Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Скалярный квадрат вектора Свойства скалярного произведения
Вернёмся к ситуации, когда два вектора сонаправлены. В этом случае угол между ними равен нулю, , и формула скалярного произведения принимает вид: . А что будет, если вектор умножить на самого себя? Понятно, что вектор сонаправлен сам с собой, поэтому пользуемся вышеуказанной упрощенной формулой: Или: Число называется скалярным квадратом вектора , и обозначатся как . Таким образом, скалярный квадрат вектора равен квадрату длины данного вектора: Из данного равенства можно получить формулу для вычисления длины вектора: Пока она кажется малопонятной, но задачи урока всё расставят на свои места. Для решения задач нам также потребуются свойства скалярного произведения. Для произвольных векторов и любого числа справедливы следующие свойства: 1) – переместительный или коммутативный закон скалярного произведения. 2) – распределительный или дистрибутивный закон скалярного произведения. Попросту, можно раскрывать скобки. 3) – сочетательный или ассоциативный закон скалярного произведения. Константу можно вынести из скалярного произведения. Зачастую, всевозможные свойства (которые ещё и доказывать надо!) воспринимаются студентами как ненужный хлам, который лишь необходимо вызубрить и сразу после экзамена благополучно забыть. Казалось бы, чего тут важного, все и так с первого класса знают, что от перестановки множителей произведение не меняется: . Должен предостеречь, в высшей математике с подобным подходом легко наломать дров. Так, например, переместительное свойство не является справедливым для алгебраических матриц. Неверно оно и для векторного произведения векторов. Поэтому, в любые свойства, которые вам встретятся в курсе высшей математики, как минимум, лучше вникать, чтобы понять, что можно делать, а чего нельзя. Пример 3 Найти скалярное произведение векторов и , если известно, что . Решение: Сначала проясним ситуацию с вектором . Что это вообще такое? Сумма векторов и представляет собой вполне определенный вектор, который и обозначен через . Геометрическую интерпретацию действий с векторами можно найти в статье Векторы для чайников. Та же петрушка с вектором – это сумма векторов и . Итак, по условию требуется найти скалярное произведение . По идее, нужно применить рабочую формулу , но беда в том, что нам неизвестны длины векторов и угол между ними. Зато в условии даны аналогичные параметры для векторов , поэтому мы пойдём другим путём: (1) Поставляем выражения векторов . (2) Раскрываем скобки по правилу умножения многочленов, пошлую скороговорку можно найти в статье Комплексные числа или Интегрирование дробно-рациональной функции. Повторяться уж не буду =) Кстати, раскрыть скобки нам позволяет дистрибутивное свойство скалярного произведения. Имеем право. (3) В первом и последнем слагаемом компактно записываем скалярные квадраты векторов: . Во втором слагаемом используем перестановочность скалярного произведения: . (4) Приводим подобные слагаемые: . (5) В первом слагаемом используем формулу скалярного квадрата , о которой не так давно упоминалось. В последнем слагаемом, соответственно, работает та же штука: . Второе слагаемое раскладываем по стандартной формуле . (6) Подставляем данные условия , и ВНИМАТЕЛЬНО проводим окончательные вычисления. Ответ: Отрицательное значение скалярного произведения констатирует тот факт, что угол между векторами является тупым. Задача типовая, вот пример для самостоятельного решения: Пример 4 Найти скалярное произведение векторов и , если известно, что . Краткое решение и ответ в конце урока. Теперь ещё одно распространённое задание, как раз на новую формулу длины вектора . Обозначения тут будут немного совпадать, поэтому для ясности я перепишу её с другой буквой: Пример 5 Найти длину вектора , если . Решение будет следующим: (1) Поставляем выражение вектора . (2) Используем формулу длины: , при этом в качестве вектора «вэ» у нас выступает целое выражение . (3) Используем школьную формулу квадрата суммы . Обратите внимание, как она здесь любопытно работает: – фактически это квадрат разности, и, по сути, так оно и есть. Желающие могут переставить векторы местами: – получилось то же самое с точностью до перестановки слагаемых. (4) Дальнейшее уже знакомо из двух предыдущих задач. Ответ: Коль скоро речь идёт о длине, не забываем указать размерность – «единицы». Пример 6 Найти длину вектора , если . Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока. Date: 2015-04-23; view: 1033; Нарушение авторских прав |