Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Терапевтическая ситуация
В самом деле, как мы можем говорить о том, что называется «единым полем», которое по идее долж-
Жан-Мари Робин ны образовывать пациент и терапевт? Хотя Перлз и Гудмен ставят вопрос о поле в центр разрабатываемой ими теории, мы должны заметить, что непосредственно о поле они говорят довольно редко. Если внимательно почитать их текст, то выяснится, что понятие ситуации они употребляют, наоборот, очень часто. Я хотел бы на нем немного остановиться, так как, с моей точки зрения, это понятие представляет существенный шанс для уточнения и прояснения открывающейся перспективы. Механизм терапии, каким бы он ни был, прежде всего, определенный тип ситуации. Осознание того, каким образом ситуация воздействует на нас сейчас, способствует лучшему пониманию, каким образом воздействовали на нас некоторые ситуации в нашем прошлом. Осознание того, каким образом мы можем создавать или участвовать в создании ситуаций здесь и теперь, точно так же ведет к восстановлению и укреплению наших способностей к творческому приспособлению. Отправным пунктом моих вопросов по поводу понятия «ситуации» и сюрпризов, которые они мне преподнесли, стала одна «маленькая» фраза, брошенная Перлзом и Гудменом. Перлз и Гудмен упоминают «id ситуации», но не слишком развивают свою мысль! (Еще раз повторю, что речь идет не о id внутри некоей ситуации!) Нам остается постараться понять это удивительное предложение, которое увлекает нас далеко в сторону от путей, проложенных Г. Гроддеком и 3. Фрейдом, от теории «драйвов» и внутренних сил, которых нами движут. Затем я для себя открыл, что авторы широко привлекают понятие ситуации: так, например, одной из характеристик self является «включенность в ситуацию», невроз описывается как «хроническая острая ситуация низкой интенсивности». О Быть в присутствии другого 111 самой психотерапии в основном и прежде всего говорится в терминах ситуации. Вот несколько строк, которые можно прочесть в общем введении: «Терапевтическая ситуация есть нечто большее, нежели только статистическое событие, образованное доктором и пациентом... Ни полное понимание функций организма, ни наилучшее знание среды (общества и т. д.) не позволяют учесть ситуацию в целом. Только взаимодействие организма и среды образуют психологическую ситуацию, а не организм и среда, взятые по отдельности... Надо переменить наше видение терапевтической ситуации... Клиника становится экспериментальной ситуацией...»29. Я часто с удивлением замечал, что большинство ге-штальт-терапевтов, желая развить свои навыки, предпочитают глубже изучить «функции организма» (и черпают знания из области биологии, исследований мозга и других функций, психологических теорий и т. д.); гораздо реже встречаются те, кто стремится «лучше узнать среду (общество и т. д.)», обращаясь к социологии, экологии, антропологии и т. д. Такие вещи, конечно, представляет известный интерес, однако наши основатели прямо призывают нас не останавливаться на «абстракциях» (в другом месте они обозначают в качестве «абстракций» раздельное рассмотрение как организма, так и среды), а вести исследование, руководствуясь идеей «ситуации». Это понятие ситуации является настолько употребительным, что само по себе оно редко становится предметом обсуждения. Оно как фон — предзадан-ный, неявный, редко преобразуемый в фигуру. Меж- 29 Perls F, Hefferline R., Goodman P. Gestalt-therapie. 2001, p. 43-44.
Жан-Мари Робин ду тем вот уже несколько десятилетий разные исследователи — в частности, группирующиеся вокруг Ирвина Гофмана (Чикагская школа) и работающие в его русле — поставили это понятие ситуации в центр своих работ. Впрочем, интерес к такому подходу, разумеется, восходит к Джону Дьюи. Имеет смысл вспомнить, какое значительное влияние оказал Дьюи на интеллектуальное формирование Гудмена. Кстати сказать, упоминавшееся выше фундаментальное различение «нахождения в поле» и «принадлежности к полю», вводимое Гудменом, можно прямо вычитать из Дьюи, который уточнял, что организм живет не в среде, а «посредством среды». Date: 2015-05-05; view: 666; Нарушение авторских прав |