Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идеи естественного права
Отношения между социологией права и доктриной естественного права не так просты. И у той и у другой можно видеть стремление к тактическому сближению в целях совместной оппозиции юридическому позитивизму — то есть теориям, которые не признают другого права, кроме действующего, — а говоря еще более точно — совместной оппозиции легализму, то есть теориям, которые сводят все право к позитивному закону государства. Это сближение может усиливаться, когда естественное право выступает в виде концепции о природе вещей, то есть когда в качестве основы права предстает взятая в целом социальная реальность 15. Правда, и здесь между юридической социологией и доктриной естественного права остается существенное различие. При естественно-правовом подходе изучение права происходит в непосредственно нормативных целях, включает в себя ценностное суждение, а будучи обращено к реальности, классифицирует ее в соответствии с ценностными установками, создавая иерархические схемы. В глазах социологии все компоненты реальности заслуживают равного внимания и их изучение должно быть научно объективным. Возможность использования итогов исследования в законодательных целях должна быть отнесена на второй план, который полностью отличен от первого — научного. Однако, кроме «природы вещей», есть другие доктрины естественного права. И самые распространенные из них предстают как антиподы социологического. В их изображении естественное право вытекает из принципов разума и подобно им оно универсально, неизменяемо и абсолютно. А в глазах социологии — право существенно диверсифицировано, оно подвижно и относительно. Чтобы конституировать социологию права, следовало прежде всего отказаться от абстрактно-рационалистских естественно-правовых установок. Однако неожиданным образом в период расцвета естественного права, который характеризует философию XVII и особенно XVIII веков, вырисовывается некоторое социологическое начало. Речь идет о школе естественного права и права народов, основа которой заложена Гуго Гроцием и среди представителей которой ученые разных стран: Локк, Пуффендорф, Барбейрак, Бюрламаки. Эта рационалистская философия несла в себе нечто социологическое, и это нечто было связано с идеей «естественного состояния» —
примитивного периода в жизни человечества. В методологическом плане это гипотетическое естественное состояние может рассматриваться как модель, полученная путем воображения. Неважно, на каких данных она строится. Это может быть реминисценция библейских пасторальных времен, как это имеет место у Локка, или же обращение к быту племен до открытия Америки европейцами, как у Руссо. Такой метод представляет интерес в интеллектуальном плане, поскольку модель предполагает последующее поступательное развитие. Кроме того, по существу такой естественно-правовой подход есть своего рода пред-антропологическая наука, ибо естественное право объявляется таковым потому, что связано с природой человека, единой при всем различии культур. Современная этнология не отрицает гипотезы о примитивном минимуме права (запрет кровосмешения и принцип взаимности). 6. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС ' Кодификационное движение, которое с конца XVIII века почти повсеместно развернулось в континентальной Европе, само по себе является юридической социологией. Объясняя это движение, историки ищут его соотношения с процессами в области культуры (чувство порядка и единства, воспитанное классической литературой) и в экономике (потребности рождавшегося капитализма). В марксистской литературе распространен тезис, который связывает появление Кодекса с выдвижением на политическую авансцену капиталистической буржуазии. О каком капитализме идет речь — земельном или финансовом? Возможны аргументы как в пользу первого, так и второго. Как быть с личностью Бонапарта в свете его роли в создании Кодекса? Это общая проблема личностных и объективных факторов в истории. С Кодексом часто связывают изменения, происшедшие в XIX веке не только во французском обществе, но и повсеместно в Европе. К ним относят: переворот в отношениях земельной собственности (отмена феодального режима), дробление земельной собственности (как следствие равных прав наследников), секуляризация нравов (как следствие гражданского брака). Но многие из этих изменений уже были в зародыше в законодательстве революционных лет, а возможно, частично, и в старом праве. Представляется, что своей эффективностью Кодекс обязан... самой кодификации, а именно свойственной ей как особой форме простоте, унифицированности и особенно-аксиоматичности. Однако пас интересует не эта (Кодекс как социологическое явление), а другая сторона вопроса, а именно как следует оценивать роль, которую сыграла кодификация, особенно французская кодификация 1804 года, в формировании социологии права. Отметим попутно, что в этот период уже была известна практика опросов в законодательных целях. В 1790 году, т. е. в ходе Революции, когда готовилась законодательная реформа письменности, аббат Грегуар провел заочный письменный опрос об использовании различного-рода местных наречий. В 1795 году Вольней по поручению правительства составил вопросник для «путешествующих за границей дипломатов и коммерсантов», где были также вопросы о судебном процессе, наследовании (с акцентом на равный раздел наследства). При подготовке Конкордата 1801 года Демаре проводил полицейскую анкету о религиозной деятельности во Франции. Но при подготовке Гражданского кодекса ограничились обменом мнений практиков и политиков, участвовавших в редакционных работах. Единственный опрос касался уже подготовленного проекта и был адресован судам с целью получения их замечаний. Очевидно, презрительное отношение Бонапарта к «идеологам» отразилось рикошетом и на том чисто рациональном законодательном искусстве, в котором они не знали себе равных. И если в основе Гражданского кодекса оказался — сознательно или стихийно — какой-то метод, то это был эмпиризм «Духа законов». Порталис — «мозговой центр» редакторов Кодекса — не был догматиком, и в его «Вводных речах» ощутим определенный эволюционизм, идущий от Монтескье, а может быть, и от Гердера 16. Однако намерения мало чего стоят в сравнении с полу-ченным результатом. Поставив на месте, где раньше произрастали обычаи и римские нормы, новое архитектурное здание права, кодификация придала праву такой вид, который отнюдь не способствовал тому, чтобы разбудить воображение социолога. Право отныне должно было пониматься не иначе как приказ, каузально связанный лишь с волей законодателя. Доктринальная деятельность была сведена к толкованию закона. Ей были неинтересны рассуждения исторического, сравнительного или критического плана, то есть то, с чего начинается социология. Эту опасность, которую таила в себе кодификация, предвидел Савиньи (и предупредил о ней Германию), когда в 1814 году опубликовал свой известный, выдержанный в антинаполеоновском духе манифест «О призвании нашего времени к законодательству и науке права». Предупреждение Савиньи не осталось не замеченным и во Франции. Однако господствующие позиции принадлежали Кодексу Наполеона, и здесь возникли лишь некоторые побочные доктринальные досоциологические течения, выступавшие под прикрытием истории права и сравнительного права. Эти досоциологические течения, являвшиеся реакцией на Гражданский кодекс, были представлены тремя изданиями: «Журналом французского и иностранного права», выходившим с 1834 по 1850 год (по имени издателя — «Журнал Феликса»); «Журналом законодательства и судебной практики» (по имени издателя «Журнал Воловско-го»), выходившим с 1835 по 1852 год и примечательным тем вниманием, которое он уделял соотношению права с экономикой; «Журналом истории французского и зарубежного права» («Журнал Лабулайе», 1855—1877 гг.) 17. Все эти издания в той или иной мере являлись отражением промелькнувшего ранее как метеор журнала «Темпе» (1819—1831 гг.), основанного французом Журденом и немцем Варнкенигом. Журнал был последовательно антидогматичен и выступал как противник школы экзегезов, как бы предчувствуя возникновение социологии права. Можно сказать, что после Монтескье это не было слишком уж большой заслугой. Однако после Монтескье появился Кодекс Наполеона, и надо было обладать большим мужеством, чтобы относиться к этому Кодексу как к простому историческому документу, а не как к универсальной ценности. Варнкениг писал: «С помощью сравнительной истории древнею и современного законодательства однажды будут открыты общие законы всех человеческих об- ществ» Date: 2015-05-08; view: 639; Нарушение авторских прав |