Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение между генетическими и средовыми детерминантами





Как мы уже отмечали, психологи традиционно спорят, что важнее — среда или наследственность. В то же время все психологи, наверное, согласятся, что это бессмысленные дебаты, так как генетические признаки и средовые харак­теристики взаимодействуют между собой, т.е. нельзя говорить о какой бы то ни было среде без наследственности и о какой бы то ни было наследственности без среды. Таким образом, истинная задача психологов состоит в том, чтобы интерпретировать процесс развития как результат постоянно продолжающегося взаимодействия между генетическими и средовыми факторами. Например, рассмотрим понятие диапазон реакции (Gottesman, 1963)**. Суть этого понятия сводится к тому, что наследственность фиксирует некоторый набор возможных вариантов, а среда в итоге как бы выбирает один конкретный вариант. То есть наследственность может устанавливать диапазон, внутри которого дальнейшее развитие данного свойства определяется условиями среды. Например,

Сиблинги — братья и сестры, имеющие общих родителей. (Примеч. науч. ред.) ** В отечественной литературе обычно употребляется термин «норма реакции». (Примеч. науч. ред.)

*



Глава 1. Теория личности


наследственность может очертить пределы музыкальных или спортивных спо­собностей индивида, а среда определит конкретную степень и форму развития этих способностей.

Будучи в целом полезной, концепция диапазона реакции вместе с тем не может обрисовать активный процесс непрерывного взаимодействия между при­родой и воспитанием. Едва появившись на свет, младенцы не только подвергаются различным воздействиям среды, но и в зависимости от унаследованных кон­ституциональных различий вызывают разные реакции со стороны среды. Напри­мер, гиперактивный ребенок вызывает у родителей совершенно иную реакцию, чем спокойный ребенок, очаровательный ребенок — иную реакцию, чем некра­сивый, а девочка — не такую реакцию, как мальчик, и т.п. В дальнейшем человек будет стремиться выбирать себе среду частично в соответствии со своими консти­туциональными особенностями, а отчасти — в соответствии с прошлым опытом переживания удовольствия или боли в различных средах. Таким образом, мы име­ем дело не с простыми причинно-следственными отношениями, а с постоянным взаимодействием между наследственностью и средой.

Суммируя все сказанное, можно сделать вывод, что личность детерми­нируется множеством взаимодействующих факторов, включая генетические, культурные, классовые и семейные влияния. Наследственность устанавливает диапазон развития характеристик; внутри этого диапазона характеристики де­терминируются условиями среды. Наследственность обеспечивает нас способ­ностями, которые культура будет либо не будет вознаграждать и культивировать. Взаимодействие этого множества генетических и средовых факторов можно наблюдать буквально в каждом значимом аспекте личности. Теория личности должна объяснить, как происходит развитие структур и паттернов поведения. Именно теория личности призвана объяснить, что развивается, как и почему.







Date: 2015-05-09; view: 615; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию