Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Детское право
В группах детей, а также в комплексных группах, где дети общаются с некоторыми взрослыми, складываются нормы и формы поведения, похожие на правовые явления и представляющие собой один из аспектов инфраюридиче-ского. Специалисты в области детской психологии, особенно Жан Пиаже, изучали этот феномен, но не проводили при этом никаких сопоставлений с правом. Однако и социология права со своей стороны пока еще не использовала в полной мере эти исследования. Практический интерес требует сразу же поставить вопрос: правомерен ли перенос того, что мы наблюдаем в группе детей, на юридические явления в обществе взрослых? Мы встречаемся здесь с одной навязчивой гипотезой. Геккель сформулировал ее в понятиях биологии: онтогенез отражает филогенез. Морено повторил ее в понятиях психосоциологии: детские и юношеские группы последовательно от года к году спонтанно проходят стадии интеграции, аналогичные тем, которые проходили древние общества в ходе исторической эволюции. Если же это так, то для того, чтобы раскрыть далекое прошлое правовых институтов, достаточно посмотреть, как живут и прежде всего играют детские группы. На них особенно легко проводить юриди-ко-социологические опыты, ибо прямое экспериментирование на взрослых достаточно неудобно. Но правильна ли изложенная гипотеза? Очевидно, было бы неверно отказаться от напрашивающихся сопоставлений, но здесь возможен и некоторый риск. То, что понимают под детским правом, имеет различные аспекты. В детерминации его норм и форм поведения могут в одних случаях преобладать внешние факторы (влияние общества взрослых), а в других — внутренние (свойственные самой детской группе). Поэтому можно с основанием говорить тут как о заимствованном праве, так и о праве спонтанном. В первом случае речь идет о праве, которое навязано ребенку обществом взрослых, прежде всего и главным образом в семье, но также в школе и на улице, Если ребенок подчиняется этим правилам, то происходит это потому, как отмечает Пиаже, что он уважает взрослых. Но разве уважение старших, предков не есть тот самый элементарный механизм, который придавал обязательную силу обычаю — прототипу нормы права? Есть и другая форма заимствованного права, имитированное детское право. Дети в своих играх подражают юридическим играм родителей. Девочки играют в торговлю, одна продает, другая покупает, то есть они играют в договор. Это карикатурное право, но карикатурное огрубление облегчает наблюдение. Имитация нередко сочетается с традицией. Модель сложилась очень давно, затем она была сохранена многими поколениями именно с помощью детского фольклора. И сегодня дети доносят до нас образы архаического права. Вспомним, например, песню французских детей: «Кто дает и отнимает, ту дочкой змеи называют». Было бы натяжкой услышать в этой песенке отзвук статьи 894 Гражданского кодекса, согласно которой подаренное не может быть потребовано обратно. Текст как бы воспроизводит миф, содержит намек на змеиный яд, содержащийся в подарке, и это позволяет думать, что перед нами заимствование из права взрослых, совершенное в далекие времена. Если только дети не создали все это сами. Эта оговорка не случайна, ибо, оказавшись перед какой-то ситуацией, дети вполне свободны оценить ее с помощью такого же юридического мышления, как и взрос-
лые. Так формируется детское спонтанное право, и это наивное творение может пролить некоторый свет на формирование сходных механизмов в праве взрослых. Такое сравнение будет особенно убедительным, когда речь идет о наиболее простых юридических явлениях. Возможно, например, что нашим теориям о происхождении права собственности не хватает исходного пункта — научного изучения генезиса присвоения у ребенка. На примере правил игры в шары Пиаже показал, что ребенок в разные возрастные периоды неодинаково воспринимает обязательный характер правил. В возрасте семи-восьми лет он убежден, что правила эти установлены старшими. После десяти лет эти правила для него уже -свободное соглашение игроков. Очевидно, те же стадии развития прошло восприятие обществом взрослых обязательного характера его обычаев46. Date: 2015-05-08; view: 645; Нарушение авторских прав |