Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Self и поле
Что именно в модели Гудмена вам кажется новым и особенно волнующим? С моей точки зрения, Гудмен рассматривает self весьма необычным образом. Он говорит, что self — всего лишь небольшой фактор поля. Небольшой, но основополагающий. Ибо self есть там, где происходит процесс создания значений. Я также увлечен взглядом Гудмена на границу контакта, на self как процесс поля; все это революционные идеи. Мне кажется, нам все еще трудно понимать self таким образом. Скорее мы готовы представлять себе self в виде сущности или понятия, которое может значить то же самое, что «субъект», «организм», «личность», «душа». Два с половиной тысячелетия мы приучались мыслить в терминах сущностей. В работах Перлза и Гудмена порой встречаются фразы, которые можно по- 102 Perls E, Hefferline R., Goodman P. Gestalt Therapy. 1951. Быть в присутствии другого 169 нять именно так. Но порой то, что они вводят, является новой постановкой вопроса. Пятьдесят лет спустя мы можем оглянуться назад и увидеть первые ростки того нового направления умов, которое современные философы и психоаналитики стараются теперь развить, работая в русле постмодернизма, конструктивизма и т. д. И меня это очень трогает. Если мы хотим рассматривать self как сущность или субъект, гораздо интереснее последовать за психоаналитической моделью, поскольку она в этом отношении более разработана, и по этому поводу написано изрядное число текстов. В качестве интрапсихической модели психоанализ гораздо более изощрен, чем модель Перлза, Хефферлина, Гудмена, если рассматривать последнюю с точки зрения self как сущности. Я могу понять то, что некоторые гештальт-терапевты, которые используют модель Перлза, Хефферлина, Гудмена в таком индивидуалистическом понимании, испытывают потребность дополнить их теоретическую систему, например, интегрируя теорию объектных и других отношений. Лично я не испытываю к этому большого интереса, поскольку в том, что касается интрапсихическо-го направления и интрапсихического способа понимания self, большая часть работы уже сделана и сделана неплохо; но в особенности это не интересует меня, потому что, рассуждая таким образом, мы теряем то, что кажется наиболее новаторским в гештальт-терапии. Если же мы интересуемся полем, границей контакта и self как «маленькой функцией поля», то здесь предстоит еще многое сделать и существенно изменить наши мыслительные шаблоны. Это что-то очень новое и современное, и мы не знаем, куда это может нас привести... Расскажите подробнее о «перспективе поля». Что, по-вашему, в этом нового? 170 Жан-Мари Робин Бытъ в присутствии другого 171
Одно из затруднений, с которым сталкиваются ге-штальт-терапевты, я полагаю, состоит в том, что мы не разделяем единого понимания того, что есть поле. Каково ваше определение поля? Есть два основных понимания поля, и мы обращаемся то к одному, то к другому. Одно схоже с понятием поля в физике, другое ближе феноменологии, например, когда говорят о поле опыта. Вы можете привести пример физического поля? Я бы сказал, что физическое поле это контекст, хотя понимаю, что это не очень точное определение; например, я нахожусь здесь в вашем физическом поле (в вашем кабинете и т. д.), но то, что теперь между нами происходит, есть поле опыта, которое для вас и для меня является разным. Как терапевт я постоянно задаю себе вопрос о переживании опыта. Когда я вам что-то говорю или когда вы мне что-то говорите, у меня есть ощущение, чувство, что в первом случае субъектом решения говорить выступаю я сам; это то, как я это переживаю. Однако я не уверен, что дело обстоит именно так. Мне интересно знать, как мои слова и мысли создаются полем, а не только мной как отдельной сущностью. Мне пришла на ум ваша статья «The Unknown Carried in Relationship», опубликованная в British Gestalt Journal. Кажется, она об этом. Да, существуют многочисленные взаимные резо-нансы, и это понятие, которое я много использую. Мне также очень нравится понятие морфологичес- кого резонанса Шелдрейка. Я думаю, оно весьма полезно. Я убежден в том, что, окажись на вашем месте кто-то другой, я не говорил бы те же самых вещей. Да и вы говорили бы другие вещи, если бы брали интервью у кого-то другого. Меня по-настоящему интересует этот процесс и то, как его можно использовать в терапевтическом процессе. Date: 2015-05-05; view: 611; Нарушение авторских прав |