Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поиск определения личности





Психология личности интересуется индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно ин­тересует то, в чем они различаются. Почему одни достигают успеха, а другие — нет? Почему одни воспринимают вещи именно так, а другие — иначе? Почему одни страдают от сильных стрессов, а другие — нет?



Глава ]. Теория личности


Исследователи личности интересуются также и целостной индивидуально­стью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема понимания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто дает больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит, мы должны понимать их именно в таком свете.

Выделив в качестве основного предмета исследования индивидуальные раз­личия и целостного человека, как мы определим личность? Для широкой пуб­лики слово «личность» может выступать в роли оценочного суждения: если нам кто-то нравится, то потому, что он (или она) представляет собой «хорошую личность», или «масштабную личность». Однако ученым и студентам-психоло­гам термин личность нужен для того, чтобы определить область изучения. Науч­ное определение личности очерчивает область, которая подлежит рассмотре­нию и подсказывает нам, каким образом лучше всего к ее изучению подходить.

На данный момент давайте будем использовать следующее рабочее опреде­ление личности: личность— это те характеристики человека, которые отвеча­ют за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения.

Это очень широкое определение, которое позволяет фокусировать внимание на множестве различных аспектов человека. В то же время оно подразумевает, что мы обращаем внимание на согласованные проявления чувств, мышления и пове­дения человека и на те его внутренние качества, которые отвечают за эти согласо­ванности, а, например, не на рассмотрение качеств окружающей среды, которые отвечают за эти согласованности. Особый интерес представляет для нас то, как упомянутые чувства, мысли и внешние (наблюдаемые) действия* увязываются друг с другом, формируя уникального, отличного от других индивида**.

Хотя здесь предложено одно определение личности, однако могут существо­вать и другие. Эти определения нельзя считать верными или ошибочными; скорее они могут быть более или менее полезными, делая акцент на определенных направ­лениях изучения и понимания. Таким образом, определение личности полезно на­столько, насколько оно помогает превратить ту или иную сферу изучения в науку.

Итак, научное изучение личности включает систематическое стремление вскрыть и объяснить согласованности, повторяемости в мыслях, чувствах и на­блюдаемых действиях людей, которые характерны для них в повседневной жизни. Как ученые, мы создаем теории, которые помогают нам наблюдать и объяснять эти повторяемости. К вопросу о природе научной теории мы сейчас и обратимся.

* В оригинале — behavior. Здесь и далее behavior переводится как «действие» или «поведение», таким образом, эти слова, кроме специально оговоренных случаев, выступают синонимами. (Примеч. пер.)

** В ряде отечественных работ по психологии личности термин «индивид» несет особую смысловую нагрузку, обычно связанную с подчеркиванием биологической природы «индивидных» подсистем человека. В данной же книге, как и вообще в американской психологии личности, такое содержание в это слово не вкладывается и термин «индивид» используется здесь в своем неспецифическом значении: «один из людей», «человек» и т.п. (Примеч. науч. ред.)


Теория личности как ответ на вопросы «что?», «как?» и «почему?» 37

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОТВЕТ НА ВОПРОСЫ «ЧТО?», «КАК?» И «ПОЧЕМУ?»

Теория личности предлагает пути соединения и систематизации огромного разнообразия научных открытий. Она также может указать потенциально наи­более продуктивные направления дальнейших исследований. Попросту говоря, теории помогают свести воедино все, что мы знаем, и подсказывают, как открыть то, что нам еще неизвестно.

Что мы хотим объяснить с помощью теории личности? Если мы сосредо­точились на изучении индивидов, то мы захотим узнать, что они собой пред­ставляют, как они становятся такими и почему они ведут себя именно таким образом. То есть мы хотим, чтобы теория отвечала на вопросы: что? как? и почему? Вопрос «что?» относится к характеристикам человека и к тому, как они связаны друг с другом. Свойственны ли данному человеку честность, на­стойчивость и большая потребность в достижении? Вопрос «как?» относится к детерминантам личности человека. В какой мере и каким образом генетичес­кие и средовые факторы взаимодействуют между собой, чтобы привести к такому результату? Вопрос «почему?» относится к причинам индивидуального поведения. Ответы касаются мотивационных характеристик индивида: почему он (или она) проявляет активность и почему именно в данном направлении. Если индивид стремится заработать много денег, то почему он выбрал именно этот путь? Если ребенок хорошо учится в школе, то делает ли он это ради того, чтобы доставить удовольствие родителям, или для того, чтобы реализовать свои способности, или повысить свою самооценку, или опередить одно­классников? А мать, которая чрезмерно опекает свое чадо, делает ли она это потому, что страстно привязана к нему, или потому, что стремится дать ему то, что она недополучила в детстве, или же потому, что хочет избежать любого проявления обиды и враждебности, которые она на самом деле испытывает по отношению к своему ребенку? Человек находится в депрессивном состоянии из-за того, что его унизили, из-за потери любимой или из-за чувства вины? Теория должна помочь нам понять, в какой степени депрессия характерна для данного человека, как развилась эта личностная характеристика, почему депрессия переживается при данных обстоятельствах и почему человек, когда у него депрессия, ведет себя именно так. Если два человека склонны к депрессии, почему один из них выходит из дома и делает покупки, а другой прячется в раковину?

Давайте систематически и подробно рассмотрим данные вопросы. Мы со­средоточимся на пяти областях, которые должна охватывать всякая полноцен­ная теория личности. Это: 1) структура — базовые элементы, или строительные блоки, личности; 2) процесс — динамические аспекты личности, включая мотивы; 3) рост и развитие — как мы развиваемся в уникальные личности, которыми все мы являемся; 4) психопатология— природа и причины нарушений в нормальном функционировании личности; 5) изменение — как люди меняются и почему они иногда сопротивляются изменениям или вообще не способны меняться.



Глава 1. Теория личности


Date: 2015-05-09; view: 632; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию