Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Английский эмпиризм
Три автора, о которых пойдет речь, отнюдь не образуют единой школы. Они жили в разное время, у них различная специализация. Неодинакова и та степень внима- ния, которое они уделяют праву, и степень социологично-сти в их взглядах на право. Однако подход этих авторов к праву был всегда скорее эмпирическим, чем теоретическим. Во многом потому, что они были англичанами. Бентам. Он известен как философ утилитаризма. Применив эту философию к гражданскому и уголовному законодательству, он встретился с проблематикой социологии права. И действительно, отождествить справедливое и полезное, как требуют утилитаристские доктрины, — это значит, по существу, наметить переход от факта к праву, от констатации к норме. Именно к этому и стремится прийти социология законодательства (подробнее об этом ниже). Концепция права, исповедовавшаяся Бентамом, была весьма оптимистичной, и это облегчало ему такой переход. Право, утверждал Бентам, представляет собой не что иное, как идеи удовольствия, удовлетворенности и безопасности. Бентам может привлечь внимание социологов права еще и соображениями о способах законодательствования. Именно в этой связи он затронул проблему юридической аккультурации. Им была сформулирована гипотеза о том, как приспособить к условиям Бенгалии право, сложившееся в Англии. (Попутно отметим, что ситуация в Индии способствовала развитию социологической мысли у английских юристов.) Затем он разработал комплекс утилитарных правил, которыми следовало руководствоваться при такого рода трансплантации. Уже после смерти Бен-тама их использовал Маколей, издавая законы для Индии. Польза измерима, а соответственно измеримо и законодательное искусство, основанное на критерии пользы. Для этого нужно изучить, какие последствия в социальной среде имеет введение нового закона. Из предполагаемого позитивного результата реформы следует вычесть те недовольства, которые она может вызвать. Эта вторая часть проблемы не привлекает внимания большинства законодателей. Эти потенциальные недовольства могут быть измерены с помощью различных показателей: число недовольных, степень их влиятельности, размеры недовольства и (далеко не малосущественный фактор) его длительность. Перед нами вся арифметика законодательной психосоциологии24. Мэн. Сэр Генри Мэн представлял собой удачное сочетание историка английского права и знатока индусского права, которое он изучал, будучи колониальным чиновни- ком. Это двойное знание вооружило его сравнительным методом, и он по достоинству считается основателем сравнительного права. Но этого мало. Проводя исследования и во времени (в историческом плане), и в пространстве (сравнивая сосуществующие правовые системы), Мэн неизбежно должен был встретиться с понятием живое прошлое. Так он оказался у истоков юридической этноло- гии Социологи права особенно охотно считают Г. Мэна одним из своих предшественников потому, что он был откровенным эволюционистом. В его представлении эволюция юридических институтов — это медленное, постепенное развитие на базе обычая. Другими словами, это эволюция по-англосаксонски, и эволюционизм Мэна, как это ни кажется странным, вел к консервативной политике. Хотя, в глазах Мэна, человеческая природа, бесспорно, постоянна (что, по его мнению, недооценивал Монтескье), это не может воспрепятствовать развитию общества, а следовательно, и права. Вместе с тем постоянство человеческой природы сопротивляется развитию, и это сопротивление не менее важный феномен, чем само развитие. Профессия историка, изучение архаических правовых систем — всего этого было бы вполне достаточно, чтобы привести автора к эволюционизму. Но он был еще и современником Дарвина, и в его эволюционизме под влиянием дарвинизма оказались элементы материализма и детерминизма. Он полагал, что развитие правовых систем управляется некоторыми общими тенденциями, если не строгими научными законами. Одну из этих тенденций он выразил в формуле «от статута к договору», и впоследствии эта формула получила название Закон Мэна (о чем будет сказано ниже). Трудам Мэна был уготован длительный успех как у социологов, так и у юристов не только в Англии, но и во Франции. Все его книги тотчас же переводились на французский язык, и благодаря ему в нашей юридической доктрине утвердилось понимание относительности права. Это представление возникло не из прямого сопоставления современных институтов и совершенно отличных от них правовых институтов прошлого, но из чувства, что современные институты как бы мало-помалу вышли из старых путем длительной трансформации. Это была хорошая подготовка для понимания того, что дал позднее Дюркгейм. Спенсер. Он был утилитарист, как Бентам, эволюцпо-
нист, как Мэн, но при этом больший социолог, чем каждый из них. С другой стороны, его отношение к праву выражено значительно менее отчетливо. Проводя вслед за Аристотелем и другими авторами аналогию между обществом и организмом, он отводил при этом немалое место судьям и армии как защитникам общества от возможных опасностей. В трудах Спенсера затронуты лишь отдельные вопросы юридической социологии» Такова его типология законов или его достаточно тонкий психологический анализ, позволивший еще до Мосса выдвинуть гипотезу о том, что дарение (бесплатная передача) — это примитивная форма обмена. Date: 2015-05-08; view: 738; Нарушение авторских прав |