Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Онтологизм античной классики





Освобождение от метафоричности мышления, характерной для
ранних натурфилософов, предполагало переход от знания, обре-
мененного чувственными образами, к знанию интеллектуальному,
оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого
перехода для греков было учение пифагорейцев (получивших
это имя от главы школы — Пифагора, жившего во второй половине
VI века до н. э.), которые считали началом всего сущего число, а
также учение элеатов — Ксенофана, Парменида, Зенона (конец
VI — начало V века до н. э.), вычленивших понятие бытия как
такового.

Согласно _Пщ^£е21_щгу> бытие — это то, что можно познать
только разумом, а не с помощью органов чувств; более того —
постижимость разумом — важнейшее определение бытия. Главное
открытие, которое легло в основу его понимания бытия,— это то,
что чувственному восприятию человека дано только изменчивое,
временное, текучее, непостоянное; а то, что неизменно, вечно,


тождественно себе, доступно только мышлению. Это свое открытие
Парменид выразил в форме афоризма: «Одно и то же есть мысль и
то, о чем мысль существует», или, иначе говоря, мышление и
бытие — это одно и то же. Пармениду принадлежит и еще один
афоризм: бытие есть, а небытия нет. Слова Парменида значат:
есть только невидимый, неосязаемый мир, называемый «бытие»;
и только бытие мыслимо. Выходит, по Пармениду, ничего из
того, что мы видим, слышим, осязаем, на самом деле не существует;
есть только невидимый, неосязаемый мир, ибо только он может
быть мыслим без противоречия.

Здесь в классической форме выразился рационалистический
характер древнегреческой философии, ее доверие к разуму: то,
чего нельзя без противоречия помыслить, не может и существовать.

Впервые именно школа элеатов с такой четкостью противопо-
ставила истинное бытие как нечто умопостигаемое чувственному
миру, противопоставила знание — мнению, то есть обычным, пов-
седневным представлениям. Это противопоставление чувственного
мира истинно существующему (миру «знания») проходило в
качестве лейтмотива через всю западную философию.

Согласно элеатам, бытие — это то, что всегда есть: оно так же
едино и неделимо, как мысль о нем, в противоположность множест-
венности и делимости всех вещей чувственного мира. Только то,
что в себе едино, может оставаться неизменным и неподвижным,
то есть тождественным. По мнению элеатов, мышление — это
и есть способность постигать единство, в то время как чувственному
восприятию открывается множественность, многообразие в вещах и
явлениях. Но это множество, открытое чувственному восприя-
тию,— множество разрозненных признаков.

Осознание природы мышления имело далеко идущие последст-
вия для раздумий древнегреческих философов. Не случайно у
Парменида, его ученика Зенона, а позднее — у Платона и в его
школе понятие единого оказывается в центре внимания, а об-
суждение соотношения единого и многого, единого и бытия стиму-
лирует развитие античной диалектики.







Date: 2015-05-05; view: 646; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию