Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новое времяПоскольку юридической социологии свойственна критическая функция в отношении действующего права (подробнее об этом ниже), то можно сказать, что средние века не знали юридической социологии. Большинство историков идей, определяя начало социологии права, не идут в прошлое далее чем до последних десятилетий XVII века, когда начался кризис европейского сознания. Они обращаются к Гоббсу и Спинозе. Последнего можно назвать социологом постольку, поскольку он выявил корреляции, выдержанные в плане исторического материализма, то есть между экономической властью и конституционными формами5. Гоббс также является социологом, так как он — и это было примечательным новаторством — проанализировал в понятиях социальной психологии постоянный рост желаний и склонностей человека, с чем должна считаться вся жизнь общества и всякое право. Гоббс не только констатировал стремление к пользованию благами, но и постоянный рост этого стремления6. Однако к положительному активу обоих мыслителей относят обычно не эти обладающие собственно социологическими достоинствами положения. Их охотнее считают социологами прежде всего за их реализм, за четкое признание роли силы, потребностей и необходимости в генезисе права. На этом этапе юридическая социология пока еще как бы ищет себя с помощью самой общей философии права.
Во времена «старого режима» во Франции существовало течение моралистов, мимо которого социология права -также не может пройти. Ему был свойственен отказ от аб-. солютизации социальных явлений, что было так необходимо для становления социологии. Монтень откровенно выразил свой скептицизм в отношении справедливости людей. Паскаль воспринял этот скептицизм и перенес его в характеристику божественной справедливости. Янсенисты пытались изобличить зло, которое может скрываться за внеш-•ним поиском справедливого при судебном разрешении.спора7. Уже эти установки морального плана вели к'релятиви--зации права: оно представало как изменяющееся, хруп-.кое, имеющее недостатки. Еще более значимо то, что, настаивая на вариабельности правовых систем, Монтень и Паскаль подготовляли умы к использованию сравнительного метода. Теперь уже мог появиться Монтескье. -;• II. ОТ МОНТЕСКЬЕ ДО ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА 1. МОНТЕСКЬЕ «>: В истории юридической социологии книга «О духе законов» (1748) занимает особое место. Ее надо рассматривать не как книгу-предшественницу, а, скорее, как основополагающий труд. Оценки этой книги не всегда были равнозначны. В 1925 году Дюги высмеивал тех, кто восхищался Монтескье, но не читал его. Сегодня социологи разных направлений самым серьезным образом изучают эту книгу. Однако в нее не так легко вникнуть, как кажет-.ся. Возникает немало скрытых препятствий: отрывистый слог, англо-бордоский юмор и особенно склонность читате-.ля-неспециалиста знакомиться лишь с началом книги, где изложена политическая философия, и не читать остальное, особенно разделы, относящиеся к частному праву и феодально-вассальным отношениям. А именно эти разделы призваны многое объяснить. Но даже если эти препятствия преодолены, в книге содержится немало такого, что может показаться во многих отношениях как бы донаучным. Таковы описания законов и нравов, обильно, без достаточной критической проверки заимствованные из рассказов путешественников и историков. Так, в книге четырнадцатой (глава XV) автор утверждает, что японский народ обладает свирепым характером, а м а индийский народ, напротив, кроток, нежен и сострадателен. В книге двадцать шестой (глава XIV) автор пишет, что «татары, которые могут жениться на дочерях, никогда не вступают в брак с матерями, как мы это видим в донесениях» 8. Было бы очевидно неправильно думать, что недостоверность этих странных, архаичных сведений выявилась лишь в результате последующего прогресса этнологии и истории. Уже современники автора, и прежде всего Вольтер, упрекали его в привычке «цитировать случайным образом и цитировать неверно», а также в том, что «его книге не хватает метода». Для книги характерно также злоупотребление дедукцией, и причем не только тогда, когда речь идет о политической теории трех властей. Например, в седьмой книге (глава XV) автор исследует возможные корреляции между режимом имущества семьи по гражданскому праву и государственным устройством. Он пишет: «Общность имущества между мужем и женой весьма уместна в монархическом государстве, так как она привлекает (женщин) к домашним заботам. Она менее уместна в республике, где женщины более добродетельны» 9. (Эта формула была использована в ходе подготовительных работ к Гражданскому кодексу сторонниками раздельного имущественного режима.) Разумеется, было бы более научным начать с анализа действовавших систем законодательства, а уже затем делать общие выводы. Но в этом случае был риск установить, что в республиканских Нидерландах существует общность имущества, а в монархическом Неаполе •— раздельность. С приведенным общим выводом Монтескье небезынтересно сравнить другое его положение в книге двадцать третьей (глава VI): «В республиках, где необходимо блюсти чистоту нравов, незаконнорожденных детей еще более презирают, чем в монархиях». Книга изобилует оценочными суждениями, основанными на одних лишь рациональных соображениях или даже просто на здравом смысле. Они переплетаются с констатацией фактов. Идеализм мешает беспристрастности наблюдателя. В шестнадцатой книге (глава XV) Монтескье пишет: «Закон малдивов дозволяет вновь соединяться с отвергнутой женой, а закон Мексики запрещает это под страхом смерти. Этот мексиканский, закон разумнее, чем малдив- ский: при разводе он не забывает о вечности брака, между тем как закон малдивов, кажется, относится с одинаковым пренебрежением и к браку, и к репудиации» 10. По подобным поводам Бентам отмечает: «Монтескье часто сбивал с толку читателей: этот блестящий ум стремился найти в хаосе законов разумные основания, которыми могли бы руководствоваться законодатели; применительно к самым противоречивым решениям он хотел наделить законодателей мудрым намерением» и. Однако если оставить в стороне все эти замечания и выделить самое основное, что характеризует книгу «О духе законов», то следует сказать, что перед нами уже юридическая социология, ставшая наукой. Самыми главными при этом являются две черты: релятивизм и детерминизм. Релятивизм. Хотя Монтескье и не отрицал существования на высоком (или, наоборот, глубоком) уровне естественного права, с помощью которого устанавливается единообразие правовых систем, тем не менее он исходил из наблюдаемого существенного разнообразия этих систем — разнообразия как во времени, так и в пространстве. Было бы преувеличением сказать, что Монтескье обращал большее внимание на географическое, че"м на историческое разнообразие правовых систем. Уместно напомнить в этой связи, что в последних книгах его труда преобладает история. Кроме того, бросается в глаза, что в понятийном словаре Монтескье постоянны термины, отражающие исторические трансформации: возникновение и революция (соответственно генезис и эволюция), взлет и упадок правовых систем, крушение принципов и т. д. Например, книга восьмая трактата «О духе законов» называется «О разложении принципов трех видов правления», а глава XI двадцать восьмой книги — «Приливы и отливы духовной и светской юриспруденции». Напомним, что более раннее произведение Монтескье имеет заглавие «Размышления о причинах величия и падения Рима» (1734). Детерминизм. Цель труда Монтескье — показать законы в их соотношении с другими явлениями. И эта идея проходит через многие разделы его произведения. Конечно, можно спорить о том, действительно ли выявленные им отношения представляют собой причинные связи или здесь имеется лишь частичная каузальность или простые корреляции. Ответ на эти вопросы зависит от конкретного случая. Довольно часто складывается впечатление, что Монтескье использует нечто вроде структурального мето-
да: он конструирует такие модели общества, где различные элементы, в том числе и правовые, находятся как бы в состоянии равновесия, где неразличимы причины и следствия. Но Монтескье выдвигает и такие гипотезы, которые основаны на понятии каузальности. Так, право (особенно частное право) детерминировано объективными причинами, под которыми понимаются иные социальные явления (форма правления, религия, торговля, нравы, житейские обычаи), демографические факторы (почти естественного порядка, как, например, численность населения) и даже чисто физические причины (характер почв и климата). Противники Монтескье не случайно сосредоточили свое внимание именно на этой теории климата (двадцать четвертая — двадцать седьмая книги), использовав ее для обвинений в безбожии, поскольку право в свете этой теории можно представить как продукт слепых природных сил. Монтескье ощущал, что право не может быть объяснено без определенного материалистического подхода. Предвидение необходимости такого подхода хорошо доказывает, что он уже был социологом. Вместе с тем следует четко видеть, к каким практическим выводам в отношении законодательства приводит детерминизм Монтескье. Если законы обусловлены средой, в которой они рождаются, они соответственно с необходимостью хорошо адаптированы к данной среде (за исключением случайных отклонений). Каким должно быть в свете этого право? Таким... каково оно есть; оно хорошо именно как такое. В этом смысле и следует понимать формулу Сент-Бёва, назвавшего Монтескье законодателем-оптимистом. Причем этот оптимизм таков, что, основываясь на нем, можно как удовольствоваться тем, что уже существует, так и предпринять попытку все изменить. Последующие философы, более близкие по времени к Революции, видели, что за теорией климата может стоять скрытый провинциализм и что Монтескье, ценя опыт, осторожность, умеренность выше, чем справедливость любой ценой, в конечном итоге вооружал консерваторов. Но быть консерватором — это еще не значит стать меньшим социологом, особенно социологом права. Остановимся кратко еще на некоторых аспектах учения Монтескье, и в частности на его трактовке естественного права, хотя ее и трудно связать с социологическим 6 Заказ № 1161 содержанием «Духа законов». Монтескье колеблется между двумя концепциями естественного права. С одной стороны, он говорит о нем как о чисто рациональном, предустановленном праве и, употребив ставшую знаменитой метафору, пишет: «Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительным законом, нет ничего ни справедливого, ни несправедливого, — значит утверждать, что до того, как был начерчен круг, его радиусы не были равны между собой» (книга первая, глава I). С другой стороны, он говорит о «естественном праве справедливости», которое следует понимать как нечто идущее от общества, но не выраженное так, как позитивное право. Естественным же это право является потому г что формируется природой человека: эта формула перекликается с социолого-аптропологическими установками. Если обобщить все, что Монтескье говорит в «Духе законов» о законодательном искусстве (этому вопросу специально посвящена книга двадцать девятая «О способе составления законов»), то можно сказать, что Монтескье — сторонник эмпирического метода. И здесь он не встретил одобрения передовой части философов Просвещения (подобно тому, как не устраивала их и умеренность политических позиций Монтескье). Эти философы требовали, чтобы деятельность законодателя строилась на рационалистических началах и законы выводились из аксиом справедливости. Это критическое отношение к позиции Монтескье видно уже в «Энциклопедии» Дидро (статья «Законодатель»), а позднее выражено еще более резко Дестютом де Траси и Кондорсе. Утверждают, что теория климата была сформулирована задолго до Монтескье, еще в XIV веке, арабским автором Ибн-Хальдуном. Его книга «Пролегомены» вызывает и сегодня большой интерес у западных социологов и политологов. Однако Ибн-Хальдун говорил о влиянии климата на политические режимы, оставляя в стороне законы. Кроме того, Монтескье не знал его книги. С идеей о влиянии климата он мог встретиться у Бодэна. Очевидно, в те времена она витала в воздухе. Об этом свидетельствует также докторская диссертация некоего Иоганна Петера Вилле-брандта, защищенная в Галле в 1742 г. Ее название — «De juribus diversis in diversite climatum natis». («О различиях в праве, происходящих от различий в климате»). Идея «различия в климатах» была использована этим автором в политических целях, для доказательства того, что* '82 римское право не подходит для германских народов. В наше время теория климата использовалась в сравнительно-правовом ракурсе; таково, например, исследование Э. Валя о климатических влияниях на эволюцию права в восточных и европейских странах 12.,.,' ;с Jl 2. ВОЛЬТЕР ч.-'- ,М>,.: ••/•.',, -. •. j,.;. На фоне Монтескье Вольтера не назовешь социологом. Его юридическая социология — разновидность социологии здравого смысла, а, как известно, здравый смысл — весьма обманчивый путеводитель в науке. Однако Вольтер оказал большое влияние на формирование того, что принято называть французским стилем мышления, и это влияние значимо в научном плане и в наши дни. В этой связи достаточно упомянуть юридический скептицизм — столь характерную черту вольтерьянской социологии. Правда, традиция юридического скептицизма существовала и до Вольтера. Но он существенно подновил ее, избрав в качестве мишеней судебную деятельность и сами законы, далеко не всегда справедливые и действенные 13. Вольтер подчеркивал роль человеческой воли в формировании права (правда, в этой связи у него встречаются некоторые несоответствия: так, на том основании, что какой-то обычай показался диким и непонятным образованному парижанину, еще нельзя считать этот обычай произвольной выдумкой королей или священников). Отсюда возможность законодательного и судебного волюнтаризма, который встречается и сегодня. Побуждает же к законодательному произволу частный интерес. Полагая, что законы далеко не всегда являются спонтанным итогом развития общества и что они могут быть инструментами, созданными ухищрениями определенных лиц, Вольтер в какой-то мере предвосхитил современные многочисленные исследования групп давления. Для оценки таких юридических явлений, в которых обнаруживаются скорее хитрость и обман со стороны тех, кто властвует, чем разумное понимание общественного интереса, метод Вольтера и сегодня сохраняет свое значение. Старое изречение «Сделал тот, кому выгодно» служит удобным средством социологического подхода (хотя использование этого принципа в качестве презумпции в уголовном процессе вместо доказательств достойно осуждения). 6* 83 РУССО Несомненно, что в трудах Жан-Жака Руссо содержится политическая социология14. Но есть ли там социология права? Руссо никогда не обходил вниманием право. Он изучал его у Бюрламаки, то есть в естественно-правовой интерпретации. Правовые институты он рассматривал (пусть несколько примитивно) в их реальном виде, а не в их юридико-догматической оболочке. Это было уже шагом к социологии. Его антиконформизм, антиурбанизм, некоторое непостоянство взглядов могли бы сделать из него ультрасовременного социолога права. Такова его общая оценка. Если жо попытаться воссоздать юридическую социологию Руссо как по его главным (например, «Об общественном договоре»), так и второстепенным (например, «Речи о политической экономии») трудам, то можно заметить, что она обращена главным образом к двум сферам: 1. Социология норм (различие права и нравов, воспитательная функция закона, личность законодателя, неэффективность правовой нормы). 2. Социология брака и семьи (любовь и социальные начала «браке, адюльтер, конкубинат, публичное и семейное воспитание). ДИДРО Как и Руссо, Дидро (1713—1784) испытывал большой интерес к законодательству. Это, в частности, проявилось, когда по просьбе Екатерины II он написал подробные замечания на проект Свода законов, составлявшегося по ее указанию, но никогда не увидевшего света (эти замечания были найдены и опубликованы лишь в 1921 г.). Дидро отличался от других философов своим радикальным эволюционизмом. Он утверждал, что все находится в вечном движении и развитии. По мнению многих, одного этого достаточно, чтобы считать его социологом. Его сентиментальная драма «Побочный сын» была протестом против дискриминации тогдашним гражданским правом внебрачных детей — законодательной социологией в действии. Наиболее значимый вклад Дидро в социологию права связан с «Энциклопедией». Успех этого труда в интеллектуальных кругах был одновременно и успехом содержавшихся в нем статей о праве (в том числе критических), из которых две — «Политическая власть» и «Естественное право» — написаны самим Дидро.
|