Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внешний и внутренний локусы контроля
(интернальность-экстернальность) Интересное сравнение экспериментальных и корреляционных подходов к исследованию можно сделать, если ненадолго вернуться к эксперименту с выученной беспомощностью у людей (см. рис. 2.1). Напомним, что в нем было Глава 2. Научное исследование личности показано, что в новой ситуации у испытуемых, которые поначалу оказывались в безвыходном положении, время реакции на световой сигнал было больше и им чаще не удавалось избежать шума по сравнению с теми, у кого с самого начала была возможность спастись. Интерпретировалось это таким образом, что в безвыходной ситуации испытуемые обучились тому, что их действия не могут повлиять на конечный результат. А будут ли испытуемые, которые уже различаются по своей вере в способность повлиять на конечный результат, различаться и по тому, как они поведут себя во второй экспериментальной ситуации? Другими словами, будут ли в этой ситуации личностные различия, которые уже сложились в естественных условиях, так же сказываться на поведении, как и различия, приобретенные в результате экспериментальных манипуляций? Теперь мы можем более подробно рассмотреть эксперименты Хирото (Hiroto) на выученную беспомощность у людей. Хирото изучал не только то, как влияют на последующее поведение специально созданные условия, в которых имелись либо не имелись шансы на спасение, но и индивидуальные различия по такой личностной характеристике, как локус контроля. Понятие локуса контроля является составной частью личностной теории Интернальности—Экстер-нальности (или И—Э-шкала, или шкала внутреннего—внешнего локусов контроля) была разработана для измерения индивидуальных различий в восприятии того, находятся ли награды и наказания в основном под внутренним или под внешним контролем. Типичные высказывания приведены на рис. 2.2. 1 а. Многие неприятности в жизни человека частично связаны с тем, что ему не везет. 16. Многие несчастья человека происходят из-за его ошибок. 2а. Одна из главных причин, по которым случаются войны, состоит в том, что люди недостаточно интересуются политикой. 26. Войны будут всегда, даже если люди будут очень стараться предотвратить их. За. Иногда я не могу понять, на каком основании учителя решают, какие оценки ставить. 36. Существует прямая связь между тем, насколько добросовестно я учусь, и оценками, которые я получаю. 4а. Средний гражданин может оказывать влияние на решения правительства.
46. Этот мир управляется небольшой кучкой людей, стоящих у власти, и маленький человек мало что может сделать.
Рис. 2.3. Локус контроля и скорость избегания шума. Личностная переменная «экстернальность», оказывается, действует подобно искусственно созданной переменной «безвыходность». Ввиду совпадения эффектов, порожденных безвыходностью, и эффектов, порожденных экстернальностью, можно предположить, что в их основе лежит один и тот же процесс — ожидание того, что действие и подкрепление не связаны друг с другом (Hiroto, 1974). © 1974, Американская психологическая ассоциация. Печатается с разрешения. Так как убеждения людей с внешним локусом контроля сильно напоминают убеждения, характерные для выученной беспомощности, Хирото заподозрил, что люди, различающиеся по личностной характеристике локуса контроля, будут вести себя по-разному в тестовой ситуации эксперимента на беспомощность. Разделив испытуемых на крайние группы по локусу контроля на основании ответов по И-Э-шкале, Хирото ставил представителей каждой группы в безвыходные ситуации и в ситуации, из которых можно было найти выход, и затем наблюдал за их поведением в тестовой ситуации. Как и ожидалось, он обнаружил, что в тестовой ситуации испытуемые с внешним локусом контроля, независимо от предварительной «обработки», действовали медленнее, чтобы избежать неприятного шума, чем это делали испытуемые с внутренним локусом контроля (рис. 2.3). Иными словами, такая личностная переменная, как экстернальность, оказывается, действует подобно искусственно созданной ситуативной переменной безвыходности, формируемой в эксперименте. Благодаря этому была обнаружена связь между уже существующими индивидуальными различиями и поведением в тестовой ситуации. Date: 2015-05-09; view: 607; Нарушение авторских прав |