Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
XX съезд КПСС и развитие философии в СССР
Новый этап духовной жизни нашего общества, и в частности в сфере философии, начинается после XX съезда КПСС. Осуж- дение в документах съезда культа личности Сталина, произвола и беззаконий предшествующих десятилетий, решения съезда в целом вдохнули новую жизнь в марксистскую философию и открыли перед ней новые перспективы. Философы напрямую обращаются к работам Маркса, Энгельса, Ленина, заново открывая в них те идейные богатства, которые оставались под спудом во времена господства примитивной сталинско-ждановской версии марксизма.
Резко расширяется круг проблем, изучаемых философией, менее догматичным и более свободным, раскованным становится
сам стиль философских работ. Много новых идей и содержатель- ных понятий было выработано на основе диалектико-материали- стической интерпретации научного познания и его методологии. Значительно более глубоким и содержательным стал уровень исследований по критике чрезвычайно влиятельного в те годы в мировой философии неопозитивизма, концентрировавшегося на вопросах логики и методологии научного познания. Существенный поворот происходит в разработке проблем диалектики — прило- жение к месту и не к месту упрощенных схем из сталинского очерка «О диалектическом и историческом материализме» сме- няется углубленной работой по анализу применения диалекти- ческого метода в «Капитале» и других трудах Маркса, а также Энгельса и Ленина. Выявляются и изучаются диалектические закономерности в развитии современной науки. В этом направле- нии многое было сделано такими философами, как Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, П. В. Копнин и др.
Большие усилия прилагаются философами в возрождении ленинской идеи союза философии и естествознания. Постепенно преодолеваются и отбрасываются псевдомарксистские, извращен- но-натурфилософские наскоки невежественных и некомпетентных «философов» на науку и на отдельных ученых. Все более частыми становятся примеры творческого содружества видных ученых- естественников и способных мыслить по-новому, нешаблонно, диалектически философов в разработке конкретных методологи- ческих проблем науки. Во второй половине 50— начале 60-х годов в советской философской науке разворачивается острая полемика между теми философами, которые выступают с актив- ной поддержкой генетики и ряда других ранее шельмовавшихся направлений науки, и приверженцами философского догматизма. В столь же острой борьбе происходило возрождение и разви- тие и других областей философского исследования, таких, как логика, история философии, вопросы общественного развития и др. С принципиально новыми проблемами столкнулась фило- софия при осмыслении изменяющейся роли науки в обществе, социальных причин и последствий научно-технического про- гресса.
В конце 60— начале 70-х годов философия обращается к проб- лематике человека и гуманизма, к таким темам, как вопросы вой- ны и мира в ядерную эпоху, рациональное природопользование и сохранение среды обитания, народонаселение и продовольствен- ная проблема, и другим вопросам общечеловеческой значимости. Вскоре разработка этих тем, проводимая философами в тесном содружестве с представителями самых разных областей научного знания, с политическими и общественными деятелями, приводит к выдвижению марксистской концепции глобальных проблем со- временности, которая ныне стала одним из важных компонентов нового мышления.
Следует, впрочем, отметить, что в годы застоя, в условиях, когда упрочивалось всевластие созданной Сталиным командно- административной системы, новаторские исследования в филосо- фии, как и в других общественных науках, порой весьма ощутимо тормозились. С одной стороны, не было недостатка в призывах к философам быть ближе к жизни, смело ставить острые вопросы, творчески разрабатывать марксистско-ленинскую философию, тео- рию диалектики и т. д. С другой же стороны, философские ис- следования зачастую оценивались с точки зрения не глубины их проникновения в реальности общественного развития и научно- технического прогресса, а прежде всего их соответствия догма- тически понятому марксизму и потребностям апологетики «разви- того социализма». Суровое осуждение, отстранение от преподава- ния и исследовательской работы, запрет на публикации — та- кой нередко была судьба тех, кого считали «отступниками», «реви- зионистами». Это коснулось творческой части философов из «по- коления XX съезда».
В то же время за «новаторские» выдавались подчас работы, в которых речь шла о надуманных, оторванных от действитель- ности проблемах; философии отводилась функция обоснования и комментирования решений и концепций, принятых партийно- государственным руководством. В центре дискуссий, отличавшихся схоластичностью и бесплодностью, оказывались проблемы то ско- рого построения материальной базы коммунизма, то грядущего со дня на день слияния государственной и кооперативно-колхоз- ной форм собственности, то дефиниции социалистического обра- за жизни, то критериев зрелости «развитого социализма». Немало копий было сломано вокруг такой, например, проблемы — в каком порядке надлежит излагать категории диалектического материа- лизма? Примитивизм и отсутствие содержательной аргумента- ции — черты, унаследованные еще от сталинского периода,— были характерны для многих работ, посвященных критике совре- менной западной философии. Наконец, иначе как провалом — в свете реальностей сегодняшнего дня — нельзя назвать совокуп- ный результат бесчисленных исследований по проблематике меж- национальных отношений, исследований, очень часто сводившихся к воспеванию «расцвета», «сближения» и даже «слияния» наций. В то время как в социальной жизни общества, в экономике, культуре, морали накапливались все более серьезные проблемы и противоречия, философия, по сути дела, была лишена возмож- ности осуществлять присущую ей функцию критического иссле- дования существующей социальной практики. Хуже того, многие философы выступали как апологеты' этой практики.
Все это показывает, насколько неблагополучным и сложный оказалось в целом положение в нашей философии к началу пере- стройки, насколько назрела необходимость перестройки в самой философии. Сегодня этот процесс уже набирает темпы. И хотя
многое еще надлежит переосмысливать и переделывать, тем не менее наша философия располагает таким идейным багажом и творческим потенциалом, который в новых, благоприятных для смелой новаторской мысли условиях позволит занять философии достойное место в духовной жизни общества. Творческий импульс XX съезда КПСС не ослаб и в 70-е — начале 80-х годов, и он по- зволил создать философские предпосылки перестройки.
Date: 2015-05-05; view: 624; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|