Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дюркгейм и его последователи
Социологи все еще спорят о том, кому больше обязана социология — Конту или Дюркгейму; чем она им больше-обязана — истинами или заблуждениями, и кто же из них в итоге был ее действительным основателем. Что касается юридической социологии, то нет сомнения, что она более-непосредственно связана с Дюркгеймом и его школой, чем* с Коптом. Эмиль Дюркгейм. На Дюркгейма активно нападали как справа, так затем и слева (в начале века по подозрению в; материализме и социализме; в наши дни за несовершен.- ство количественных измерений и слабость политических позиций). Тем не менее его влияние всегда было значительным. Оно весьма ощутимо даже у тех, кто не признает его, что выражается в использовании ими ряда понятий и соблюдении некоторых правил, сформулированных Дюркгеймом. Преимущественно именно таким образом Дюркгейм представлен в современной юридической социологии как во Франции, так и за рубежом. Далеко не всегда отдавая себе в этом отчет, юридическая социология широко пользуется понятийным инструментарием, заимствованным у Дюркгейма. Социальное принуждение, коллективное сознание (правосознание), институция (юридическая), система (правовая) — все это понятия или созданы Дюркгеймом, или по меньшей мере отмечены отпечатком его мысли. Особенно следует отметить правило объективности — первое из «Правил социологического метода» 34. Это правило («социальные факты нужно рассматривать как вещи») прочно вошло в обиход социологов права, в то время как трактовка права как социального факта — «как вещи» — возмущала юристов, будь то приверженцы естественно-правовой доктрины или позитивисты. У юристов были основания для подобной позиции. Право как таковое — это не вещь. Тем не менее правило объективности существенно для социологии права, и, быть может, даже в большей мере, чем для общей социологии. Если при изучении неюридических явлений (если только это не этические явления) взгляд на них со стороны представлялся естественным, то при рассмотрении собственной правовой системы исследователи стремились спонтанным образом как бы «войти» в нее и соответственно подходить к ней если не в роли законодателя-реформатора, то в качестве интерпретатора. Нужны были уроки Дюркгейма, чтобы побудить юридическую социологию к взгляду извне на свой предмет. Юридическая социология многим обязана Дюркгейму,. причем не только тем, что она позаимствовала из его обще-социологической концепции. Дюркгейм самым непосредственным образом интересовался правом. Одна из его первых работ была посвящена Монтескье. В Бордо он часто посещал Леона Дюги. Многие из его известных трудов включают юридическую проблематику, и благодаря ему юридической социологии был открыт путь в «Социологический ежегодник». 1ЯЗ: Г Проблемы права затрагиваются Дюркгеймом в книгах «О разделении общественного труда» (русский перевод — Одесса, 1900), «Самоубийство» (русский перевод — СПБ, 1912), «Правила социологического метода» и в специальных статьях, опубликованных в «Социологическом ежегоднике», например: «Два закона эволюции уголовного права», «Заметки о социологии преступности и моральной статистике», «Заметки о юридических системах», «Семейная организация у австралийских племен» и др.36 Укажем также его изданную посмертно работу «Уроки социологии, физики нравов и права» (1950) 37. Внимание Дюркгейма к праву весьма способствовало ориентации его социологии на то, чтобы стать по содержанию социологией институтов, норм, систем, а по методу — социологией, построенной в большей мере на статистике, чем на монографических описаниях и рассказах. В методологическом плане Дюркгейм наделял правовые нормы большой инструментальной ценностью. Благодаря своему общему, постоянному и материальному характеру, они способны более объективно сказать о социальных фактах, чем, например, чувства и мнения. Возможно, Дюркгейм отдал дань иллюзиям, порожденным вековым господством легализма и экзегезов, когда, придав норме права важное социологическое значение, он брал ее без учета эффективности и судебной практики. Мы не будем сейчас доискиваться, почему произошло именно так, ибо наша задача состоит лишь в оценке исторических ролей. Ограничимся лишь констатацией, что связь между социологией и правом, установленная Дюркгеймом, не была односторонней. Возможно, социологи последующих поколений совершили ошибку, забыв этот урок. Им свойственно существенно недооценивать общественную (хотя не всегда заметную) роль права. В области уголовного права Дюркгейм внес непосредственный вклад в юридическую социологию. Мы не имеем в виду «два закона эволюции уголовного права», на открытие которых он претендовал. Как и всякие научные законы в социальных дисциплинах, они могут быть поставлены под сомнение (к ним мы еще вернемся в дальнейшем). Более значимы взгляды Дюркгейма на понятие преступления и функции наказания. Преступление, считал он, — это то, что общество определяет как таковое. Наказание, конечно, имеет целью исправить преступника или запугать его возможных подражателей, но не это главное в нем. Его подлинная функция — обеспечить нормальное функциони рование общества и должный уровень общественного сознания. Этими смелыми по тем временам формулами Дюркгейм диаметральным образом изменил перспективу исследований, перенеся ее с преступности на наказание. Таким образом, он создал по контрасту с социологией преступности социологию уголовного права. Для социологии права представляет также определенный интерес понятие аномии, которому Дюркгейм придавал большое значение, хотя и не всегда точно определял. Аномия — это разрыв с социальной солидарностью, зло, которому подвержено общество, где находятся в упадке нормы морали и права, организующие экономику. Понятие аномии, попав в американскую литературу, получило у Роберта Мертона чисто психологическое значение. Именно в таком виде, как состояние духа, а не состояние общества, это понятие возвратилось затем во Францию. Аномия — это огорчительное и беспокойное чувство, которое испытывает индивид, ощущая разрыв между своими запросами и социальной нормой, в том числе правовой нормой, которую он должен уважать и соблюдать. Отсюда и правонарушения. Юридическая этнология Дюркгейма сегодня кажется устаревшей, поскольку он (как, впрочем, в тот же период Люсьен Леви-Брюль) строил свои концепции архаических обществ, не имея никакого живого контакта с этими обществами. Правда, Дюркгейм весьма заботился о том, чтобы получить необходимую информацию, и всегда тщательно ее проверял. Впрочем, нельзя не признать, что единственный способ применить в этнологии сравнительный метод — это дистанцироваться от объектов изучения. Последователи Дюркгейма. Среди последователей Дюркгейма царила большая свобода взглядов. Их объединяла лишь общая приверженность к правилу объективности и общая склонность к изучению институтов. Школа унаследовала от Дюркгейма также и внимание к юридической социологии. Эта традиция особенно наглядно выразилась в том, что можно назвать генетикой права, то есть в изучении примитивных обществ с целью установить, каким образом возникают и трансформируются правовые институты. Дюркгейм сам уделял, хотя и второстепенное, внимание этому аспекту юридической социологии, о чем свидетельствуют его великолепные исследования семейной организации и 105; уголовной репрессии. Работы его учеников расширили круг изучаемых явлений. Поль Фокконе изучал ответственность, Морис Линхард (миссионер и полевой исследователь) — личность, Марсель Мосс и Жорж Дави — дарение, обмен, договор38. Объектом изучения других последователей были не институты, а исторические эпохи. Луи Герне обратился к античной Греции, а Анри Леви-Брюль к раннему римскому праву39. А. Леви-Брюль (сын Люсьена Леви-Брюля) не только своими работами, но и деятельностью в качестве профессора факультета права Парижского университета больше других способствовал тому, чтобы юристы и социологи поняли значимость социологии права и ее специфику. В юридической этнологии Дюркгейма нашел отражение эволюционизм, который в XIX веке перешел по наследству от Конта к Мэну и Спенсеру. Этот эволюционизм в той или иной мере свойственен и последователям Дюркгейма (в меньшей мере это относится к Моссу). В наши дни такой подход встречается куда реже. Современная этнология предпочитает быть структуралистской и уделяет поэтому меньшее внимание генезису права и большее— статическому равновесию. Date: 2015-05-08; view: 1910; Нарушение авторских прав |