Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классической философии _____и ее защитники_____
40—50-е годы XIX века стали переломными в том смысле, что все определеннее сказывалась потребность в новых, некласси- ческих типах философствования. Одной из первых и наиболее развитых форм новаторской философии, критически переосмыс- лившей классику, было философское учение К. Маркса, Ф. Эн- гельса, а впоследствии — В. И. Ленина. Развивая далее общую рационалистическую ориентацию классической мысли, ее веру в науку и прогресс, марксистская философия разработала новую концепцию мира, человека, разума, познания, науки, общества и его исторического прогресса. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин
поддержали идею классики о развитии философии как науки, но отвергли ее претензию на роль «науки наук». Они видели в науке и философии очень важное, но отнюдь не всесильное духовное ору- жие, которое может и должно быть использовано в процессе революционно-практического преобразования мира и подчинено задачам осуществления такого преобразования во имя человека и человечества.
Наряду с марксистской философией, а порою и в противовес ей начали формироваться нетрадиционные ориентации в немарк- систской мысли. Принципиальное различие между марксистской и немарксистской философией в этом отношении состояло в сле- дующем. Марксистская философия, будучи новой, то есть неклас- сической, формой философствования, никогда не разделяла антиклассические ориентации. А вот первые попытки переосмысле- ния классики в немарксистской мысли предстали именно в ка- честве антиклассических подходов, граничивших с прямым ниги- лизмом в отношении философской классики. Наиболее крупные фигуры, выразившие эти тенденции,— датский философ С. Кьер- кегор (1813—1855) и немецкий философ Ф. Ницше (1844—1900). Ими было положено начало идейному движению, которое стало особенно сильным в XX веке, не утратив своего влияния до сего времени.
Критика классической мысли стала составной частью процесса кардинальной переоценки ценностей, необходимость которой вы- водилась из глубокого духовного кризиса, в свою очередь связы- ваемого с кризисом западной цивилизации. Название нашумевшего в свое время произведения О. Шпенглера (1880 —1936) «Закат Европы» (1918) можно понять и как своего рода краткое обозна- чение основной тенденции «философии кризиса», которая высту- пает и во множестве современных вариантов. Антиклассическую установку этой философии с предельной четкостью выдвинул известный испанский философ Хосе Ортега-и-Гасет. По его мне- нию, европейский кризис может быть диагностирован как кризис всей классики.
Антиклассические ориентации в XIX и XX столетиях не являются единственными. Им постоянно противостояло и проти- востоит то несколько ослабевающее, то вновь усиливающееся, но всегда довольно мощное идейное движение, направленное на защи- ту и развитие традиций философской классики. Причина его влияния кроется прежде всего в самой философии, в ее органи- ческой связи с историей философской мысли. Но немалую роль играет и то, что как раз в периоды, когда одни философы резко, порою нигилистически отвергают прежние (пусть и весьма разно- родные) ценности и традиции, другие философы горячо берут их под защиту, ибо находят в них и способ сохранения самой филосо- фии, и идейно-нравственную опору во времена кризиса. Вот почему в конце XIX — начале XX века, когда формировался
«радикальный нигилизм» Ф. Ницше, идеи о необратимом кризисе цивилизации и культуры, появились и стали развиваться философ- ские направления, открыто объявившие своей целью сохранение классического наследия. Под лозунгами: «Назад к Канту» родилось неокантианство. Возникшее еще в 60-х годах XIX века, оно затем было представлено двумя основными философскими школами — марбургской: Г. Коген (1842-1918), П. Наторп (1854-1924), Э. Кассирер (1874 — 1945) и фрейбургской (баденской): В. Вин- дельбанд (1848—1915), Г. Риккерт (1863—1936). Примерно в эти же годы под лозунгом: «Назад к Гегелю» формируется и неоге- гельянство. Наиболее видные его представители — немецкие фило- софы Р. Кронер (1884-1974), Г. Лассон (1862-1932), итальян- ские философы Б. Кроче (1866 — 1952), Дж. Джентиле (1875— 1944). «Абсолютный идеализм» английского философа Ф. Брэдли (1846 — 1924), американского — Дж. Ройса (1855—1916) также был связан с «критическим возрождением» гегельянства. В 40— 50-е годы большое влияние имели французские гегельянцы Ж. Валь (1888—1974), А. Кожев (1902—1968), Ж. Ипполит (1907-1968) и др.
Стремление сохранить классические корни философии провоз- гласило также влиятельное течение религиозной философии, возникшее в 70-х годах XIX века и получившее название неото- мизма (от лат. написания имени Фомы Аквинского — Томас). Это направление существует и в наши дни и поддерживается като- лической церковью. Наиболее известные неотомисты XX века — Ж. Маритен (1882—1973), Э. Жильсон (1884 —1978). Но еще более влиятельными в XX веке были авторы, которые придержива- лись некоторых устоев неотомистской мысли, но в философии шли своими путями, за что были осуждаемы официальными кру- гами католичества (Г. Марсель, 1889—1973; П. Тейяр де Шарден, 1881 — 1955; и др.).
Впоследствии вновь не раз обострялась эта идейная дихотомия (то есть противостояние крайностей): наплывали и откатывались волны радикальной, даже нигилистической критики классического философского мышления — ив противовес им возникали ответные волны интереса к наследию классической мысли, на гребне ко- торых поднималась также и консервативно-традиционалистская, догматическая пена. Так, в 70—80-е годы значительно усилился интерес к Платону и Аристотелю (к античности вообще), к Фоме и особенно к Августину (к средневековью вообще), к Спинозе, Гоббсу, Шеллингу, Ницше. Но, пожалуй, наиболее популярными из классических философов остаются Кант и Гегель, вокруг изучения наследия которых строится работа довольно большого числа философов, влиятельных кантовских и гегелевских обществ (с их стабильными изданиями, конгрессами и т. д.). Не следует думать, что это чисто академическая деятельность, интересная лишь кантоведам или гегелеведам: классическая философия
служит здесь материалом и основанием для столкновения позиций по таким коренным вопросам, как роль философии в познании современного мира, диалектика природы и общества, сущность человека и т. д.
Важно отметить, что наиболее развитые философские концеп- ции XX века, которые были задуманы как неклассические и в определенной мере были таковыми, все же сохраняли связь с классической мыслью. Ныне признаны «классиками» и виднейшие философы XX века — особенно популярны А. Бергсон, Э. Гуссерль, 3. Фрейд, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Д. Дьюи, А. Н. Уайтхед, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, Г. Г. Гадамер, К. Леви- Строс и др. (Характеристика идей названных мыслителей и пред- ставляемых ими направлений будет дана в ходе дальнейшего изло- жения.)
Таким образом, на протяжении нашего столетия в немарксист- ской мысли велась и ведется борьба идейных движений, крайними полюсами которой являются «радикальный нигилизм» и догмати- ческий, консервативный традиционализм. Вместе с тем все яснее обнаруживается, что сама по себе дихотомия антитрадиционализ- ма и традиционализма весьма условна. Ведь даже за вывеской «радикального нигилизма» подчас скрывается избирательное отно- шение к классике (например у Ф. Ницше — культ особым обра- зом истолкованной античности, у «левых радикалов» 60—80-х го- дов — реставрация традиций европейской мистики, оживление древних восточных учений и т. д.). В свою очередь, философы противоположных (по форме «традиционалистских») направле- ний нередко используют работу над философским наследием во имя выработки новых неклассических идей и подходов.
Итак, в философии на рубеже XIX—XX веков и в первые десятилетия нашего столетия происходили довольно интенсивные процессы переосмысления классики. В «духовном повороте», направленном на видоизменение классических подходов, участво- вала и философская мысль, развивавшаяся в России.
Date: 2015-05-05; view: 661; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|