Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешний и внутренний локусы контроля





(интернальность-экстернальность)

Интересное сравнение экспериментальных и корреляционных подходов к исследованию можно сделать, если ненадолго вернуться к эксперименту с вы­ученной беспомощностью у людей (см. рис. 2.1). Напомним, что в нем было



Глава 2. Научное исследование личности


показано, что в новой ситуации у испытуемых, которые поначалу оказывались в безвыходном положении, время реакции на световой сигнал было больше и им чаще не удавалось избежать шума по сравнению с теми, у кого с самого начала была возможность спастись. Интерпретировалось это таким образом, что в безвыходной ситуации испытуемые обучились тому, что их действия не могут повлиять на конечный результат. А будут ли испытуемые, которые уже различа­ются по своей вере в способность повлиять на конечный результат, различаться и по тому, как они поведут себя во второй экспериментальной ситуации? Другими словами, будут ли в этой ситуации личностные различия, которые уже сложились в естественных условиях, так же сказываться на поведении, как и различия, приобретенные в результате экспериментальных манипуляций? Те­перь мы можем более подробно рассмотреть эксперименты Хирото (Hiroto) на выученную беспомощность у людей. Хирото изучал не только то, как влияют на последующее поведение специально созданные условия, в которых имелись либо не имелись шансы на спасение, но и индивидуальные различия по такой личностной характеристике, как локус контроля.

Понятие локуса контроля является составной частью личностной теории
социального научения, которую разработал Дж. Роттер (Rotter, 1966, 1982), и
обозначает генерализованное ожидание, связанное с детерминантами наград и
наказаний в жизни человека. На одном полюсе находятся люди, которые верят в
свою способность контролировать жизненные события, что означает внут­
ренний локус контроля, или интернальность. На другом полюсе находятся люди,
которые убеждены, что жизненные награды и наказания являются результатом
внешних обстоятельств, таких, как случай, везение или судьба, что означает
внешний локус контроля, или экстернальность. Шкала

Интернальности—Экстер-нальности (или И—Э-шкала, или шкала внутреннего—внешнего локусов контроля) была разработана для измерения индивидуальных различий в восприятии того, находятся ли награды и наказания в основном под внутренним или под внешним контролем. Типичные высказывания приведены на рис. 2.2.


1 а. Многие неприятности в жизни человека частично связаны с тем, что ему не везет.

16. Многие несчастья человека происходят из-за его ошибок.

2а. Одна из главных причин, по которым случаются войны, состоит в том, что люди недостаточно интересуются политикой.

26. Войны будут всегда, даже если люди будут очень стараться предотвратить их.

За. Иногда я не могу понять, на каком основании учителя решают, какие оценки ставить.

36. Существует прямая связь между тем, насколько добросовестно я учусь, и оценками, которые я получаю.

4а. Средний гражданин может оказывать влияние на решения правительства.

Рис. 2.2. Примеры высказываний, образующих роттеровскую шкалу Интернальнос-ти-Экстернальности (внутреннего-внешнего локусов контроля).

46. Этот мир управляется небольшой кучкой людей, стоящих у власти, и ма­ленький человек мало что может сделать.


Три основных подхода к эмпирическому исследованию 11

Рис. 2.3. Локус контроля и скорость избегания шума.

Личностная переменная «экстернальность», оказывается, действует подобно искусст­венно созданной переменной «безвыходность». Ввиду совпадения эффектов, порож­денных безвыходностью, и эффектов, порожденных экстернальностью, можно пред­положить, что в их основе лежит один и тот же процесс — ожидание того, что действие и подкрепление не связаны друг с другом (Hiroto, 1974).

© 1974, Американская психологическая ассоциация. Печатается с разрешения.

Так как убеждения людей с внешним локусом контроля сильно напоминают убеждения, характерные для выученной беспомощности, Хирото заподозрил, что люди, различающиеся по личностной характеристике локуса контроля, будут вести себя по-разному в тестовой ситуации эксперимента на беспо­мощность. Разделив испытуемых на крайние группы по локусу контроля на основании ответов по И-Э-шкале, Хирото ставил представителей каждой группы в безвыходные ситуации и в ситуации, из которых можно было найти выход, и затем наблюдал за их поведением в тестовой ситуации. Как и ожидалось, он обнаружил, что в тестовой ситуации испытуемые с внешним локусом контроля, независимо от предварительной «обработки», действовали медленнее, чтобы избежать неприятного шума, чем это делали испытуемые с внутренним локусом контроля (рис. 2.3).

Иными словами, такая личностная переменная, как экстернальность, ока­зывается, действует подобно искусственно созданной ситуативной переменной безвыходности, формируемой в эксперименте. Благодаря этому была обнару­жена связь между уже существующими индивидуальными различиями и пове­дением в тестовой ситуации.







Date: 2015-05-09; view: 607; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию