Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соотношение между генетическими и средовыми детерминантами
Как мы уже отмечали, психологи традиционно спорят, что важнее — среда или наследственность. В то же время все психологи, наверное, согласятся, что это бессмысленные дебаты, так как генетические признаки и средовые характеристики взаимодействуют между собой, т.е. нельзя говорить о какой бы то ни было среде без наследственности и о какой бы то ни было наследственности без среды. Таким образом, истинная задача психологов состоит в том, чтобы интерпретировать процесс развития как результат постоянно продолжающегося взаимодействия между генетическими и средовыми факторами. Например, рассмотрим понятие диапазон реакции (Gottesman, 1963)**. Суть этого понятия сводится к тому, что наследственность фиксирует некоторый набор возможных вариантов, а среда в итоге как бы выбирает один конкретный вариант. То есть наследственность может устанавливать диапазон, внутри которого дальнейшее развитие данного свойства определяется условиями среды. Например, Сиблинги — братья и сестры, имеющие общих родителей. (Примеч. науч. ред.) ** В отечественной литературе обычно употребляется термин «норма реакции». (Примеч. науч. ред.) * Глава 1. Теория личности наследственность может очертить пределы музыкальных или спортивных способностей индивида, а среда определит конкретную степень и форму развития этих способностей. Будучи в целом полезной, концепция диапазона реакции вместе с тем не может обрисовать активный процесс непрерывного взаимодействия между природой и воспитанием. Едва появившись на свет, младенцы не только подвергаются различным воздействиям среды, но и в зависимости от унаследованных конституциональных различий вызывают разные реакции со стороны среды. Например, гиперактивный ребенок вызывает у родителей совершенно иную реакцию, чем спокойный ребенок, очаровательный ребенок — иную реакцию, чем некрасивый, а девочка — не такую реакцию, как мальчик, и т.п. В дальнейшем человек будет стремиться выбирать себе среду частично в соответствии со своими конституциональными особенностями, а отчасти — в соответствии с прошлым опытом переживания удовольствия или боли в различных средах. Таким образом, мы имеем дело не с простыми причинно-следственными отношениями, а с постоянным взаимодействием между наследственностью и средой. Суммируя все сказанное, можно сделать вывод, что личность детерминируется множеством взаимодействующих факторов, включая генетические, культурные, классовые и семейные влияния. Наследственность устанавливает диапазон развития характеристик; внутри этого диапазона характеристики детерминируются условиями среды. Наследственность обеспечивает нас способностями, которые культура будет либо не будет вознаграждать и культивировать. Взаимодействие этого множества генетических и средовых факторов можно наблюдать буквально в каждом значимом аспекте личности. Теория личности должна объяснить, как происходит развитие структур и паттернов поведения. Именно теория личности призвана объяснить, что развивается, как и почему. Date: 2015-05-09; view: 615; Нарушение авторских прав |