Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фольклорное право
Фольклор как наука изучает народные традиции. Правовая фольклористика — это производная от него специальная отрасль. Она представлена рядом исследователей и имеет свою литературу. Во все эпохи имелись аптпквары — коллекционеры, собиравшие юридические древности. Таковы, например, в античную эпоху Варрон, Авл-Геллий, Плутарх. Однако как осознанное научное направление правовая фольклористика начинается в XIX веке и связана с именем братьев Гримм. Уже упоминавшаяся книга «Юридические древности германцев» оказала влияние во Франции на таких авторов, как Мишле и Шассан43. Французские авторы обращались к этой проблематике и в нашем веке44. Сбор фактов в области фольклористики может происходить двумя путями. Первый — это полевые исследования (опросы, особенно стариков), однако с ними надо спешить, ибо предмет исследования находится в стадии исчезновения (а частично в стадии трансформации). Второй путь — изучение документов, анализ в юридическом плане сборников фольклора как такового, а также литературных источников. Предмет юридической фольклористики — осколки старого (чаще всего очень старого) права, которые сохранились в народной среде в виде местных, устных обычаев, единственной санкцией за несоблюдение которых служат ирония и насмешка. Пережиточное и народное — таково двойственное существо фольклорного права. Разумеется, оно не относится к государственному правопорядку; оно не настоящее право, а лишь комплекс инфраюридических явлений. Не всегда легко определить, что относится к фольклору как таковому, а что — к юридическому фольклору. В общем плане можно сказать, что последний отражает правовые явления, а первый — то, что относится к нравам. Однако юридический фольклор интересуется не столько правовыми институтами, сколько праздниками, обрядами и связанными с ними обыкновениями, такими, например, как разбрасывание монет в ходе брачной процессии, особые обряды, сопровождающие продажу скота, и т. п. Может показаться, что все это слишком далеко от юридического и вряд ли может быть отнесено к нему. Но это означало бы забвение того, что форма — одно из необходимых измерений права и что нередко обрядовые правила позволяют лучше понять само существо институтов. Юридический фольклор должен постоянно защищать себя от опасности излишней описательности. Его первая задача состоит в сборе и описании фактов (этнологии фактов), но эта задача но должна заслонять фундаментальные проблемы. Укажем на три из них. Проблема датировки. Фольклорное право, как уже отмечалось, — это пережиточное право. Но как далеко ухо- дят его истоки? Нельзя считать фольклорным правом любой социологический пережиток старого закона. Многие обычаи — это не фольклор, а продолжение местных обычаев старого права. Они несут следы былой позитивности, в то время как истоки фольклорного права теряются в глубине веков. Пробивающееся оттуда, подобно подземным источникам, очень древнее право и составляет предмет юридического фольклора. Является ли это древнее право доисторическим, как полагал Фрэзер? Некоторые фольклорные явления оправдывают такое предположение, например, существовавшее еще в начале нашего века неравномерное распределение свадеб по месяцам года (их меньше в ноябре и мае). Однако в других случаях истоки юридического фольклора не уходят так далеко в прошлое, например шумные обструкции перед домами вдовцов или вдов, вновь вступающих в брак. Проблема среды. Мы уже отмечали, что среда обитания фольклорного права — не общество в целом, а части, фракции народа. Впрочем, лучше было бы говорить не о народных, а о простонародных частях, исключив отсюда буржуазные слои (точнее, они сами исключают себя). Применительно к этим простонародным частям можно уточнить, что фольклорное право лучше сохранилось в деревне, чем в городе, и что оно более активно действует среди молодежи, чем среди людей зрелого возраста. Это последнее обстоятельство существенно. Небезосновательно утверждение, что некоторые явления юридического фольклора как бы образуют что-то вроде автономного юношеского права — пережитка той примитивной эпохи, когда молодежь держалась особняком по отношению к обществу взрослых и могла противопоставлять ему свои особые права45. Проблема функционирования. Поведение, активность, составляющие содержание юридического фольклора, лишены тех утилитарных побудительных мотивов, которые мы обычно ищем, когда речь идет о праве. Это поведение нередко иррационально, что, очевидно, связано с влиянием, которое оказывала на примитивную ментальность маги а. Так, обычай устраивать громкий шум перед домами вдовцов или вдов, вторично вступающих в брак, первоначально имел целью изгнание из дома придирчивого духа умершего супруга. Однако те, кто полагают, что ментальиость членов примитивных обществ была отнюдь не лишена практического смысла, находят иное, утилитарное объяс- пение. Сельское население, лишенное свадебного угощения (поскольку второе бракосочетание должно было отмечаться скромно и интимно), топотом и криками заставляло тем не менее новобрачных заплатить откупное. Но есть еще и третье объяснение, сторонники которого — ярко выраженные законники — интерпретируют этот обычай как наказание яа второй брак, как выражение враждебности западных моногамных обществ к повторному вступлению в брак. Обращалось, однако, внимание и па то, что один и тот же обычай мог последовательно выполнять различные функции. Будучи порожден магией, он продолжал затем действовать потому, что был полезен. Откуда взялся обычай заключать договоры найма и платить арендную плату в день святого Жана или святого Мишеля? Очевидно, существовало поверье, что то, что делается в эти дни, обещает успех. Но затем заметили, что тем, кто заключает договоры, удобно встречаться в один и тот же праздничный день, когда собирается много народу (культ святого вначале был поводом для массового паломничества, а затем — для ярмарки). Date: 2015-05-08; view: 1393; Нарушение авторских прав |