Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Границы семейного влияния






Долгое время специалисты по пси­
хологии личности и психологии раз­
вития полагали, что семья имеет пер­
востепенное значение для формиро­
вания личности. А именно: считалось,
что дети из одной и той же семьи име­
ют общие личностные характеристи­
ки в результате общих влияний сре­
ды, т.е. вследствие принадлежности
к одной и той же семье. Но, как
отмечалось в этой главе, генетики
поведения — специалисты,

изучающие связи между генетичес­ким сходством и„личностными харак­теристиками и таким образом стре­мящиеся обнаружить генетические влияния на личность, — пришли к выводу, что сиблинги, выросшие в одной семье, растут, тем не менее, не в одной и той же среде. Скорее се­мейная среда специфична для каж­дого отдельного ребенка. Более того, некоторые генетики считают, что влияние семейной среды на личность вообще не слишком велико! Они полагают, что гены играют большую роль в развитии личности, чем опыт проживания в семье, причем гены действуют не только не­посредственно, но и опосредованно, порождая у разных индивидов разные реакции на одну и ту же среду. На­пример, агрессивные по темпераменту дети могут выбирать для себя иные среды, вызывать иные реакции со стороны окружающих и реагировать на те же внешние события иначе, чем


дети с пассивным темпераментом. Таким образом, утверждают эти гене­тики, даже если влияния среды имеют некоторое значение, то в большей степени это — влияния внесемейной среды и они сами в свою очередь обус­ловлены генетическими факторами. Эти заявления не могли не вызвать реакцию со стороны психологов, ко­торые считают семейные отношения важнейшим фактором формирования как сходств, так и различий между сиблингами. В одном особенно инте­ресном недавнем исследовании было обнаружено, что на отношение к ро­мантической любви главным образом влияет общая семейная среда, а ге­нетические факторы вряд ли вообще оказывают какое-либо влияние. Со­гласно авторам этого исследования, в полном соответствии с теориями, придающими семейным взаимоотно­шениям большое значение в разви­тии личности, «общая семейная сре­да играет заметную роль в детерми­нации стиля любви» (Waller & Shaver, 1994, p. 268).

Быть может, лучшее, что можно пред­ложить в сложившейся ситуации, — это констатировать, что нам еще мно­гое предстоит понять в том, как среда и гены взаимодействуют в форми­ровании многообразных личностных характеристик.

Источники: Harris, 1995; Hoffman, 1991; Rowe, 1994; Scan, 1992; Waller & Shaver, 1994.


Теория личности как ответ на вопросы «что?», «как?» и «почему?» 45

В последнее время исследователи сосредоточились на вопросе: почему дети из одной и той же семьи так не похожи друг на друга? Ответ заключается не только в различиях конституций детей, но и в различном опыте, пережитом ими в своей семье, и в различном опыте, пережитом за пределами семьи (Dunn & Plomin, 1990; Plomin et al, 1990; Plomin & Daniels, 1987). К удивлению многих разница в опыте сиблингов* (создающая для них фактически раздельную среду) может оказаться даже более важной для развития личности, чем опыт, объединяющий их как членов данной семьи.

Сверстники. Если общая семейная среда не так важна, как думали многие, тогда что же важно? Может быть, уникальный семейный опыт каждого ребенка? Недавно была предложена и другая альтернатива. Согласно этой точке зрения, именно окружение сверстников — тот фактор, который объясняет влияние среды на развитие личности: «Именно опыт пребывания в детских и подростковых группах, а не опыт пребывания в семье, объясняет, как среда влияет на развитие личности. На вопрос: "Почему дети из одной семьи так отличаются друг от друга?" (Plomin & Daniels, 1987) — можно ответить, что они имеют разный опыт вне дома, а их опыт внутри дома не делает их более похожими» (Harris, 1995, р. 481).

Здесь имеется в виду, что дети многому обучаются у себя дома, но эти влияния сказываются в домашней среде, а на фоне мощного влияния группы сверстников часто тускнеют. Таким образом, группа сверстников служит фак­тором социализации индивида, побуждая его принимать новые правила по­ведения и давая ему опыт, который оказывает длительное и устойчивое влия­ние на развитие личности. С этой точки зрения, отношения с родителями важны для раннего развития, но в дальнейшем более значимой для развития личности оказывается роль сверстников, и именно их влияние является более прочным.







Date: 2015-05-09; view: 569; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию