Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проявляться в открытом поле ситуации. Проявляться в открытом поле ситуации есть, таким образом, операция активного и в то же время принимающего самораскрытия
Проявляться в открытом поле ситуации есть, таким образом, операция активного и в то же время принимающего самораскрытия, операция в медиальном залоге, как сказали бы Перлз и Гудмен. Ситуация и событие нередко противопоставлялись: в нашем случае, 24 Под «предельным опытом» в философской литературе понимается попытка достичь такой точки жизни, которая была бы возможно ближе к тому, чего нельзя пережить. Задача «предельного опыта» заключается в том, чтобы вырвать субъекта у него самого и не позволить ему быть тем, что он есть. — Прим. пер. Быть в присутствии другого 105 т. е. применительно к психотерапевтической ситуации, можно было бы сказать, что ситуация создает событие и что событие мало-помалу будет трансформироваться. «В акте чувствительного восприятия разворачиваются параллельно будущее субъекта и событие мира. Я становлюсь каким-то только тогда, когда случается нечто, и для меня нечто случается только тогда, когда я становлюсь каким-то» (Э. Страус). Но реальное существует только для того, кто сталкивается с ним в факте его проявления. «Реальное — это,то, чего не ждали», — писал Мальдини25. Но как соблазнительно рассматривать реальное как ожидаемое! И психотерапия обращается сначала к взгляду, чтобы затем перейти к речи. «Взгляд такого рода, что его говорят», который упоминал поэт Франсис Понж. «Другой человек как лицо не может быть дан напрямую. Он раскрывается и не раскрывается. Он открывается в разрыве своей непрозрачности, выступает в день этого разрыва. Но он показывает свое реальное лицо только взгляду другого. Взгляду, а не под взглядом»26. Я хотел бы закончить словами того же Анти Мальдини, а именно теми, в которых говорится о его понятии «transpassibilite» и которые имеют большой смысл для психотерапевта: «Мы подлежим (passibles) непредвиденному. Transpassibilite — это бесконечная способность открывать, присущая тому, кто «ждет, ждет и не ждет»»27. Maldiney H. Regard - Parole - Espace. Lausanne, 1973. Idem. Penser l'homme et la folic 1991. Ibidem, p. 419. Быть в присутствии другого 107 4.От поля к ситуации В течение многих десятилетий (в частности, под влиянием Фрейда) психоанализ и возникшие из него различные психотерапевтические практики строились по модели, которую было принято считать научной. Эта модель ставила наблюдателя в позицию постороннего человека в поле опыта. С такой точки зрения терапевтические отношения легко сводились к проблеме переноса, перенос — к явлению внутрипсихических конфликтов, внутрипси-хические конфликты — к истории детства. Эти последовательные редукции, может быть, и позволяют терапевту построить некоторое число гипотез по поводу человеческой психики, однако не дают настоящей возможности приблизиться к пониманию конкретной терапевтической ситуации. С моей точки зрения, психотерапия поставлена перед необходимостью выбора: — либо она опирается на модель индивидуальной психологии (например, на модель классического психоанализа), которая отводит психотерапевту определенную роль присутствующего и участвующего лица; — либо вписывается в психологию взаимодействия двух лиц (модель, открытую Ференци и развитую Балинтом, Винникотом и многими другими); и тогда терапевт не является больше посторонним человеком в поле опыта. Наши отцы-основатели оставили труд, запечатлевший их колебания между двумя сказанными позициями. Влияние Перл за и его понимание контакта в терминах «пойти и взять» можно сравнить с теорией «поиска объекта» (сравни, например, object seeking у Фер-брейна). И это еще не подразумевает полного эпистемологического разрыва с теорией драйвов Фрейда. Влияние Гудмена, напротив, осуществляется через его подход к пониманию контакта как творческого приспособления, как конструирования смысла переживаемого опыта в поле организм/среда. Оба автора охотно сходятся в значении поля и его прямых следствий — особой теории self. Но вследствие различия исходных предпосылок поле и self у Перлза часто будут объектами овеществления, тогда как у Гудмена они, скорее всего, будут рассматриваться как процесс непрерывного становления. Date: 2015-05-05; view: 538; Нарушение авторских прав |