Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс. Теории можно сравнивать не только по структурным, но и по динамичес­ким, мотивационным понятиям, которые они используют





Теории можно сравнивать не только по структурным, но и по динамичес­ким, мотивационным понятиям, которые они используют, для того чтобы объяс­нить поведение. Эти понятия относятся к процессуальным аспектам поведения человека.

В психологии личности приняты на вооружение три основные категории мотивационных понятий: мотивы удовольствия (или гедонистические моти­вы), мотивы роста (или самоактуализации) и когнитивные мотивы (Pervin, 1966).

Концепция гедонистических мотивов наибольшее значение придает поиску удовольствия и избеганию боли. Есть два варианта теорий, построенных на этой мотивационной концепции: модели снижения напряжения и модели по­буждения (incentive models). Один известный теоретик называет первый тип моделей теориями «подталкивания» (push), или «вилы в бок», а второй тип — теориями «тяги» (pull), или «морковки перед носом» (Kelly, 1958a). В соответ­ствии с моделями снижения напряжения, физиологические потребности со­здают напряжения, которые индивид стремится снять через удовлетворение своих потребностей. Например, голод или жажда создают напряжение, которое уменьшается, если что-нибудь поесть или попить. Обычно используется термин влечение, или драйв*, чтобы передать внутреннее состояние напряжения, которое активирует и направляет («толкает») человека в сторону уменьшения напряжения. В отличие от моделей уменьшения напряжения, в моделях «тяги», или «морковки», акцентируются конечные пункты, цели или внешние побудители, которых человек хочет достичь. Например, человек может стре­миться к деньгам, славе или власти. Хотя здесь подчеркивается цель, а не внут­реннее состояние напряжения, однако совершенно ясно, что при этом речь идет о стремлении к удовольствию, только в этом случае удовольствие ассоци­ируется с достижением цели. Именно по этой причине побудительные модели мотивации, так же как и теории снижения напряжения, считаются гедонисти­ческими теориями, или теориями ориентации на удовольствие.

* Влечение и драйв — это два варианта перевода одного и того же английского термина drive. Вариант «.влечение» больше характерен для психоаналитической традиции (при этом в немецких оригиналах психоаналитических текстов ему соответствует термин Trieb), а вариант «драйв» — для бихевиористской. Иногда термин drive переводят также словами внутреннее побуждение. (Примеч. пер. и науч. ред.)



Глава 1. Теория личности


В отличие от гедонистических теорий, другие мотивационные теории под­черкивают стремление организма к росту и самореализации. В соответствии с этими представлениями, индивиды стремятся взрастить и реализовать свой по­тенциал даже ценой увеличения напряжения.

И наконец, в когнитивных теориях мотивации акцент делается на усилиях человека понять и предугадать события, происходящие в мире. С точки зрения этих теорий, у человека есть потребность в согласованности или в познании, а не в удовольствии или в самореализации. Например, человек может стремиться к сохранению согласованного образа Я или к предсказуемости поведения других людей. В этом случае предсказуемость и внутренняя согласованность предпо­читаются субъектом, даже если ему приходится расплачиваться за это болью и дискомфортом. Таким образом, это означает, что люди иногда могут предпочи­тать неприятное событие приятному, если оно делает мир более предсказуе­мым и стабильным (Swann, 1992).

На раннем этапе развития психологии личности самой распространенной моделью была теория снижения напряжения. Однако исследования, проведен­ные на животных и на людях, показали, что зачастую организм, наоборот, стремится к напряжению. Например, обезьяны трудятся, чтобы разрешить заданную им задачу, независимо от награды; фактически награда может даже помешать успешному решению. Исследовательское и игровое поведение пред­ставителей многих видов животных хорошо известно. Подобные наблюдения привели Р. У. Уайта (R. W. White, 1959) к концепции процесса человеческой деятельности, который он назвал мотивацией компетентности. В соответствии с этой концепцией, люди стремятся компетентно и эффективно воздейст­вовать на среду. Действительно, по мере взросления людей все большая часть их действий оказывается связанной с развитием навыков ради овладения мастерством или ради того, чтобы успешно воздействовать на окружающую среду, и все меньшая часть их действий служит исключительно снижению напряжения.

В истории психологии личности в разные времена популярностью пользо­вались самые разные теории мотивации. Вплоть до 50-х годов такой теорией была теория влечения. С падением интереса к влечениям и снижению напря­жения более популярными стали модели роста и самоактуализации. С прихо­дом когнитивной революции в 60-е годы появился интерес к познавательным мотивам, связанным с потребностью в согласованности и предсказуемости. А сегодня наблюдается растущий интерес к целевым теориям, которые делают акцент на стремлении человека достичь ожидаемой конечной цели.

Надо ли обязательно делать выбор между различными теориями мотивации — снижением напряжения, самоактуализацией, познавательными потреб­ностями, конечными целями? Можно ли сказать, что одно из этих учений правильное, а все остальные — ложные? Как мы увидим в последующих главах этой книги, различные теоретики личности склоняются к акцентированию какой-либо одной мотивационной модели. Тем не менее не исключено, что люди способны проявлять разные виды мотивов, иногда стремясь к удоволь­ствию в форме снижения напряжения или достижения цели, иногда стремясь к самоактуализации, а иногда желая согласованности и предсказуемости. Ин-


Теория личности как ответ на вопросы «что?», «как?» и «почему?» 41

дивиды могут различаться по тому, насколько и в какой степени их направляет тот или иной мотив. Иными словами, такие индивидуальные особенности сами могут быть важной составной частью личности. Хотя подобный взгляд возможен и даже желателен, различные исследователи личности все-таки скло­няются к какой-либо одной модели для объяснения процессуальных аспектов поведения человека.

Date: 2015-05-09; view: 549; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию