Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бессознательное и психоанализ





Основы психоанализа как философской концепции были зало-
жены австрийским врачом-психиатром 3. Фрейдом (1856—1939).
Другие представители этого направления — К. Г. Юнг (1875 —


1961), А. Адлер (1870-1937), неофрейдисты В.Райх (1897-1957),
Г. Маркузе (1898-1979).

Главным в психоанализе было открытие бессознательного,
его специальное изучение и широкое философское толкование.
Заботливо выискивая в истории философии малейшие упомина-
ния о бессознательном, Фрейд в то же время отмечал, что бес-
сознательное не стало для классических философии, психологии,
естественных наук о человеке специальным предметом исследова-
ния. Виной тому был, по Фрейду, культ разума и культ созна-
ния. Сознание, признает он, очень важно для человеческой
жизни — с его помощью индивиды ориентируются в окружающем
мире, формируют собственное «Я». Но кроме «Я» (ego), связан-
ного именно с сознанием индивида, в человеческой психике Фрейд
выделяет еще две структуры: «сверх-Я» (super-ego), которое
представляет собой некоторую совокупность перенесенных «во-
внутрь» психики индивида социально значимых, безличных иде-
альных принципов, регуляторов, а также «Оно» (Id), которому и
соответствует невидимый для внешнего наблюдения «микромир»
бессознательного.

Спор 3. Фрейда со сторонниками классических подходов раз-
горелся сразу же после того, как в начале века была обнародо-
вана концепция бессознательного в ее первых вариантах. Класси-
ческий подход к неосознанному состоял, коротко говоря, в следую-
щем: то, что мы пока не осознаем, есть всего лишь смутное созна-
ние, которое можно и нужно привести к ясности. Как тьма отли-
чается от света степенью освещенности, так и бессознательное
отличается от сознательного лишь степенью осознанности индиви-
дом своих представлений и переживаний. Фрейд охотно пользо-
вался этим образом, но толковал его иначе. Наблюдая за града-
циями освещенности при переходе от света к тьме, рассуждал
Фрейд, мы ведь не отказываемся зажигать свет в темной комнате,
ибо хорошо понимаем качественное различие между двумя состоя-
ниями. Так и с бессознательным, несмотря на то что между ним
и сознанием есть связи, переходные явления психики (сознатель-
ное может «вытесняться» и становиться — на время или навсег-
да — бессознательным; может держаться на границе с созна-
нием, двигаться через границу,— тогда оно является «предсозна-
тельным»), бессознательное качественно отличается от сознания.
Многие функции нашего тела, которые обязательно связаны с
деятельностью мозга, тем не менее в норме осуществляются —
в чем Фрейд прав — бессознательно (психопатология демонстри-
рует пагубность для человека «выхода» таких бессознательных
автоматизмов в сознание). Бессознательны, по Фрейду, и неко-
торые наши желания и побуждения. Бессознательное «проры-
вается» в снах, в гипнотических состояниях, а также, например,
тогда, когда оно «заставляет» нас делать оговорки, описки, бес-
контрольно прятать, убирать предметы и т. д. Это своего рода


«низшее» бессознательное. «Высшее» же бессознательное 3. Фрейд
и его сторонники связывали с процессами творчества, в которых
спонтанность интуиции, воображения, «скрытое» от сознания
вызревание замысла, идеи, образа, действительно, играют очень
большую роль. 3. Фрейд принимал идеал рационального причин-
ного объяснения. Более того, он был искренне убежден, что
продолжает традиции рационализма, ибо отвоевывает для причин-
ного научного объяснения ту землю, на которую классика не
решалась вступать,— сферу не просто нерационального, а именно
неосознаваемого, бессознательного.

Подобно открытому в XX веке невидимому внутриатомному
миру, не наблюдаемый непосредственно «микромир» бессознатель-
ного поддается, по Фрейду, исследованию и воздействию. К. Г. Юнг,
изучая бессознательное, указал на сходство между некоторыми
типическими его образованиями (архетипами) и «сквозными»
для культур образами, структурами (например, между образами
героев в мифах, эпосе, сказках и «героическими» образами
сновидений, других бессознательных процессов). Кроме того,
К. Г. Юнг ввел для изучения проблему «коллективного бес-
сознательного». Но, провозглашая рационалистические научно-
исследовательские установки в отношении бессознательного,
Фрейд и его ближайшие сподвижники не проводили их последо-
вательно. И что самое главное, оправданно выделяя и исследуя
бессознательное, психоаналитики нередко переносили, экстраполи-
ровали его особенности на человеческую психику, человеческий
дух в целом. На этом пути нерациональное подчас превращалось
в главенствующее начало психики, «оттесняло» рациональное.


Важное место в психоанализе отводилось некоторым стиму-
лам, влияющим на жизнь человека и его психику (например,
сексуальные инстинкты, сексуальный опыт). Но Фрейд преувели-
чил их значение, свел их к чисто бессознательным, непреодо-
лимым побуждениям, к чему критически относились даже сторон-
ники психоанализа К. Г. Юнг и А. Адлер. Однако Г. Маркузе и
другие авторы в период молодежного бунта 60—70-х годов
именно этот мотив фрейдизма усилили, модернизировав его для
объяснения процессов «сексуальной революции».

Тенденции развития психоанализа в современном мире про-
тиворечивы. С одной стороны, психоанализ, по крайней мере в
виде некоторых частных методик, вошел в психиатрию, психоте-
рапевтическую практику. В психологии и философии он стимули-
ровал изучение бессознательного, которым ныне активно зани-
маются во всем мире. И здесь сохраняются рационалистические
научно-исследовательские ориентации, которые разделяли сам
Фрейд и его крупнейшие последователи. С другой стороны,
в процессе почти векового развития фрейдизма из него выра-
стали также крайне иррационалистические, даже мистические
формы. Например, вопреки атеистической, антиклерикальной

11 Введение в философию, ч. 1


направленности учения самого Фрейда об обществе и культуре
некоторые его современные последователи сочли возможным со-
единить фрейдизм с различными формами неорелигиозной ми-
стики. И это показывает, что в XX веке постоянно совершались
и совершаются переходы от таких противоречивых учений, ка-
кими являются философия жизни или фрейдизм, к прямому и
открытому иррационализму.







Date: 2015-05-05; view: 843; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию