Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Космологизм ранней греческой философии
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность при- роды, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (VI век до н. э.), несколько позднее — пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называ- ли — «физиками», от греческого слова physis — природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией было существенное различие. _Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а фило- софия спрашивала, из чего оно произошло. В «Теогонии» Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (под- земное царство) и Эрос — любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все прои- зошло. У Фалеса это — вода, у Анаксимена — воздух, у Герак- лита (ок. 544—483 годы до н. э.) — огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает совре- менная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому
вода или огонь здесь — это своего рода метафоры, они имеют и пря- мое, и переносное, символическое значение.
Уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объек- тивизм и онтологизм древней философии (термин «онтология» в переводе с греческого языка означает «учение о бытии»). Ее центральный мотив — выяснить, что действительно есть, то есть пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляю- щиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от характерных для мифологии персонификаций, а тем самым от образа «порож- дения». На место мифологического порождения у философов становится причина. "—
Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихий- ная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непре- рывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождест- венное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалек- тика у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случай- но Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия — самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако диалек- тика натурфилософов, как и все их мышление, еще не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка поня- тий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.
Date: 2015-05-05; view: 1070; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|