Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Процесс. Теории можно сравнивать не только по структурным, но и по динамическим, мотивационным понятиям, которые они используют
Теории можно сравнивать не только по структурным, но и по динамическим, мотивационным понятиям, которые они используют, для того чтобы объяснить поведение. Эти понятия относятся к процессуальным аспектам поведения человека. В психологии личности приняты на вооружение три основные категории мотивационных понятий: мотивы удовольствия (или гедонистические мотивы), мотивы роста (или самоактуализации) и когнитивные мотивы (Pervin, 1966). Концепция гедонистических мотивов наибольшее значение придает поиску удовольствия и избеганию боли. Есть два варианта теорий, построенных на этой мотивационной концепции: модели снижения напряжения и модели побуждения (incentive models). Один известный теоретик называет первый тип моделей теориями «подталкивания» (push), или «вилы в бок», а второй тип — теориями «тяги» (pull), или «морковки перед носом» (Kelly, 1958a). В соответствии с моделями снижения напряжения, физиологические потребности создают напряжения, которые индивид стремится снять через удовлетворение своих потребностей. Например, голод или жажда создают напряжение, которое уменьшается, если что-нибудь поесть или попить. Обычно используется термин влечение, или драйв*, чтобы передать внутреннее состояние напряжения, которое активирует и направляет («толкает») человека в сторону уменьшения напряжения. В отличие от моделей уменьшения напряжения, в моделях «тяги», или «морковки», акцентируются конечные пункты, цели или внешние побудители, которых человек хочет достичь. Например, человек может стремиться к деньгам, славе или власти. Хотя здесь подчеркивается цель, а не внутреннее состояние напряжения, однако совершенно ясно, что при этом речь идет о стремлении к удовольствию, только в этом случае удовольствие ассоциируется с достижением цели. Именно по этой причине побудительные модели мотивации, так же как и теории снижения напряжения, считаются гедонистическими теориями, или теориями ориентации на удовольствие. * Влечение и драйв — это два варианта перевода одного и того же английского термина drive. Вариант «.влечение» больше характерен для психоаналитической традиции (при этом в немецких оригиналах психоаналитических текстов ему соответствует термин Trieb), а вариант «драйв» — для бихевиористской. Иногда термин drive переводят также словами внутреннее побуждение. (Примеч. пер. и науч. ред.) Глава 1. Теория личности В отличие от гедонистических теорий, другие мотивационные теории подчеркивают стремление организма к росту и самореализации. В соответствии с этими представлениями, индивиды стремятся взрастить и реализовать свой потенциал даже ценой увеличения напряжения. И наконец, в когнитивных теориях мотивации акцент делается на усилиях человека понять и предугадать события, происходящие в мире. С точки зрения этих теорий, у человека есть потребность в согласованности или в познании, а не в удовольствии или в самореализации. Например, человек может стремиться к сохранению согласованного образа Я или к предсказуемости поведения других людей. В этом случае предсказуемость и внутренняя согласованность предпочитаются субъектом, даже если ему приходится расплачиваться за это болью и дискомфортом. Таким образом, это означает, что люди иногда могут предпочитать неприятное событие приятному, если оно делает мир более предсказуемым и стабильным (Swann, 1992). На раннем этапе развития психологии личности самой распространенной моделью была теория снижения напряжения. Однако исследования, проведенные на животных и на людях, показали, что зачастую организм, наоборот, стремится к напряжению. Например, обезьяны трудятся, чтобы разрешить заданную им задачу, независимо от награды; фактически награда может даже помешать успешному решению. Исследовательское и игровое поведение представителей многих видов животных хорошо известно. Подобные наблюдения привели Р. У. Уайта (R. W. White, 1959) к концепции процесса человеческой деятельности, который он назвал мотивацией компетентности. В соответствии с этой концепцией, люди стремятся компетентно и эффективно воздействовать на среду. Действительно, по мере взросления людей все большая часть их действий оказывается связанной с развитием навыков ради овладения мастерством или ради того, чтобы успешно воздействовать на окружающую среду, и все меньшая часть их действий служит исключительно снижению напряжения. В истории психологии личности в разные времена популярностью пользовались самые разные теории мотивации. Вплоть до 50-х годов такой теорией была теория влечения. С падением интереса к влечениям и снижению напряжения более популярными стали модели роста и самоактуализации. С приходом когнитивной революции в 60-е годы появился интерес к познавательным мотивам, связанным с потребностью в согласованности и предсказуемости. А сегодня наблюдается растущий интерес к целевым теориям, которые делают акцент на стремлении человека достичь ожидаемой конечной цели. Надо ли обязательно делать выбор между различными теориями мотивации — снижением напряжения, самоактуализацией, познавательными потребностями, конечными целями? Можно ли сказать, что одно из этих учений правильное, а все остальные — ложные? Как мы увидим в последующих главах этой книги, различные теоретики личности склоняются к акцентированию какой-либо одной мотивационной модели. Тем не менее не исключено, что люди способны проявлять разные виды мотивов, иногда стремясь к удовольствию в форме снижения напряжения или достижения цели, иногда стремясь к самоактуализации, а иногда желая согласованности и предсказуемости. Ин- Теория личности как ответ на вопросы «что?», «как?» и «почему?» 41 дивиды могут различаться по тому, насколько и в какой степени их направляет тот или иной мотив. Иными словами, такие индивидуальные особенности сами могут быть важной составной частью личности. Хотя подобный взгляд возможен и даже желателен, различные исследователи личности все-таки склоняются к какой-либо одной модели для объяснения процессуальных аспектов поведения человека. Date: 2015-05-09; view: 595; Нарушение авторских прав |