Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самораскрытие
Мы работаем на уровне поля, в здесь и сейчас ситуации (уточню, что я сознаю, что так бывает не всегда; 98 Жан-Мари Робин Быть в присутствии другого 99
что это не всегда возможно и не всегда желательно). Так как одна из наших задач состоит в прояснении индивидуации клиента, т. е. дифференциации поля, то каковы наши инструменты? Наш главный инструмент — самораскрытие терапевта. О каком раскрытии идет речь? Мы имеем в виду проговаривание актуального переживания терапевта в терминах влияния ситуации и взаимодействия, того, как вводятся в контакте и как ситуация вводится в контакт им самим и другим, чтобы произвести общую работу над вопросом о том, как один и другой могут быть творцами. Важный термин небрежен. Творец! Тот, кто творит... И это в контексте, где люди зачастую переживают себя в качестве объекта воздействия ситуации, своего жизненного контекста, своей истории, своего окружения, своих психотравм, своего подсознательного или его симптомов! Это самораскрытие терапевта существует, какой бы ни была этика терапевта и какими бы ни были его сознательные выборы. Со своей стороны я считаю необходимым ограничить это самораскрытие терапевта некоторыми принципами: —оно в основном ограничено «здесь и теперь» ситуации; —оно высказывается, насколько это возможно, таким образом, чтобы оно не смогло стать фигурой в текущем опыте (что может помешать процессу пациента), а оставалось материалом на заднем плане, который будет подпитывать, способствовать и, конечно, оттенять фигуру — т. е. дифференциацию —которую пациент конструирует по случаю ситуации; —оно пропущено через фильтр теории, к которой я апеллирую, и работы над собой, осуществляемой на основе моей собственной терапии. Так как я остаюсь в осознании, что это самопредъявление сопряжено с моей собственной работой по дифференциации, т. е. тем, что следовало назвать моей субъективностью, и я осознаю, что эта субъективность, бесспорно, эмоциональна. Я хотел бы напомнить то, что Гудмен говорит об эмоциях, а именно, что «эмоция есть непосредственное и интегратив-ное осознание отношения между организмом и средой» и что «это функция поля». Я всегда цитирую его слова: «Эмоции — это когнитивные средства. Далеко не будучи препятствиями для мысли, они выступают единственными в своем роде посланиями, свидетельствующими о состоянии поля организм/среда, и средствами осознания надлежащего характера наших стремлений. В качестве знаний эмоции могут содержать погрешность». Эта погрешность эмоций и, следовательно, субъективности, которую предъявляет терапевт, подтверждает позицию неуверенности, похвальной на своем месте. Замечательный английский психоаналитик Питер Ломас, в самом деле, ратовал за «добровольную неуверенность». Я принимаю эту мысль на свой счет. Неуверенность не вызывает сомнений. Неуверенность — это признак того, что не известно заранее, что может быть лишь объектом догадок и что, следовательно, остается открытым, тогда как сомнение обозначает колебания в том, какую сторону принять, оно подразумевает вопрос о реальности некоего факта, о справедливости некоего суждения или некоего действия. Сомнение может подточить переживаемый опыт, тогда как неуверенность может открыть ситуацию. В таком качестве, по замечательному выражению немецкого гештальт-терапевта Франка Штемле-ра, неуверенность надо культивировать во всех смыс- 100 Жан-Мари Робин лах слова «культивировать» — поддержки и приобщения к культуре. Date: 2015-05-05; view: 497; Нарушение авторских прав |