Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические течения
Под этим названием мы объединяем такие направления юридической социологии, единственный пункт соприкосновения которых в том, что они отталкиваются от психологии. Это совпадение немаловажно, потому что отражает очевидную тенденцию постдюркгеймовской социологии — усиление субъективизма. В остальном различия между фрейдизмом и американскими школами социальной психологии очевидны. Фрейдизм, уже упоминавшийся в предшествующем изложении, — оригинальное учение, основанное на глубинной психологии. Имеет ли это учение, посвященное отдельной личности, выход на социологию? Очевидно, и даже больший, чем обычно считают. Ограничимся тем, что укажем на след, который ищущая мысль Фрейда и его учеников оставила в отраслях социологии, близких к юридической. Этот след весьма заметен в социологии преступности и в социологии семьи (впрочем, между этими дисциплинами имеется переход — кровосмешение и отцеубийство). Его можно также обнаружить в социологии правовых норм. В своей книге «Тотем и Табу» Фрейд выдвинул гипотезу о происхождении обязанности68. В результате отражения в психике человека установок общества, воспринимаемых как отцовская власть, возникает идеал, которому чгел;0век чувствует себя обязанным следовать. Негимеет 1.22 значения, что речь идет не о юридической, а о моральной-обязанности, поскольку в примитивном обществе эти обязанности еще не отделены одна от другой. В более общей' форме можно сказать, что фрейдизм привлек внимание к явлениям внутреннего подавления и самоподчинения, без которых было бы трудно понять право 69. Сам Фрейд не сделал на основе своей системы каких-либо нормативных, а тем более законодательных выводов. Они появились позднее и в весьма своеобразной, скорее антинормативной форме. Их авторы — достаточно отдаленные последователи Фрейда — Герберт Маркузе и особенно Вильгельм Райх. Американские школы социальной психологии. У некоторых представителей этих школ можно почерпнуть-кое-что об отдельных сторонах психоанализа. Однако центр внимания этих школ находится не здесь — не в сексуальной сфере или — более широко — аффективных состояниях сознания. Социальные явления, в том числе и правовые, эти школы изучают в рациональном плане, а еще более-точно — в плане утилитарном, как это свойственно англоамериканскому прагматизму. Мы назовем в этой связи три имени и соответственно три идеи. 1. С именем Джорджа Герберта Мида связан вопрос: почему человек может играть с человеком, тогда как собака, приносящая мяч своему хозяину, не играет с ним,, даже если делает вид, что играет? Происходит это потому,, что человек-игрок может мысленно поставить себя в игре-на место другого, более того, на место всех других. Благодаря этой способности индивида интериоризировать роли, которые выполняют в обществе другие индивиды, возникает правило социальной игры. А если продолжить эту мысль, то можно сказать: так создается правовая система. И когда в игре участвуют двое, тогда получает силу договор 70. 2. В концепции Талкотта Парсонса акцент сделан на действии. Социальные факты — это не предметы, а действия, преднамеренное поведение, мотивированная реакция индивида на определенную ситуацию. Благодаря тому, что-действия индивидов ориентированы на систему общих ценностей, между ними устанавливается взаимосвязь. Но' эта система общих ценностей — а в них входит и право — не дана им откуда-то сверху. Она результат индивидуальных взаимодействий: действие соответствует нормам тогда, когда оно соответствует тому, что другие ожидают от- 123; нас. Межличностные отношения не следует мыслить в изолированном виде, ибо они входят в относительно стабильные целостности, в структуры. Примером такой структуры, исходным пунктом анализа которой в ее психологическом аспекте могут и должны быть субъективные взаимодействия, является семья, сложившаяся в обществе индустриального типа. Но эта семья может анализироваться также в функциональном плане. Каждая социальная система отвечает четырем функциональным императивам: адаптации, целедостижению, сохранению модели, интеграции. Эту последнюю функцию призвано обеспечить право71. 3. Функционализм. От структурно-функциональной теории мы перейдем к чистому функционализму. В карикатурном изображении функционализм предстает как светская форма финализма (в духе Бернардена де Сен-Пьера72, утверждавшего, что все, что существует (и соответственно все, что имеется в праве), чему-то служит). Вывод, который следует отсюда для законодателя, сводится к тому, что ничего не следует менять. Но функционализм не столь однозначен; он различает позитивные и отрицательные функции или дисфункции. Искусство законодателя и должно состоять в умении сбалансировать первые и вторые. Так, например, во Франции при Директории был введен налог на окна и двери. Функция закона состояла в том, чтобы увеличить государственные доходы, но в то же время выявилась и дисфункция закона: стали строить дома без окон. Закон о равном наследовании имел своей функцией увеличение числа мелких собственников, а его дисфункция состояла в том, что он способствовал сокращению рождаемости. В социологии законодательства такие явления называют побочным эффектом73. Ценность функционального анализа в том, что он способствует большей четкости права и его институтов. С этой точки зрения особенно важно различие между явными и латентными функциями. Так, явными функциями уголовной репрессии в зависимости от эпохи или конкретной ситуации могут быть: удовлетворение чувства справедливости, устрашение (общее или индивидуальное), исправление. Но латентной функцией этой репрессии может стать то, что с ее помощью вырвутся наружу садистские инстинкты, возможные в обществе. Латентная функция — это функция подсознательная, что в итоге ведет нас к Фрейду. 2. МАРКСИЗМ После второй мировой войны влияние марксизма во Франции усилилось. Это — следствие победы Советского Союза во второй мировой войне, а также роста влияния Французской коммунистической партии среди избирателей. Влияние Карла Маркса на определенную часть интеллектуального класса намного превосходит, если не по масштабам, то по длительности, то влияние, которое в свое время имел Жан-Жак Руссо. Конечно, влияние марксизма не одинаково в разных отраслях науки. Сегодня марксизм во Франции занимает значительные, если не господствующие, позиции в общей социологии. В то же время мало кто из социологов права, равно как и собственно юристов, причисляет себя к его сторонникам. Кроме классовой принадлежности (связанной с социальным происхождением или профессией), которой могли бы объяснить это явление марксисты, имеется и много других оснований, объясняющих, почему социология, переходя в юридическую социологию, становится консервативной. Сила традиции, прочность приобретенных прав, внутренняя консолидиро-ванность системы, преемственность государства — таковы те специфические факторы, которыми социолог-реалист не может позволить себе пренебрегать, если он взялся изучать право. Марксу принадлежит большое количество работ, написанных на разных этапах его жизни, и его творчество было объектом различных и меняющихся толкований. За пределами России не так часто можно встретиться со строго выдержанным марксизмом. Оставляя в стороне китайский марксизм, латино-марксизм, фрейдо-марксизм (в сфере семейного права), отметим, что анархистские веяния 1968 года сказались и в появлении новых оттенков в работах авторов-марксистов. В то же время коммунистические партии также несколько смягчили доктрину, но по другим основаниям (в целях политической эффективности и борьбы с анархистско-утопическими взглядами). В итоге обеих этих тенденций марксизм пришел к некоторому юридическому оптимизму, к признанию необходимости сохранения права, хотя бы как формы (если содержанию и суждено в течение более или менее длительного времени в той или иной мере измениться). Таким образом, из марксизма исчезли те положения, которые отталкивали от него
юристов, преданных своей профессии, и тех социологов права, которые вышли из юридической среды. 1. Исторический материализм не трактуется теперь чрезмерно ригористически. Под влиянием Грамши, боровшегося с экономизмом, а также Альтюссера ряд авторов признают теперь за правом и правовым известную самостоятельность по отношению к инфраструктуре и даже способность воздействовать на нее. 2. Марксистский тезис гласит, что право — это лишь выражение классового господства, в зависимости от исторического периода — класса капиталистов или рабочего класса. Возникает вопрос: каким же образом оказываются возможными конфликты внутри одной и той же правовой системы? Ведь, за исключением коротких переходных периодов, право должно быть монолитным и мирным (этот мир утверждается путем подавления противника). А между тем происходят конфликты, которые в рудиментарной форме выливаются в судебное разрешение индивидуальных споров, а в более значимых формах требуют деятельности законодателя. Как же объяснить все это? Была выдвинута теория, что за этими конфликтами стоят антагонистические противоречия, которые могут проявляться внутри господствующего класса, несмотря на видимую общность его интересов. Так, в капиталистическом обществе монополисты могут выступать друг против друга, побуждаемые конкуренцией. В социалистическом обществе, где классовые антагонизмы объективно преодолены, могут возникать другие, личностного плана. Так, например, в семейных отношениях, во внутреннем мире рабочего могут бороться революционные и традиционные представления о том, кем должна быть его жена: охранительницей семейного очага или товарищем по работе? 3. В политическом плане характерен более осторожный подход к малообоснованному предсказанию об отмирании права. Право объективно нужно трудящимся, и это надолго. В капиталистическом обществе оно — один из инструментов классовой борьбы, а для рабочего класса — определенная гарантия. В социалистическом обществе также, остается необходимой законность, сопровождающая постепенное отмирание государства. И даже в коммунистическом обществе будут нужны институты, поскольку исчезновение государства пе должно вести к социальной дезорганизации. 126 х
Во Франции после 1968 года возросло число марксистских и неомарксистских работ по юридической социологии. В качестве примера можно назвать работы Арно, Эдельма-на, Миайя, Буржоля и других75. Однако взгляды этих авторов наталкиваются на враждебность тех, кто верит в ^преимущества либерального правопорядка, и безразличие тех, кто вообще сдержанно относится к праву, будь оно либеральным или марксистским, поскольку право для них — это свидетельство несовершенства любого общества, а те недостатки, которые марксисты видят в правовой системе капитализма, свойственны любой правовой системе. Можно указать также на течение, сложившееся после 1968 года. Его представители — радикальное крыло образованного тогда же профсоюза судебных работников. Это течение «судебного марксизма» ставит под сомнение всю буржуазную юстицию. Оно представлено работами Ларош-Флавина, Дюира и других76. Укажем также две работы, написанные юристами-марксистами с четко выраженной партийной принадлежностью. Одна из них принадлежит коммунистам Монике и Роланду Вейль77, а вторая — социалисту Далиньи78. Обе эти книги в большей мере относятся к юридической практике, чем к социологии. Но для этой последней они представляют интерес в той мере, в какой показывают, насколько скромно используют французские марксистские партии «юридический марксизм». В другой своей работе, «Революция и перспективы права», М. и Р. Вейль подчеркивают вред, который может принести антиюридическая идеология79. В 'Советском Союзе теория права, основанная на учении Маркса, долгое время занимала место юридической социологии. Но сравнительно недавно обнаружился интерес к этой последней, причем в двух направлениях. Во-первых, в изучении соотношения между марксизмом и юридической социологией80. Во-вторых, в появлении интереса к более конкретным исследованиям81. Складывается впечатление, что в других социалистических странах еще более широко используется эмпирическая социология, включая и практику опросов. Важным вкладом социалистических стран в классический марксизм явилось понятие правосознания. Это не просто знание права; оно имеет психологический аспект, скорее эмоциональный, чем познавательный. По этому вопросу имеется разнообразная литература °"
Date: 2015-05-08; view: 729; Нарушение авторских прав |