Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие материи





Анализ онтологии будет неполным, если не рассмотреть поня-
тия материи, игравшего важную роль в учениях Платона, Ари-
стотеля и других философов. Впервые понятие материи (hyle) было
введено Платоном, который хотел с его помощью пояснить причину
многообразия чувственного мира. Если идея у Платона есть нечто
неизменное и тождественное себе, если она определяется через
«единое», то материю он мыслит как «начало иного» — изменчи-
вого, текучего, непостоянного. Именно в этом своем качестве она
и служит для Платона принципом чувственного мира. Материя,
по Платону, лишена определенности и потому непознаваема, вещи
и явления мира «становления» не могут стать предметом научного
знания как раз в силу их материальности. В этом смысле в ранних
диалогах Платона материя отождествляется с небытием. В более
позднем диалоге «Тимей» Платон уподобляет материю лишенному
качеств субстрату (материалу), из которого могут быть образованы
тела любой величины и очертаний, подобно тому, как самые разные
формы могут быть отлиты из золота. Поэтому Платон именует
здесь материю «восприемницей и кормилицей всего сущего».

Платон полагает, что материя может принять любую форму
именно потому, что сама она совершенно бесформенна, неопреде-


ленна, есть как бы только возможность, а не действительность.
Понятую таким образом материю Платон отождествляет с прост-
ранством, которое есть возможность любых геометрических фигур.

Не принимая платоновского отождествления материи и прост-
ранства, Аристотель в то же время рассматривает материю как
возможность (потенцию). Для того чтобы из возможности возникло
что-то действительное, материю должна ограничить форма, кото-
рая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее.
Так, например, если мы возьмем медный шар, то материей для
него, говорит Аристотель, будет медь, а формой — шарообраз-
ность; по отношению к живому существу материей является его
телесный состав, а формой — душа, которая и обеспечивает един-
ство и целостность всех его телесных частей. Форма, согласно
Аристотелю, есть активное начало, начало жизни и деятельности,
тогда как материя — начало пассивное. Материя бесконечно де-
лима, она лишена в самой себе всякого единства и определенности,
форма же есть нечто неделимое и, как таковая, тождественна с
сущностью вещи. Вводя понятия материи и формы, Аристотель
делит сущности на низшие (те, что состоят из материи и формы),
каковы все существа чувственного мира, и высшие — чистые
формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую (ли-
шенную материи) форму — вечный двигатель, который служит
источником движения и жизни всего космического целого. При-
рода у Аристотеля — это живая связь всех единичных субстанций,
определяемая чистой формой (вечным двигателем), составляющей
причину и конечную цель всего сущего. Целесообразность (телео-
логия) есть фундаментальный принцип как онтологии Аристотеля,
так и его физики.

В физике Аристотеля получило свое обоснование характер-
ное для греков представление о космосе как об очень большом, но
конечном теле. Учение о конечности космоса непосредственно
вытекало из неприятия Платоном, Аристотелем и их последо-
вателями понятия актуальной бесконечности. Актуально бес-
конечное не признавала также и греческая математика.

Подытоживая анализ древнегреческого учения о бытии, нужно
отметить, что для большинства древнегреческих философов харак-
терно дуалистическое противопоставление двух начал: бытия
и небытия у Парменида, атомов и пустоты — у Демокрита, идей
и материи — у Платона, формы и материи — у Аристотеля. В ко-
нечном счете это дуализм единого, неделимого, неизменного, с од-
ной стороны, и бесконечно делимого, множественного, изменчи-
вого — с другой. Именно с помощью этих двух начал греческие
философы пытались объяснить бытие мира и человека.

И второй важный момент: древнегреческие мыслители, как
материалисты, так и идеалисты, при всем их различии между
собой были, если так можно выразиться, космистами: их взор был
направлен прежде всего на разгадку тайн природы, космоса в


целом, который они по большей части — за исключением атоми-
стов — мыслили как живое, а некоторые — и как одушевленное
целое. Космоцентризм долгое время задавал и магистральную
линию рассмотрения в философии проблем человека — под углом
зрения неразрывной связи его с природой. Однако постепенно,
по мере разложения традиционных форм знания и социальных
отношений формируются новые представления о месте и пред-
назначении человека в космосе; соответственно возрастает роль
и значение проблемы человека в структуре древнегреческого
философского знания.

Переход от изучения природы, от онтологических проблем
к рассмотрению человека, его жизни έο всех многообразных
проявлениях в древнегреческой философии связан с деятельно-
стью софистов.







Date: 2015-05-05; view: 556; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию