их поместили во вторую, совсем иную ситуацию, где прыжок через барьер мог спасти от удара током, большинство собак сдавались сразу и безропотно принимали электрические удары. Первая ситуация научила их, что они никак не могут повлиять на удары током, и они перенесли этот жизненный опыт во вторую ситуацию. Заметим, что это наблюдение было справедливо для большинства собак (около двух третей), но не для всех, — важное обстоятельство, указывающее на различия среди индивидов, к которому мы вернемся позже.

Поведение собак, которые научились тому, что они беспомощны, было особенно поразительно на фоне поведения тех собак, которые прежде не полу­чали ударов током или получали, но при других условиях. В ситуации, где можно было спастись и избежать ударов, эти необученные собаки панически метались, пока случайно не натыкались на действие, которое вело к спасению. После этого они с каждым разом научались находить это спасительное действие все быстрее и быстрее, пока в конце концов не обнаруживали способ вообще избегать ударов током. По контрасту с такими «здоровыми» собаками собаки с выученной беспомощностью поначалу метались так же яростно, но затем останавливались, ложились и скулили. С повторением процедуры собаки сдавались все быстрее и быстрее и принимали удары все более пассивно — классическое проявление выученной беспомощности. Их отчаяние заходило так далеко, что было крайне трудно изменить их ожидания. Экспериментаторы пытались облегчить собакам возможность спастись от ударов током и заставить их двигаться к безопасной зоне, заманивая их пищей, — все было бесполезно. Чаще всего собаки просто продолжали лежать.

Даже за пределами экспериментальных ситуаций поведение беспомощных собак отличалось от небеспомощных: «Когда экспериментатор входит в клетку и пытается забрать из нее небеспомощную собаку, это сделать нелегко, так как она рычит, прижимается к задней стенке клетки и сопротивляется, не даваясь в руки. Напротив, беспомощные собаки, кажется, совсем падают духом; они пассивно лежат на полу клетки, иногда даже переворачиваясь на спину и при­нимая позу подчинения; они не сопротивляются» (Seligman, 1975, р. 25).


Три основных подхода к эмпирическому исследованию



Рис. 2.1. Выученная беспомощность у человека.

Как и в экспериментах на животных, испытуемые, которые поначалу оказывались в безвыходных ситуациях, в последующей тестовой ситуации затрачивали больше вре­мени на то, чтобы отреагировать на сигнал, и им чаще не удавалось избавиться от шума, чем испытуемым, у которых и в первоначальной ситуации была возможность предотвратить шум (Hiroto, 1974).

© 1974, Американская психологическая ассоциация. Печатается с разрешения.

Дальнейшее исследование показало, что те же самые явления, обнаружен­ные у собак, могут быть вызваны и у человека (Hiroto, 1974). В этом экспери­менте одна группа студентов колледжа слышала громкий шум, который можно было регулировать нажатием кнопки, вторая группа слышала тот же шум, но не могла прекратить его, а третья (контрольная) группа вообще не слышала ни­какого шума. Затем все три группы оказывались в одинаковых условиях — в ситуации, где испытуемые, чтобы спастись от шума, должны были быстро переложить руки с одной стороны ящика на другую, как только появится световой сигнал. Первая и третья группы быстро научились спасаться от шума, двигая руками, но членам группы с выученной беспомощностью этого сделать не удалось; большинство из них сидели пассивно и терпели невыносимый шум. О влиянии выученной беспомощности судили также по латентному периоду реакции, т.е. по тому, как много времени проходило, прежде чем испытуемые реагировали на световой сигнал. В итоге выяснилось, что возможность (или невозможность) что-либо предпринимать ради спасения от шума, которую имели испытуемые на первом этапе эксперимента, на втором этапе привела к отчетливым различиям поведения, связанным с выученной беспомощностью (рис. 2.1).


