Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феноменология во Франции





Имеются ли у гештальт-терапии во Франции какие-то особенности, отличающие ее от других направлений развития гештальта?

Во Франции есть много течений гештальт-терапии; три как минимум. Одно весьма близко калифорнийс­кой модели 60-х годов и оно все еще живо во Фран­ции и имеет собственную школу. Другое происходит из этой последней модели, но интегрирует в себя те­ории, взятые из других подходов, как-то юнгианский психоанализ или теория объектных отношений. Тре­тье направление — моя школа. Особенность нашей школы, вероятно, состоит в том, что мы изначально пытаемся найти основания для гештальт-терапии в нашем культурном контексте, особенно в направле-


174


Жан-Мари Робин


Быть в присутствии другого


175


 


нии феноменологии и перспективы поля. Мы упот­ребляем слово «феноменология» не так, как в Амери­ке. Я не знаю, как обстоит дело в Англии, но в Соеди­ненных Штатах оно отсылает главным образом к пе­режитому опыту, например в выражении: «Расскажи­те мне, пожалуйста, вашу феноменологию». Во Фран­ции мы используем это слово в качестве отсылки к философскому течению, которое связано с имена­ми Гуссерля и Хайдеггера, Бинсвангера или Мерло -Понти. И я попытался использовать его для прояс­нения некоторых понятий гештальт-терапии, напри­мер: «Что такое интроекция?», «Что такое слияние?». Понятие слияния сильно изменилось со времен Пер-лза и Гудмена, и современные взгляды не те, что рань­ше. Моя жена написала книгу о слиянии, и я написал главу о контакте. Как видите, мы исследуем базовые понятия, которые используются сообществом, но од­нако нуждаются в прояснении. Другой пример — сло­во «опыт». Что значит «опыт»? Феноменология может научить нас многому в понимании «опыта».

Что это для вас означает сегодня?

Хайдеггер сказал, что феноменология есть метод для раскрытия опыта. Например, что такое феномен? Иногда он сводится к чему-то очевидному, но так бы­вает не всегда. Иногда нужно немало потрудиться, чтобы раскрыть опыт. Во Франции мы никогда не го­ворим: «моя феноменология». Мы говорим о фено­менологии как методе, философии, позиции в мире, способе думать.

И как же вы прилагаете эту философию к частно­му случаю?


Мы пытаемся описать то, чем является ваше пере­живание, чтобы раскрыть то, что есть и что существует подспудно. Например, метод включает то, что Гуссерль называет «эпохи»103 (воздержание от суждения, готовых идей, предрассудков и т. д.). И мы также можем рассмот­реть нашу организацию в пространстве, во времени.

В работе с клиентом вы можете исследовать, как он организует свое тело в пространстве и как он пережи­вает время.

Да. Например, когда вы откроете какого-нибудь психиатра или психотерапевта феноменологичес­кого направления, вроде Бинсвангера, Бланкенбур-га104 или Бина Кимуры105, они описывают опыт инди­видов. Скажем, то, как индивиды организуют время. Эти авторы описывают, как психотический тип может жить в настоящем, словно это будущее... Они способ-

103 От греч. елохч — «задержка», «приостановка», «возде­
ржание от окончательного суждения или определения».
(Прим. пер.)

104 В. Бланкенбург — недавно скончавшийся немецкий пси­
хиатр феноменологической ориентации. Учился вместе с
Хайдеггером. Автор многих статей. Одна из его книг опуб­
ликована по-французски: La perte de l'evidence naturelle. P.,
1991. (Прим. изд.)

105 Бин Кимура работает в Японии психиатром и профес­
сором психиатрии. Автор многих статей по феноменоло­
гической психиатрии. Некоторые из его понятий близ­
ки понятиям гештальт-терапии, например, нашему поня­
тию «границы контакта». Можно сказать, что его психи­
атрия является феноменологией патологий границы кон­
такта. Две его книги переведены на французский. Особо­
го внимания заслуживает книга: Ecrits de psychopathologie
phenomenologique. P. 1992. (Прим. изд.)


 

176

Жан-Мари Робин

ны описать переживания этого типа с большой точ­ностью, используя лишь отсылку такого рода.

Расскажите поподробнее о переживании времени.

С моей точки зрения, вопрос о времени является решающим для понимания концепта self в гештальт-терапии. Концепт self отличается от чисто пространс­твенного или даже топического представления. Очень просто иметь представление, которое было у Фрей­да: он рассматривал структуру, состоящую из созна­тельного, предсознательного и бессознательного, где каждый элемент находится глубже предыдущего. Это пространственная метафора. Это структурное мыш­ление столь же очевидно в психопаталогии. Это как если бы все остановилось и замерло. Если вы рас­смотрите self как процесс, то вы увидите, что self не тот же самый в момент преконтакта, на стадии вхож­дения в контакт и стадии завершения контакта и что self отнюдь не расположен в одном «месте».


Я вспоминаю одно интервью Пола Гудмена в книге американского эссеиста Глассхайма. Он задал Гудмену вопрос: «Если я вас правильно понимаю, ваше пред­ставление о self лишено привязки в пространстве?» Гудмен ответил: «Да, self не сидит в человеке, а есть там, где находится действие». Это значит, что, вопреки нашему желанию расположить self в пространстве, мы не можем этого сделать, self меняет место и интенсив­ность. Если я увлечен нашим разговором, то где нахо­дится мой self. Вполне вероятно, что он находится меж­ду нами скорее чем «во мне». А когда я отключаюсь от нашего разговора и пребываю на стадии пост-контак­та, self ослабевает, и, может быть, он тогда в большей мере находится «во мне». Это переживание меняюще­гося self является для меня переживанием времени, так


Быть в присутствии другого 177

как в разные моменты self может изменять место и ин­тенсивность. Если нет творческого приспособления, то нет и self, или его очень мало. Это не значит, что нет субъекта, организма, идентичности. А дело в том, что просто мало self. Так я понимаю Пола Гудмена.

В чем еще особенности вашей практики гештальт-терапии?

Я уделяю значительное внимание и трачу много времени на фазу преконтакта. Вероятно, это связано с тем влиянием, которое оказали на мое образование эпоха Изалена и то, что Йонтеф назвал «бум-бум те­рапией». По моему мнению, многие гештальт-тера-певты склонны чересчур быстро переходить к фазам контакта. Чем больше времени тратиться на предва­рительном этапе построения гештальта, тем сильнее и ярче будет гештальт. Чем меньше вы задержитесь на этой фазе, тем больше дальнейшая работа будет по­ходить на работу бихевиориста. Мои последние ста­тьи («От поля к ситуации» и «Интенциональность во плоти»106) помогли мне развить эти планы рассмотре­ния и позволили лучше понять, что означает работать в перспективе поля, и что это не просто лозунг.







Date: 2015-05-05; view: 694; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию