Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интенция, рождающаяся в теле
Посреди этого первоначального хаоса, неясного и расплывчатого, имеющегося или приобретаемого слияния, пред-дифференциации, находящейся у истоков преждевременной дифференциации, динамика индивидуации опирается на явление интенции, ее идентификацию и ее признание. Если мы принимаем гипотезу поля и тем самым гипотезу локализованной активности, локализованной речи, неясная интенци-ональность, которая изначально является всего лишь направленность понимания, в гораздо большей степени должна служить открытию и/или изобретению говорящей речи, чем сказанной речи; по крайней мере, надо искать говорящую речь в сказанной речи. Тело «не просто одно среди множества всех выразительных пространств... Наше тело — первопричина всех остальных [пространств], само движение выражения... первоисходная операция означения, в рамках которой выражаемое не существует отдельно от выражения»95. Значение делает одушевленным мое 93 Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception, p. 229 94 Perls E, Hefferline R., Goodman P. Op. cit. 95 Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception, p. 171, тело точно так же, как оно одушевляет мою рождающуюся речь. Интенциональность и телесность пробуждают друг друга. И это не в связи с ясными значениями, выработанной идеей, что другой общается со мной или скорее я общаюсь с ним, но в силу некоего телесного стиля бытия, говорящей речи, которая может быть вербальной или невербальной. И принятие мной интенциональности другого не является обдуманной мыслью, рефлексивным и эксплицитным осознанием, а есть некоторая модальность моего существования в модусе «затронутого бытия». «Общение, или понимание жестов, достигается во взаимности моих интенций и жестов другого, моих жестов и интенций, читающихся в поведении другого. Все происходит так, как если бы интенции другого населяли мое тело, а мои интенции населяли тело другого. Жест, свидетелем которого я являюсь, "очерчивает пунктиром" интенциональный объект. Этот объект становится актуальным и полностью понимается, когда способности моего тела приспосабливаются к нему и его охватывают. Жест находится передо мной как вопрос, он указывает мне определенные чувствительные точки мира, призывает меня присоединиться к нему»96, — замечательно пишет Мерло-Понти. Первый контакт устанавливают не столько слова, а некая значимая интенция, которая приводит в движение речь и тело в некоем имплицитном регистре. Пациент встречает некое лицо, и осознанно или неосознанно испытывает на себе действие его интенциональности. В таком именно смысле совершающееся на ощупь переведение в слова того, как другой затрагивает меня, отражает некоторое число признаков, 96 Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception, p. 215-216 (русск. пер.: Мерло-Понти М. Феноменология восприятия, с. 242). 158 Жан-Мари Робин Быть в присутствии другого 159
которые могут позволить сообразовывать его имплицитную нацеленность и тем самым способствовать его дифференциации. Экспрессивность тела необходимо отличать от намерения обозначать. В самом деле, факт обозначения состоит в использовании некоего знака для указания другому человеку на объект и его смысл. Выражать нечто не подразумевает опосредования при помощи знака. Улыбка не знак, в котором я мог бы увидеть некий смысл; она телесная модальность смысла, интенциональность, переживаемая субъектом; и она будет наделена смыслом в ее восприятии другим человеком; смысл создает ответная реакция. Телесное переживание субъекта редко бывает независимым от интенциональности, которой оно чревато. Чтобы убедиться в этом, я предлагаю читателю проделать небольшой и очень простой эксперимент. Сосредоточтесь, вытените руки перед собой и слегка коснитесь кончиком указательного пальца левой руки указательного пальца правой руки. Удержите в памяти те ощущения, которые вы смогли идентифицировать в каждом из ваших указательных пальцев. Затем повторите тот же жест наоборот, т. е. указательным пальцем правой руки коснитесь указательного пальца на левой. Вы, без сомнения, заметите, что ощущения двух ваших указательных пальцев различны и зависят от того, была ли вашему указательному пальцу присуща интенциональность «коснуться» или «чтобы его коснулись». Со строго механической точки зрения ощущение должно быть одним и тем же. Но когда тот палец, который касается, превращается в палец, которого касаются, вдруг возникает разница, которая продиктована спецификой интенциональности, а не каким-то объективным фактором. Но единственный доступ, который я могу иметь к интенциональности другого, связан с его экспрес- сивностью. «Другой a priori определяется в каждой из систем своей выразительной, то есть имплицитной и упакованной ценностью... Другой неотделим от составляющей его экспрессивности... ради постижения другого как такового мы были вправе потребовать особые опытные условия...: момент, когда выраженное еще не существует (для нас) вне того, что выражено»97, — так утверждает Делез, и он даже прибавляет следующее: «Нужно понять, что другой — отнюдь не одна среди прочих структур в перцептивном поле... Это та структура, которая обусловливает все поле и его функционирование»98. Феноменология научила нас тому, что невозможно отделить вещи от их способа кому-то представляться. Данная гипотеза заставляет самым радикальным образом отринуть от себя веру в нейтральность терапевта и побуждает нас, напротив, рассмотреть модальности, в которых они появляются как конститутивные для самого феномена. Вместо того, чтобы оплакивать присутствие моей субъективности, включая то, что в ней можеть быть детерминирующего для организации поля, я претендую на мое «затронутое бытие» как орудие понимания другого. Брак говорил, что художник стремится «не воссоздать некий жизненный факт, а создать изобразительный факт»99. По аналогии я бы сказал, что терапевт стремится не воссоздать некий жизненный факт, а создать терапевтический факт. Мы, таким образом, удаляемся от подхода, который объявляется научным, и непосредственно приоб- 97 Deleuze G. Difference et repetition. P., 1968, p. 334-335 98 Deleuze G. Logique du sens. P., 1969, p. 58 (русск. пер.: Де 99 Braque G. Cahier (1917-1955). P., 1994, p. 30. 160 Жан-Мари Робин щаемся к эстетической практике. Если я хочу понять (я говорю «понять» (com-prendre), а не «объяснить» (ex-pliquer)100) и почувствовать свет, надо ли мне обратиться скорее к физикам, которые расскажут мне о фотонах и волновых явлениях, или же к картинам художников минувших столетий? Терапевтическая ситуация есть ситуация придания формы, конструирования и деконструкции форм (гештальтов) в ходе и посредством встречи — которая может оказаться конфликтной — двух интенциональностей. Предварительное заключение Изрядное число философских, социологических, психологических или психотерапевтических подходов ставят понятие субъекта в центр своих теорий и своей практики. Наши мыслительные схемы построены на этом предрассудке. В рамках данных подходов понятие self (или субъекта и т. п. — название роли не играет) отправлено на задворки, поскольку оно смешано с понятием индивида. От него отгораживаются, и его отвергают. Гештальт-терапия, зародившаяся в 1940—1950-х годах, приняла на себя труд теоретической работы для психотерапии, отчего та пошла трещинами, которые эта новая мыслительная система начала обнаруживать. Трещины стали брешью, провалом, а затем обернулись сменой парадигмы. Все 100 Автор обращает внимание на морфемы, из которых состоят эти два французских глагола. Com-prendre, «понимать», можно буквально истолковать как «с-хватывать». В слове ex-pliquer, «объяснить», автору слышится слово 1е pli, «складка, сгиб», и, соответственно, глагол в буквальном смысле означает действие «раскрытия, развертывания» (например, сложенного письма и т. д.). То и другое верно (Dauzat A. et al. Nouveau dictionnaire etymologique et historique. P., 1971, p. 184, 289). - Прим. пер. Быть в присутствии другого 161 должно быть перестроено в перспективе поля, терапия должна быть переосмыслена как ситуация, практика — как контакт, выражение — как эффект поля, не как манифестация психики, которую выражение скорее порождает, нежели является ее следствием. В ходе терапевтической встречи оба ее участника могут стремиться позиционировать себя в качестве существующих a priori, индивидуализированных участников взаимодействия. Это образ действия, за которым стоят десятилетия практики. Другой образ действия может возникнуть на том фундаменте, который заложили основатели гештальт-терапии, и исходя из данного ими определения self. Self, катализатор функций нужных для того, чтобы вступить в контакт с новым и осуществлять акты творческого приспособления, включен в ситуацию. Гештальт-терапевт включен в ситуацию, и эта включенность составляет часть самой структурации поля. Он влияет на другого, и другой на него влияет. Имплицитная интенция каждого может быть проговорена на основе опыта, переживаемого каждым в своих чувствах и в своем восприятии. В таком отношении момент предконтакта, появления и/или конструирования фигуры является решающим. Действительно, он позволяет ориентироваться в том, что есть то же самое, в том, что известно, в том, что рассказывается; он также может позволить уйти от недифференцированного, которое должно индивидуализироваться всегда-и-постоянно. Как в сказке Медарда Босса, процитированной в начале этой статьи, терапевт должен добавить своего «верблюда» к данным ситуации, даже если он не подозревает о том, что из этого получится. Его интенциональ-ностью будет просто открывать условия возможного. Формы должны из этого возникнуть. 7. «Я - это я и мои обстоятельства» Date: 2015-05-05; view: 538; Нарушение авторских прав |