![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Правовая аккультурация (окончание). Результаты
Столкновение двух правовых систем никогда не проходит безнаказанно. Его последствия ощущают как институты, так и индшшды. Как в первом, так и во втором случаях всякая правовая аккультурация выражается в многочисленных социально-психологических явлениях юридического характера. Результаты, относящиеся к институтам. Основной результат зависит от ответа на вопрос: какова судьба иностранного элемента, введенного в данную систему? Удалась ли эта прививка или, наоборот, она оказалась неудачной? После введения в действие в Турции швейцарского гражданского кодекса наблюдалось последующее отторже-(Ние некоторых его положений. В 1938 году был снижен до семнадцати лет у мужчин и пятнадцати у женщин брачный возраст, который в рецепированном кодексе равнялся соответственно двадцати и восемнадцати годам. Сложилась судебная практика, позволяющая передачу недвижимой собственности в том случае, когда эта собственность не зарегистрирована в поземельных книгах. Был признан действительным брак, заключенный в соответствии с обычаями и без соблюдения установленной кодексом гражданской формы. Между полным провалом и полной удачей правовой аккультурации достаточно места для половинчатых, неярко выраженных результатов. Имея в виду аккультурацию в целом, многие социологи полагают, что она вообще никогда не может быть полностью успешной, и этот вывод основан на детерминизме. Если все определяется социальной средой, то перенос чего-то из данной социальной среды в другую всегда рискован, и за него приходится расплачиваться по меньшей мере определенной деформацией транспланированного элемента. Возможно, юридическая аккультурация допускает более нюансированные оценки, поскольку не все в праве детерминировано, и не следует недоучитывать той роли, которую могут сыграть воля и принуждение (точнее, успешное принуждение). Несомненно, однако, что, оценивая результаты правовой аккуль- турации (впрочем, и всякой другой), следует остерегаться успехов на «теоретическом уровне». Если, например, восприятие иностранного института сводится лишь к модификации текста местного закона и не будет сопровождаться результативностью в процессе применения, то такое восприятие не имеет социологической ценности. Однако со всеми этими оговорками в истории — и особенно новейшей — можно найти великолепные примеры юридической аккультурации. Например, на территориях, где господствует ислам, действуют импортированные, соответствующие европейской модели: договор страхования и акционерное право. Но история знает и показательные случаи провала аккультурации. Кодекс Наполеона — антифеодальный по содержанию, установивший гражданский брак и развод — был выброшен из Италии вместе с французами после падения Наполеона. Кодексу не хватило в этом случае политической поддержки. Американский гом-стед — акт был воспроизведен французским законом от 12 июля 1909 года, но не нашел здесь применения, ибо противоречил традиции, по которой хороший глава семьи не должен делать долги. В большинстве случаев, однако, происходит нечто среднее. Импортируемый институт, попав в другую систему, испытывает на себе ее влияние. Он теряет кое-что из своих первоначальных черт и приобретает новые. В итоге получается гибрид. Этот результат может быть благоприятен, если соединяются положительные черты. В ином случае смешение ведет к вырождению института. Приведем пример, ставший уже стандартным в компаративистике: президентский режим, перенесенный из США в латиноамериканские республики, превратился здесь в карикатуру. Но не будем раздавать положительные и отрицательные оценки. Ограничимся констатацией того, что юридическая аккультурация — это реальное явление. Ее последствия ощущает не только сам институт, перенесенный в другую среду, но и вся эта воспринимающая среда. Последствия могут иметь и негативный характер — возникновение противоречий и нарушение равновесия в правовой семье. Разумеется, что проводивший данную операцию законодатель не имел в виду последствия такого плана. Результаты, относящиеся к индивидам. В общей социологии господствует мнение, что аккультурация является подлинной лишь постольку, поскольку она внутренне воспринята индивидами. Чтобы применить этот критерий к юридической аккультурации, следует признать, что право в определенной мере участвует в формировании личности. Если правовая система способствует формированию того, что называют национальной психологией данного народа, допустимо предположить, что заимствование иностранного института способно вызвать определенное изменение в психологических установках жителей. Можно утверждать, например, что введение во французскую правовую систему чека (не в 1865 году, когда это было сделано формально, а позднее, когда он вошел в практику) имело то последствие, что французы стали более спокойно относиться к сужению сферы наличных расчетов. В случае же неудачи правовой аккультурации заимствованный закон лишь скользит по поверхности индивидуального сознания, и если даже он не остается незамеченным, то не способен оказать влияние на повседневное поведение людей. Яркий пример относится ко времени, когда Алжир был французской колонией и в стране проводилось то, что получило название «приобщение мусульман к состоянию гражданства». Это «приобщение» должно было, по замыслу, состоять в отказе от законов Корана, признании гражданских и судебных институтов французского права. Однако опыт показал, что те немногие мусульмане, которые приветствовали «приобщение», продолжали следовать мусульманскому праву в семейных отношениях, обращались за разрешением споров к религиозному судье и т. д.54 Следует подчеркнуть в общем плане, что наличие двух нормативных моделей может болезненно отразиться на индивиде, если он не выработает в себе защитных реакций — отвергнет чужую модель или же интерпретирует ее по-своему, интегрировав ее в свое право. Date: 2015-05-08; view: 621; Нарушение авторских прав |