Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Заказ М 1161
Ле-Пле, которого, впрочем, он не любил. Известно, что Маркс не испытывал симпатий к консервативному социализму Прудона. ;''• 7. К. МАРКС И ПЕРВЫЕ МАРКСИСТЫ ' - Марксизм создал социологию права, которую самым решительным образом противопоставил буржуазной юридической социологии. Мы поступим правильно, если ограничимся лишь несколькими общими замечаниями. Карл Маркс. В трудах Маркса имеется много конкретных высказываний о праве, порожденных изучением социальных реалий. Эти высказывания, разумеется, попадают в общий фонд юридической социологии. Они связаны с общей философией марксизма, но находятся как бы на втором плане и могут быть легко выделены из нее. В качестве примера можно указать на высказывания Маркса в его ранних произведениях о правовом положении женщины в различных обществах или его замечаниях об ипотечном кредите, сделанные на основе изучения французского и -английского опытов той эпохи29. Не обязательно быть марксистом, чтобы использовать эти стимулирующие гипотезы и исторические констатации для развития социологии брака, кредита Или аренды. Но если у марксизма есть своя юридическая социология или, точнее, если он выступает как юридическая социология, то это связано с тремя фундаментальными и дополняющими друг друга положениями, а именно: исторический материализм, классовая борьба, отмирание государства. 1. Известно, что исторический материализм исходит из того, что история обусловлена процессом материального производства. Производительные силы (природные условия, средства и орудия производства, рабочая сила) — то есть экономические факторы — образуют инфраструктуру общества и детерминируют уровень сознания, идеи, идеологии, образующие надстройку. Право — это часть надстройки; следовательно, его история детерминирована развитием производственных отношений. Таким образом, у Юридической социологии марксизма три характерные черты;' 'эволюционизм, детерминизм, материализм. К этому следует добавить, что, обращаясь к правовым институтам, Ма-ртос выделял право собственности как концентрированное 'вираже-ние >любой правовой системы. • 2. Если бы право основывалось на однородной инфраструктуре, его развитие было бы гармонично и оно всегда олицетворяло бы тот мирный порядок, о котором писала оптимистическая философия права. Но инфраструктуру раздирают классовые конфликты, и это отражается в праве. Оно выражает интересы не всего общества в целом, а интересы и волю господствующего класса. В буржуазных обществах оно есть выражение капиталистического господства. В «Коммунистическом манифесте», обращаясь к буржуазии, Маркс писал: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса» 30. Нет справедливости, которая была бы общей для всех социальных классов. Право — это инструмент меры, а его сущность — неравенство. Как это предполагали еще Монтескье и Руссо, право появляется вместе с неравным разделом земель и его существование связано с наличием частной собственности. Отсюда можно сделать вывод, что, строго говоря, семья, во всяком случае в части личных отношений, не попадает в сферу права. Когда революция приведет к власти диктатуру пролетариата, право как выражение классового господства может стать ее инструментом. Но не будет ли это переходным периодом? Логичен вывод о том, что исчезновение социальных классов, умиротворение человечества должны привести к такому праву, которое станет наконец выражением общего интереса. Однако здесь вступает в действие третье из перечисленных выше положений, а именно отмирание государства. 3. Полное коммунистическое общество будущего может обойтись без государства. Управление людьми будет заменено управлением вещами. Построение коммунизма должно сопровождаться постепенным исчезновением власти. Речь идет не об анархическом идеале, а о том, что порядок будет обеспечен силой разума. Возникнет строй без принуждения, без деления на тех, кто создает и применяет правила, с одной стороны, и тех, кто должен их выполнять — с другой. Другими словами, этот строй не будет правовым. Отмирание государства влечет за собой исчезновение права. Складывается впечатление, что Маркс, в какой-то мере возвращается к идее Лютера о том, что от права и юристов нельзя ожидать ничего хорошего. 7* 99 Марксисты. Некоторые последователи Маркса, восприняв его теорию права, внесли в нее дополнения и уточнения и даже модификации. Было разумно смягчить некоторые установки Маркса, которые сам он, несомненно, не толковал буквально. Вполне вероятно, что Маркс и не отрицал, что право в определенных пределах может воздействовать на экономический базис. Эту сторону взаимодействия юристы-марксисты стали охотно подчеркивать много лет спустя. 1. Фридрих Энгельс был, конечно, лицом значительно большим, чем просто учеником Маркса. Юридической социологии он оставил свою работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства», которая самостоятельна во многих отношениях. Опираясь на этнологические исследования своего времени (и особенно на работу Л. Моргана «Древнее общество», 1877г.), Энгельс создал модель эволюционного развития, которая широко используется до сего времени. Показав, что правовые институты — это принципиально новое по сравнению с тем, что было в примитивных обществах, он делает вывод, что эти институты готовы к дальнейшим быстрым изменениям. Разумеется, эта модель развития не содержит какого-то точного измерителя быстроты правовой эволюции. 2. Специфичен вклад в марксистскую социологию права социал-демократа Карла Реннера. Его тезис, частично противоречащий положениям Маркса, состоит в том, что право (правовые институты) хотя и относится к надстройке, но по природе своей в какой-то мере неизменяемо и тем самым самостоятельно. Изменения в экономике могут поэтому не влечь за собой — во всяком случае, сразу же — изменений права. В качестве примера Реннер приводил собственность, какой она была в его время. Этот правовой институт по-прежнему был сконструирован как индивидуальное право, в то время как лежащий в его основе экономический феномен принял коллективные формы: сложились союзы капиталистов, которые господствовали над массой работников. Если, по Реннеру, движение экономики не отражается в праве, то и в обратном направлении происходит то же самое, то есть право не оказывает воздействия на экономику. Экономическое развитие происходит перед глазами закона, но не благодаря существованию закона. Не следует рассчитывать на то, что с помощью законодательного вмешательства можно сделать социализм реальностью31. Взгляды Реннера были направлены одно- временно против философии права Р. Штаммлера, который видел в праве форму, обусловливающую экономическое и социальное содержание институтов, и против катедер-со-циализма или юридического социализма, представители которого рассчитывали прийти к социализму путем законодательных реформ. НИЦШЕ Его идеи не переставали привлекать к себе внимание. Они оказали влияние на нацистскую идеологию в гитлеровской Германии, а в 60-е годы — почти повсеместно на неоанархистскую волну. Связь ницшеанства с правом весьма фрагментарна и носит скорее философский, чем социологический характер. Чтобы увидеть то, что Ницше дал юридической социологии, стоит, пожалуй, сравнить его с Иерингом (труды которого Ницше использовал). У них одна и та же постановка проблемы: отношение права к жизни. У Иеринга это означало, что право — это часть жизни, что оно пронизано жизненной силой, для него «здоровое право — здоровое общество»; витализм Иеринга оптимистичен. В глазах Ницше, наоборот, право — это исключительное состояние в жизни, ибо в ней преобладают нарушения и насилия, деликты и деструкции. Любая всеобщая суверенная правовая система, ставящая целью подавить всякую борьбу, любая норма, признающая равными все воли, являются принципиальными антиподами жизни, носителями распада, симптомами усталости общества, дорогой, ведущей в небытие. Таким образом, ницшеанская оценка права весьма пессимистична. Право — это зло, поскольку стремление властно увековечить с его помощью существующее означает остановку жизни. Точно так же и государство для Ницше — зло, во всяком случае, государство, которое считает себя правовым, то есть либеральным и демократическим. В этой связи Ницше не скупится на экзальтированные поношения и пророчества. В работе «Человеческое, слишком человеческое» (1878) Ницше писал: «Право обладает силой и существует долгое время только благодаря вере, которую вкладывает в него рабский дух» 32. Подобные взгляды на право дополняет ницшеанская концепция договора. Под влиянием Р. Вагнера и «Нибе-лунгов» Ницше говорил о договоре как юридическом вы- ражении героики, воли и верности. И тем не менее, как и Вагнер, он считал возможным разрыв договора, поскольку право — и это лейтмотив, пронизывающий взгляды Ницше,— не должно останавливать жизнь. Проникнута аристократизмом и его теория брака. Ее-исходные постулаты — неравенство мужчин и женщин, их антагонизм. Творческая функция свойственна только природе мужчин. Только героям, только им, особенным, кто способен создать из союза двоих единство, доступен подлинный брак. Удел же других — обыкновенных людей — простое сожительство, причем с запрещением деторождения. Правда, Ницше из осторожности добавлял, что в конечном итоге эта проблема должна решаться индивидуально. Он не мог предположить, что его теория превратится в нормы права. Тем не менее идея ограничить брак по соображениям евгеники в один прекрасный день была использована нацистскими «нюрнбергскими законами». Быть может, самым ярким образом юридический пессимизм и нигилизм Ницше проявились в сфере уголовного права. В «Утренней заре» (1881) и «Происхождении морали» (1887) он детально рассмотрел классическое учени& о наказании (в особенности обоснование целей наказания) и пришел к выводу о его несостоятельности. Наказание, считал он, никогда не исправляло преступника. Оно лишь заставляло его быть более осторожным. Тем самым он становится еще хуже Date: 2015-05-08; view: 726; Нарушение авторских прав |