Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бытие как бестелесная идея





Иная трактовка принципов Парменида была предложена Пла-
тоном (427 — 347 годы до н. э.), противопоставившим Демокриту
идеалистическое понимание бытия. Подобно элеатам, Платон
характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь
разумом и недоступное чувственному восприятию. Но в отличие
от элеатов и так же, как у Демокрита, бытие у Платона предстает
как множественное. Однако различие между Платоном и Демокри-
том носит принципиальный характер: если Демокрит понимал
бытие как материальный, физический атом, то Платон рассмат-
ривает его как идеальное, бестелесное образование — идею, высту-
пая тем самым как родоначальник идеалистической линии в
философии. Все, что имеет части, рассуждает Платон, изменчиво
и потому не тождественно себе, а следовательно,— в пармени-
довско-платоновском смысле — не существует (таковыми являют-
ся тело и пространство, в котором все тела существуют). Сущест-
вует же только то, что не имеет частей и, значит, не принадлежит
к чувственно-пространственному миру (существование у Плато-
на — характеристика очень важная и подразумевает вечность,


неизменность, бессмертие). Миру сверхчувственных, неизменных
и вечных идей, который Платон называет просто «бытие»,
противостоит изменчивая и преходящая сфера чувственных вещей
(мир «становления»): здесь все только становится, непрерывно
возникает и уничтожается, но никогда не «есть». «...Нужно отвра-
титься всей душой ото всего становящегося: тогда способность
человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия...» '
Критикуя тех, кто «признает тела и бытие за одно и то же»,
Платон утверждает, что истинное бытие — «это некие умопостигае-
мые и бестелесные идеи». Идеи Платон называет «сущностями»;
греческое слово «сущность» (ousia) образовано от глагола «быть»
(einai) (так же, кстати, как и аналогичные понятия русского
языка «существовать», «сущее», «сущность»).

Таким образом, нематериальные сверхчувственные идеи, сог-
ласно Платону, составляют сущность чувственного мира, данного
нам в опыте. Вещи, по словам Платона, причастны идеям, и
только в силу этой причастности они существуют.

Вот ряд противоположных определений, характеризующих
у Платона мир бытия и сферу становления, то есть чувственный
мир:

бытие — становление,

вечное — временное,

покоящееся — движущееся,

бессмертное — смертное,

постигаемое разумом — воспринимаемое чувствами,

всегда себе тождественное — всегда иное,

неделимое — делимое.

Здесь легко заметить сходство с учением элеатов и пифаго-
рейцев. Но у Платона есть и существенное отличие от элеатов:
ведь идей много, а поэтому возникает вопрос, как обеспечить
их связь, единство самого мира идей? Не рассыпаются ли они
на множество изолированных сущностей?

Чтобы решить этот вопрос, Платон опять-таки обращается
к понятию единого, которое он толкует иначе, чем его предшест-
венники — элеаты. Единое, говорит Платон в диалоге «Парменид»,
само не есть бытие, оно — выше бытия и составляет условие
возможности бытия, то есть идей. Единое, по Платону, выше
всякого существования и всякой множественности, но без его
объединяющей силы невозможны и сами идеи, ибо невозможна
даже и множественность: ведь каждое из многих тоже есть
нечто одно, а значит, оно тем самым причастно единому. Это единое
Платон отождествляет с высшим благом, к которому все стремится
и через это получает свое собственное бытие. Само же высшее
благо — по ту сторону всякого бытия и, следовательно, недоступно
разуму, и о нем самом нельзя сказать ничего, кроме отрицаний,

1 Платон. Соч. В 3 т. М., 1971. Т. 3 (1). С. 326.


указывающих только, чем оно не является. У последователей
Платона для обозначения единого закрепился термин «тран-
сцендентное» («то, что по ту сторону»).

Давая идеалистическую трактовку бытия, Платон одновременно
осуществил следующий важный шаг в движении философии
от метафорического к понятийному мышлению. Чтобы объяснить
то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе
говоря, его понятие: то постоянное и устойчивое, инвариантное
в нем, что не дано чувственному восприятию. Платон многое
сделал для исследования природы понятия. К Платону вполне
можно отнести характеристику идеализма, данную В. И. Лениным:
«Философский идеализм есть только чепуха с точки зрения мате-
риализма грубого, простого, метафизичного. Наоборот, с точки зре-
ния диалектического материализма философский идеализм есть
одностороннее, преувеличенное... развитие (раздувание, распу-
хание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют,
оторванный от материи, от природы, обожествленный» '.







Date: 2015-05-05; view: 747; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию