Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Юридическая социология в науке уголовного права
В движении к юридической социологии уголовное право по сравнению с гражданским обладало преимуществом. Оно занималось таким значительным и распространенным явлением, как преступность, которое, будучи объектом правовой регламентации, наглядно подтверждало идею о том, что юридические явления объективны, поддаются количественному анализу и, следовательно, могут быть предметом социологического изучения. В конце XIX и начале XX века криминология оказывала особенно значительное влияние на социологов в том смысле, что прививала им вкус к юридической проблематике. Однако это влияние было далеко не однолинейным, ибо среди криминологов имелись существенные различия. Стало почти классическим называть в этой связи два имени, олицетворяющие две школы: Ферри и Тард. Эти авторы полярны, в частности, по тому, как к ним относился Дюркгейм. Ферри обладал для него притягательной силой (с оговорками в отношении метода), к Тарду, наоборот, он относился отрицательно. Итальянская школа Ферри. В известной итальянской ' «позитивной школе» не было ничего предрасполагающего к социологии. Ее глава — Ламброзо — известен тем, что искал основную причину преступности в органической и психической природе правонарушителя, т. е. в личностных факторах. Таким образом, его концепция была ориентирована на антропологию. Внимание широкой публики к этой школе привлекли и ее смелые выводы о связи преступности с физико-географическими факторами: климатом, временами года. Однако эти бросающиеся в глаза стороны учения школы не должны заслонять тот факт, что ею не остались незамеченными и социологические факторы, внимание к которым последовательно возрастало40. И здесь особую роль сыграл Ферри. Он был смелый социолог в том смысле, что настойчиво стремился определить устойчивые взаимосвязи преступности с обществом в целом41, о чем свидетельствует его известный закон «преступной насыщенности» 42. Чего же не хватало Ферри, чтобы стать социологом права? Должной оценки важности права и уголовно-правовой нормы. Это был недостаток не только Ферри, но и всей «позитивной школы». Очевидно, причина его кроется в стремлении искать «секрет» уголовного права по преимуществу в феномене преступности, не уделяя достаточного внимания той сфере, откуда идет карательная репрессия. Однако наличие социологии преступности не освобождает от необходимости социологии уголовного права. С позиции общей социологии Дюркгейм не придал большой значимости этой недооценке юридического. Зато он увидел в Ферри и в школе, которая стремилась быть позитивной, то, что представлялось ему социологически значимым: эволюционизм, детерминизм, черты материализма, идею статистических измерений, и все это в применении к фактам, которые, согласно господствовавшим доселе представлениям, соотносились лишь с вечной справедливостью и свободной индивидуальной волей. Было бы искусственным утверждать, что в тот период существовала французская криминологическая школа. Против такого утверждения можно выдвинуть ряд оснований. В отличие от Италии, где «позитивная школа» имела солидный журнал, у французских криминологов не было органа, который мог бы их объединить. Изучая одну и ту же материю, французские криминологи в то же время существенно расходились в своих философских ориента-циях. Одни, как Лакассань, были ближе к Ферри43. А. Жо- ли и Р. Салейль находились под сильным влиянием спиритуализма и индивидуализма. Первые шаги криминологии не находили поддержки на факультетах права, где в лице видных профессоров уголовного права Р. Гарро и особенно Э. Гарсона господствовала сухая, хотя и давшая ряд позитивных результатов, экзегетика. Французская школа. Тард. Если тем не менее ретроспективно и несколько искусственно представить себе по аналогии с итальянской французскую криминологическую школу начала нашего века, то ее характерная черта будет состоять в значительном внимании к психологии. Правда, при этом психология берется не столько в ее строго научном смысле, сколько в общем плане, как это было в традиции французских моралистов. Такой подход особенно отчетлив у Габриеля де Тарда, которому принесли широкую известность сформулированные им законы подражания44. И действительно, подражание — это важный фактор, помогающий понять многие явления. В сфере права с его помощью можно объяснить формирование обычая, а также и судебной практики. Тард видел это, поскольку был по профессии судьей. Оригинальность его подхода состояла в том, что он применил к юридическим материям анализ, идущий от социальной психологии45. Очевидно, именно поэтому Дюркгейм, плохо представлявший себе возможности социальной психологии, упрекал Тарда в том, что тот свел социологию к ментальным явлениям, к межличностной психологии. Следует, однако, отметить, что, хотя Тард, несомненно, совершил ошибку, преувеличив значение своих законов и придав подражанию (правда, в сочетании с намерениями) универсальную роль, тем не менее он относил выдвинутые им положения лишь к предшествовавшему этапу развития общества. Близость Тарда к социологии была также связана с его интересом к лингвистике как системе, которую он сближал с правовой, а также — юридической статистике, которой он занимался в своей практической деятельности4б. Еще один вопрос, по которому Тард был вынужден защищаться от представителей дюркгеймовской социологии,— это его отношение к принципу эволюционизма. Тард не отрицал его, особенно эволюции права, которой посвятил свою во многом итоговую работу «Трансформации права» (в названии он, как мы видим, отказался от термина эволюция). Однако эволюция в представлении Тарда менее радикальна, менее механистична, чем в трактовке его
противников. Тард не был подвержен влиянию дарвинизма. Он полагал, что трансформации права совместимы с определенной и необходимой устойчивостью черт и свойств юридической материи. При этом имелось в виду не трансцендентальное естественное право, а нечто вроде биологического ядра, составляющего основу наследственности. Кроме того, по мнению Тарда, трансформации происходят не слепо, а представляют собой избирательный процесс; они отмечены «значительным и комплексным воздействием социальной логики», а каналом этого воздействия является подражание. Подобным взглядам способствовало, в частности, то, что в отличие от других сфер социальной эволюции в правовом развитии решающую роль играет законодательная деятельность, одна из особенностей которой состоит в том, что она выражается в волевых актах. Концепция Тарда предвосхитила в некоторых вопросах гипотезы современной социологии права. Таково его положение о том, что трансформации права происходят скорее путем бурных мутаций, чем безболезненного развития. Или же его положение о том, что трансформации могут происходить путем подражания, заимствования одним обществом у другого, юридической аккультурации. ЭРЛИХ Многие австрийского юриста Е. Эрлиха считают подлинным основателем социологии права. И не столько потому, что его фундаментальная работа называется «Основание социологии права», сколько исходя из кредо, изложенного автором в кратком предисловии к этой книге. Воспроизведем эти строки: «Центр тяжести развития права в наше время, как и во все времена, — не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судебной практике, а в самом обществе» 47. Возникает тем не менее вопрос: отвечает ли содержание книги этому программному тезису? По этому поводу выражались сомнения. Высказывалось мнение, что концепция Эрлиха — это скорее социологическая юриспруденция в американском смысле (о чем ниже) или, еще точнее, учение о свободном праве в немецком смысле (короче — метод толкования позитивного права), а не подлинная социология права, которая должна быть ориентирована на эмпирические исследования. И действительно, Эрлих проявлял большой интерес к роли судей, их правотворческой власти48. Он полагал, что логическую дедукцию, идущую от текста нормы, следует заменить индукцией, основанной на социальных данных, и даже интуитивном чувстве справедливости. (В тот период был в моде интуитивизм Бергсона, и отголосок этого учения слышен в учении школы свободного права.) Однако такой подход Эрлих фактически распространил лишь на те случаи, когда требовалось восполнить пробел в праве. При наличии же нормы подход Эрлиха к ней отражал скорее желание уважать волю законодателя. Аналогичная позиция была и у других юристов, современников Эрлиха. Во Франции нечто подобное защищало движение свободного научного поиска права, представленное Жени. Однако у Эрлиха было оригинальным то, что он связал свой метод с социологией и рассматривал его как прикладную социологию. Возможно, здесь он ошибался, на чем мы еще остановимся ниже. Однако ошибка в способе применения не есть основание подвергать сомнению принципиальные позиции, носившие юридико-социологический характер. Эрлих настаивал на той весьма значимой для юридической социологии идее, что существует спонтанный, независимый от формально действующего права социальный порядок, который образуется путем взаимного согласования индивидуальных или коллективных воль. Конечно, возникают конфликты. Однако по большей части они решаются не обращением к абстрактным нормам, а оценкой конкретных обстоятельств самими заинтересованными лицами, избранными ими арбитрами или судьями. Эрлих не предлагает судьям никаких новых рецептов толкования. Он лишь констатирует с социологических позиций старое, но весьма живучее явление — решение по справедливости. Конечно, существуют некоторые споры, для решения которых абсолютно необходимы абстрактные правовые нормы, издаваемые государством. Такие нормы существуют, но они не более чем пена на поверхности воды. С этой общей схемой юридического плюрализма были связаны и другие, хотя и менее разработанные, социологические положения Эрлиха, например о различии права и нравов, о неэффективности нормы. Это были не умозрительные концепции; они основывались на реальных фактах. Правда, здесь возможно возражение, что это были уже известные факты, тогда как задачей динамической социологии является сбор новых фактов. Однако и такой подход не был чужд Эрлиху. Он отчетливо видел пользу полевых исследований для изучения такого юридического явления, как обычай, и даже пытался разработать их методику. Он занимался и социологическим анализом судебной практики высших инстанций49, а также договоров, и этот анализ был весьма реалистичен. Эрлих стремился показать то, что он называл живым правом и считал ключевым понятием. Не случайно в университете он создал семинар живого права. Правда, с этим понятием был связан и определенный риск. У эпигонов школы увлечение им привело к забвению того, что правовые формы (например, законодательство) и внутренняя логика права — это тоже живые явления, нуждающиеся в социологическом рассмотрении. Юридическая социология не должна ограничиваться только тем, что называют «живым» или «реальным» правом. Некоторые обстоятельства жизни Эрлиха позволяют многое объяснить в его взглядах. Он был специалистом по римскому праву. Отсюда широкий историзм его социологического метода. Но как это было принято в немецких университетах, преподавание римского права Эрлих совмещал с преподаванием современного права, и отсюда его работы по гражданскому праву — о правоспособности, молчаливом волеизъявлении. Ученый-приватист многое выигрывает от того, что его социологические выводы основываются на примере конкретных институтов, а не ориентированы только на политическую социологию. Эрлих был профессором в Черновцах на Буковине. Это прекрасное место для социологических наблюдений. Здесь был как бы перекресток разных национальностей, обычаи которых, мало затронутые Австрийским гражданским кодексом, образовывали вместе с ним такую мозаику норм, которая способствовала плюралистической гипотезе. При подготовке проекта исследования обычаев Эрлих мог опереться на модель Савиньи, созданную для изучения обычаев Словении (вопросник состоял из 800 пунктов). Но если место было подходящим для наблюдений, то о времени этого сказать нельзя. «Основания социологии права» вышли в свет в 1913 году, и события последующих лет помешали распространению книги. Она никогда не была переведена на французский язык, а на английский лишь в 1933 году в США. Р. Паунд в своем предисловии представил ее таким образом, что многие читатели обратили внимание во взглядах Эрлиха лишь на то, что было близко американской социологической юриспруденции.
4. ПЕТРАЖИЦКИЙ И ГУРВИЧ Может показаться странным соединение в данном подразделе автора, который никогда не переводился на французский язык, и автора, писавшего по-французски. Лев Петражицкий родился в Польше и кончил там свою жизнь. Жорж Гурвич нашел во Франции родину, и здесь протекала его научная карьера. Но оба они были русской формации. Кроме того, Гурвич — ученик Петражицкого; он многим ему обязан и отдал ему дань уважения50. Наиболее тесно оба эти имени соединяет теория правового плюрализма. Во Франции она получила известность благодаря Гурвичу, но во многом шла от Петражицкого (и конечно, от Эрлиха). Петражицкий, пожалуй, вкладывал в понятие плюрализма более широкое содержание. Как специалист в области частного права, о,н уделял особое внимание межличностным отношениям и иллюстрировал понятие плюрализма такими красочными, миниатюрными примерами, лежащими на грани инфраюридическо-го, как правила игр, спортивные правила, законы среды, правила поведения детей, взаимоотношений друзей, любовников и т. д. Так появлялись разные системы норм, которые конкурировали с общей правовой системой — официальным правом. Плюрализм у Гурвича, тяготевшего к публичному праву, более высокого уровня. Гурвич характеризовал его как равновесие (или, наоборот, состояние напряженности) между антагонистическими социально-политическими силами. С одной стороны — централизующее государство, сперва монархическое, затем республиканское. С другой стороны — феодальные силы и церковь, позднее корпорации, а затем и профсоюзы. Плюрализм Гурвича имеет политическую и антиэтатистскую окраску. Первых читателей Петражицкого особенно привлекали психологические аспекты его работ. В нем видели представителя психологической школы права, а не социолога права. Петражицкий трактовал право как явление сознания, и к тому же как явление аффективное, результат эмоций. Действие одного лица вызывает у воспринимающего или притягательные, или, наоборот, отталкивающие эмоции. Происходит эмоционально-интуитивная оценка этого действия. Это нормативная оценка, но она может быть как моральной, так и правовой. На чем основывается различие? Мораль имеет тенденцию порождать чувство подчинения, право же создает чувство требования, притязания. Поэтому право важнее морали. Право не только императивно, но и атрибутивно. Таким образом, Петражицкий — и это одна из оригинальных черт его учения — охарактеризовал право, не прибегая к такому традиционному критерию, как государственная санкция. Гурвич также допускает, что право может обойтись без государства. Однако у него меньше субъективизма чем у Петражицкого. По его концепции, юридическое рождается в недрах различного рода человеческих сообществ и представляет собой явление коллективное. Юридическое возникает также и из глубин данного общества, взятого в целом, но это общество не тождественно государству. Нетрудно увидеть, под чьим влиянием возникла эта концепция: в ее социологической части — это Эрлих, в части политической — Прудон. Оба автора вызывали восхищение Гурвича. Право для него — факт, хотя и нормативный фант. Концепция юридической спонтанности вновь привлекла к себе внимание после 1968 года. Это особенно ощутимо в сфере, которую Гурвич называл социальным правом, противопоставляя его индивидуальному праву. В определенный период он считал это противопоставление основополагающим и в 1932 году посвятил ему две книги: «Идея социального права» и «Наше время и идея социального права»51. Социальное право (представленное главным образом трудовым правом и международным правом) — это право интеграции, общности, сотрудничества. Оно антиие-рархично, трансперсонально, основано на доверии,в то время как атмосфере индивидуального права свойственно, наоборот, недоверие. Отметим, что Гурвич мыслит сложно. Его тяжеловесная манера изложения часто отталкивала юристов, что в свою очередь мешало развитию социологии права. Date: 2015-05-08; view: 1475; Нарушение авторских прав |