Последующие исследования продемонстрировали, что подобная выученная беспомощность обладает способностью генерализовываться, т.е. распространяться на более широкий спектр действий помимо того, на котором и произошло науче­ние беспомощности (Hiroto & Seligman, 1975). Исследования показали, что обу­чение беспомощности может произойти, даже если человек просто наблюдает образцы беспомощного поведения (Brown & Inouye, 1978; DeVellis, DeVellis &



Глава 2. Научное исследование личности


McCauley, 1978). Люди быстрее сдаются, когда они видят сходство между собой и моделью, демонстрирующей беспомощное поведение, по сравнению с ситуаци­ями, когда у них перед глазами есть пример успешных действий или когда модель беспомощна, но наблюдатели считают себя более компетентными, чем она.

Селигмен объяснил феномен выученной беспомощности тем, что животное или человек обучаются тому, что конечные результаты не зависят от их действий. Ожидание же того, что результаты не зависят от реакции организма, влечет за собой целый ряд мотивационных, когнитивных и эмоциональных последствий: 1) неуправляемые события снижают мотивацию к поиску других реакций, которые смогут взять ситуацию под контроль; 2) в результате неконтролируемости первоначальных событий у организма возникают трудности в усвоении того, что его реакции могут воздействовать на другие события; 3) повторный опыт переживания неконтролируемости событий постепенно приводит к эмоциональному состоянию, напоминающему то, которое у человека называется депрессией.

Это и есть теория беспомощности — теория, которая одновременно содержит предположения о возможностях предупреждения, а также лечения подобных состояний. Прежде всего, чтобы защитить организм от ожидания того, что события не зависят от его поведения, следовало бы обеспечить его теми пере­живаниями, которые он испытывает, когда осуществляет контроль над собы­тиями. В частности, опыт столкновения с травмирующим событием, которое можно контролировать, оказывается, защищает организм от последствий столк­новения с травмой, которую нельзя избежать. Селигмен замечает, что собаки, участвовавшие в его первоначальном исследовании и не ставшие беспомощны­ми даже в том случае, когда не могли избежать ударов током, скорее всего имели опыт столкновения с травмирующими, но контролируемыми событиями еще до попадания в лабораторию. Это было проверено, и обнаружилось, что собаки, имеющие недостаточный опыт в контролировании чего бы то ни было, особенно поддаются состоянию беспомощности. Если же лечить человека, уже страдающего от депрессивного ожидания неуправляемости событий, то его необходимо нацелить на опыт, в результате которого у него возродится вера, что действие приводит к вознаграждению, подкрепляется. В терапии это, как правило, игры и задачи с нарастающим уровнем сложности, где каждому вна­чале гарантирован успех (Beck, 1991).

Модель выученной беспомощности и связанные с ней эксперименты дей­ствительно производят сильное впечатление. Негативный эффект столкновения с неконтролируемыми событиями был получен в экспериментах с кошками, рыбами и крысами, а также собаками и людьми. Тем не менее дальнейшие исследования с участием людей заставили предположить, что существуют дополнительные факторы, которые важны для определения последствий столк­новения с неконтролируемой ситуацией. По крайней мере у людей эффект столкновения с неконтролируемыми событиями явно зависит от того, как че­ловек интерпретирует то, что произошло. Наблюдения за изменением эффектов в зависимости от модификаций условий эксперимента или от индивидуальных различий между людьми привели к переформулированию модели выученной беспомощности. Хотя мы здесь не охватили все экспериментальные работы по выученной беспомощности, но, забегая вперед, надо сказать, что многие


Три основных подхода к эмпирическому исследованию 75

исследования, вытекающие из усовершенствованной модели, используют кор­реляционный анализ, а не экспериментальные процедуры. Некоторые из этих исследований мы рассмотрим в следующем разделе. Тем не менее к настоящему моменту на примере экспериментов Селигмена мы уже можем осмыслить не­которые характеристики, определяющие суть экспериментального подхода. В ис­следовательской программе Селигмена мы увидели точное воздействие на ре­левантные переменные или тщательный контроль за ними и, в целом, ставку на систематические влияния, не зависящие от индивидуальных различий.







Date: 2015-05-09; view: 677; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию