![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Поиск определения личности
Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чем они различаются. Почему одни достигают успеха, а другие — нет? Почему одни воспринимают вещи именно так, а другие — иначе? Почему одни страдают от сильных стрессов, а другие — нет? Глава ]. Теория личности Исследователи личности интересуются также и целостной индивидуальностью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема понимания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто дает больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит, мы должны понимать их именно в таком свете. Выделив в качестве основного предмета исследования индивидуальные различия и целостного человека, как мы определим личность? Для широкой публики слово «личность» может выступать в роли оценочного суждения: если нам кто-то нравится, то потому, что он (или она) представляет собой «хорошую личность», или «масштабную личность». Однако ученым и студентам-психологам термин личность нужен для того, чтобы определить область изучения. Научное определение личности очерчивает область, которая подлежит рассмотрению и подсказывает нам, каким образом лучше всего к ее изучению подходить. На данный момент давайте будем использовать следующее рабочее определение личности: личность— это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Это очень широкое определение, которое позволяет фокусировать внимание на множестве различных аспектов человека. В то же время оно подразумевает, что мы обращаем внимание на согласованные проявления чувств, мышления и поведения человека и на те его внутренние качества, которые отвечают за эти согласованности, а, например, не на рассмотрение качеств окружающей среды, которые отвечают за эти согласованности. Особый интерес представляет для нас то, как упомянутые чувства, мысли и внешние (наблюдаемые) действия* увязываются друг с другом, формируя уникального, отличного от других индивида**. Хотя здесь предложено одно определение личности, однако могут существовать и другие. Эти определения нельзя считать верными или ошибочными; скорее они могут быть более или менее полезными, делая акцент на определенных направлениях изучения и понимания. Таким образом, определение личности полезно настолько, насколько оно помогает превратить ту или иную сферу изучения в науку. Итак, научное изучение личности включает систематическое стремление вскрыть и объяснить согласованности, повторяемости в мыслях, чувствах и наблюдаемых действиях людей, которые характерны для них в повседневной жизни. Как ученые, мы создаем теории, которые помогают нам наблюдать и объяснять эти повторяемости. К вопросу о природе научной теории мы сейчас и обратимся. * В оригинале — behavior. Здесь и далее behavior переводится как «действие» или «поведение», таким образом, эти слова, кроме специально оговоренных случаев, выступают синонимами. (Примеч. пер.) ** В ряде отечественных работ по психологии личности термин «индивид» несет особую смысловую нагрузку, обычно связанную с подчеркиванием биологической природы «индивидных» подсистем человека. В данной же книге, как и вообще в американской психологии личности, такое содержание в это слово не вкладывается и термин «индивид» используется здесь в своем неспецифическом значении: «один из людей», «человек» и т.п. (Примеч. науч. ред.) Теория личности как ответ на вопросы «что?», «как?» и «почему?» 37 ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОТВЕТ НА ВОПРОСЫ «ЧТО?», «КАК?» И «ПОЧЕМУ?» Теория личности предлагает пути соединения и систематизации огромного разнообразия научных открытий. Она также может указать потенциально наиболее продуктивные направления дальнейших исследований. Попросту говоря, теории помогают свести воедино все, что мы знаем, и подсказывают, как открыть то, что нам еще неизвестно. Что мы хотим объяснить с помощью теории личности? Если мы сосредоточились на изучении индивидов, то мы захотим узнать, что они собой представляют, как они становятся такими и почему они ведут себя именно таким образом. То есть мы хотим, чтобы теория отвечала на вопросы: что? как? и почему? Вопрос «что?» относится к характеристикам человека и к тому, как они связаны друг с другом. Свойственны ли данному человеку честность, настойчивость и большая потребность в достижении? Вопрос «как?» относится к детерминантам личности человека. В какой мере и каким образом генетические и средовые факторы взаимодействуют между собой, чтобы привести к такому результату? Вопрос «почему?» относится к причинам индивидуального поведения. Ответы касаются мотивационных характеристик индивида: почему он (или она) проявляет активность и почему именно в данном направлении. Если индивид стремится заработать много денег, то почему он выбрал именно этот путь? Если ребенок хорошо учится в школе, то делает ли он это ради того, чтобы доставить удовольствие родителям, или для того, чтобы реализовать свои способности, или повысить свою самооценку, или опередить одноклассников? А мать, которая чрезмерно опекает свое чадо, делает ли она это потому, что страстно привязана к нему, или потому, что стремится дать ему то, что она недополучила в детстве, или же потому, что хочет избежать любого проявления обиды и враждебности, которые она на самом деле испытывает по отношению к своему ребенку? Человек находится в депрессивном состоянии из-за того, что его унизили, из-за потери любимой или из-за чувства вины? Теория должна помочь нам понять, в какой степени депрессия характерна для данного человека, как развилась эта личностная характеристика, почему депрессия переживается при данных обстоятельствах и почему человек, когда у него депрессия, ведет себя именно так. Если два человека склонны к депрессии, почему один из них выходит из дома и делает покупки, а другой прячется в раковину? Давайте систематически и подробно рассмотрим данные вопросы. Мы сосредоточимся на пяти областях, которые должна охватывать всякая полноценная теория личности. Это: 1) структура — базовые элементы, или строительные блоки, личности; 2) процесс — динамические аспекты личности, включая мотивы; 3) рост и развитие — как мы развиваемся в уникальные личности, которыми все мы являемся; 4) психопатология— природа и причины нарушений в нормальном функционировании личности; 5) изменение — как люди меняются и почему они иногда сопротивляются изменениям или вообще не способны меняться. Глава 1. Теория личности Date: 2015-05-09; view: 707; Нарушение авторских прав |