Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бессознательное и психоанализ
Основы психоанализа как философской концепции были зало- жены австрийским врачом-психиатром 3. Фрейдом (1856—1939). Другие представители этого направления — К. Г. Юнг (1875 —
1961), А. Адлер (1870-1937), неофрейдисты В.Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979).
Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его специальное изучение и широкое философское толкование. Заботливо выискивая в истории философии малейшие упомина- ния о бессознательном, Фрейд в то же время отмечал, что бес- сознательное не стало для классических философии, психологии, естественных наук о человеке специальным предметом исследова- ния. Виной тому был, по Фрейду, культ разума и культ созна- ния. Сознание, признает он, очень важно для человеческой жизни — с его помощью индивиды ориентируются в окружающем мире, формируют собственное «Я». Но кроме «Я» (ego), связан- ного именно с сознанием индивида, в человеческой психике Фрейд выделяет еще две структуры: «сверх-Я» (super-ego), которое представляет собой некоторую совокупность перенесенных «во- внутрь» психики индивида социально значимых, безличных иде- альных принципов, регуляторов, а также «Оно» (Id), которому и соответствует невидимый для внешнего наблюдения «микромир» бессознательного.
Спор 3. Фрейда со сторонниками классических подходов раз- горелся сразу же после того, как в начале века была обнародо- вана концепция бессознательного в ее первых вариантах. Класси- ческий подход к неосознанному состоял, коротко говоря, в следую- щем: то, что мы пока не осознаем, есть всего лишь смутное созна- ние, которое можно и нужно привести к ясности. Как тьма отли- чается от света степенью освещенности, так и бессознательное отличается от сознательного лишь степенью осознанности индиви- дом своих представлений и переживаний. Фрейд охотно пользо- вался этим образом, но толковал его иначе. Наблюдая за града- циями освещенности при переходе от света к тьме, рассуждал Фрейд, мы ведь не отказываемся зажигать свет в темной комнате, ибо хорошо понимаем качественное различие между двумя состоя- ниями. Так и с бессознательным, несмотря на то что между ним и сознанием есть связи, переходные явления психики (сознатель- ное может «вытесняться» и становиться — на время или навсег- да — бессознательным; может держаться на границе с созна- нием, двигаться через границу,— тогда оно является «предсозна- тельным»), бессознательное качественно отличается от сознания. Многие функции нашего тела, которые обязательно связаны с деятельностью мозга, тем не менее в норме осуществляются — в чем Фрейд прав — бессознательно (психопатология демонстри- рует пагубность для человека «выхода» таких бессознательных автоматизмов в сознание). Бессознательны, по Фрейду, и неко- торые наши желания и побуждения. Бессознательное «проры- вается» в снах, в гипнотических состояниях, а также, например, тогда, когда оно «заставляет» нас делать оговорки, описки, бес- контрольно прятать, убирать предметы и т. д. Это своего рода
«низшее» бессознательное. «Высшее» же бессознательное 3. Фрейд и его сторонники связывали с процессами творчества, в которых спонтанность интуиции, воображения, «скрытое» от сознания вызревание замысла, идеи, образа, действительно, играют очень большую роль. 3. Фрейд принимал идеал рационального причин- ного объяснения. Более того, он был искренне убежден, что продолжает традиции рационализма, ибо отвоевывает для причин- ного научного объяснения ту землю, на которую классика не решалась вступать,— сферу не просто нерационального, а именно неосознаваемого, бессознательного.
Подобно открытому в XX веке невидимому внутриатомному миру, не наблюдаемый непосредственно «микромир» бессознатель- ного поддается, по Фрейду, исследованию и воздействию. К. Г. Юнг, изучая бессознательное, указал на сходство между некоторыми типическими его образованиями (архетипами) и «сквозными» для культур образами, структурами (например, между образами героев в мифах, эпосе, сказках и «героическими» образами сновидений, других бессознательных процессов). Кроме того, К. Г. Юнг ввел для изучения проблему «коллективного бес- сознательного». Но, провозглашая рационалистические научно- исследовательские установки в отношении бессознательного, Фрейд и его ближайшие сподвижники не проводили их последо- вательно. И что самое главное, оправданно выделяя и исследуя бессознательное, психоаналитики нередко переносили, экстраполи- ровали его особенности на человеческую психику, человеческий дух в целом. На этом пути нерациональное подчас превращалось в главенствующее начало психики, «оттесняло» рациональное.
Важное место в психоанализе отводилось некоторым стиму- лам, влияющим на жизнь человека и его психику (например, сексуальные инстинкты, сексуальный опыт). Но Фрейд преувели- чил их значение, свел их к чисто бессознательным, непреодо- лимым побуждениям, к чему критически относились даже сторон- ники психоанализа К. Г. Юнг и А. Адлер. Однако Г. Маркузе и другие авторы в период молодежного бунта 60—70-х годов именно этот мотив фрейдизма усилили, модернизировав его для объяснения процессов «сексуальной революции».
Тенденции развития психоанализа в современном мире про- тиворечивы. С одной стороны, психоанализ, по крайней мере в виде некоторых частных методик, вошел в психиатрию, психоте- рапевтическую практику. В психологии и философии он стимули- ровал изучение бессознательного, которым ныне активно зани- маются во всем мире. И здесь сохраняются рационалистические научно-исследовательские ориентации, которые разделяли сам Фрейд и его крупнейшие последователи. С другой стороны, в процессе почти векового развития фрейдизма из него выра- стали также крайне иррационалистические, даже мистические формы. Например, вопреки атеистической, антиклерикальной
11 Введение в философию, ч. 1
направленности учения самого Фрейда об обществе и культуре некоторые его современные последователи сочли возможным со- единить фрейдизм с различными формами неорелигиозной ми- стики. И это показывает, что в XX веке постоянно совершались и совершаются переходы от таких противоречивых учений, ка- кими являются философия жизни или фрейдизм, к прямому и открытому иррационализму.
Date: 2015-05-05; view: 843; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|