Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Китае





Общность генезиса не исключает своеобразия путей формиро-
вания систематизированного философского знания в различных
очагах древней цивилизации.

В Индии этот путь пролегал через оппозицию брахманизму,
ассимилировавшему племенные верования и обычаи, сохранив-
шему значительную часть ведического ритуала, зафиксированного


в четырех самхитах, или Ведах («веда» — знание),—сборниках
гимнов в честь богов. Каждая веда позднее обросла брахманом,
то есть описанием, комментарием, а еще позже — араньяками
(«лесные книги», предназначенные для отшельников) и, наконец,
упанишадами (от словосочетания «сидеть около ног учителя»).
Весь корпус ведических текстов считался шрути, то есть священ-
ным откровением. Истинными знатоками и толкователями веди-
ческой мудрости выступали представители высшей касты — брах-
маны. Однако ломка племенных отношений, кризис родовой
морали поколебали незыблемость авторитета жрецов, безуслов-
ность предписываемого ими ритуала. Первыми «еретиками»,
осмелившимися поставить под сомнение всевластие брахманов
и обрядовую рутину, стали аскеты-проповедники. Их называли
шраманами, то есть «совершающими усилия». То были усилия
не только аскетического порядка, но и интеллектуального, направ-
ленные на осмысление предписаний ведийской религии.

VI— V века до н. э. были отмечены распространением множества
критических в отношении брахманизма течений. Главными из них
были адживика (натуралистическо-фаталистическое учение),
джайнизм и буддизм. На базе шраманских школ выросли и раз-
вились позже основные философские системы Индии. Первыми
свидетельствами самостоятельного систематического изложения
индийской философии явились сутры (изречения, афоризмы),
датировка которых колеблется от VII—VI веков до н. э. до первых
веков н. э. Отныне вплоть до нового времени индийская фило-
софия развивалась практически исключительно в русле шести
классических систем — даршан (веданта, санкхья, йога, ньяя, вай-
шешика, миманса), ориентировавшихся на авторитет Вед и неорто-
доксальных течений: материалистической чарвака, или локаята,
джайнизма и буддизма.

Во многом аналогичным было становление древнекитайской
философии. Здесь также ломка традиционных общинных отно-
шений, вызванная экономическим прогрессом, появлением денег и
частной собственности, рост научных знаний, в первую очередь в
области астрономии, математики и медицины, создали благоприят-
ную почву для духовных перемен. Примечательно, что и в Китае
первыми «оппозиционерами» выступали аскетствовавшие бродя-
чие мудрецы, подготовившие в эпоху «Чжань го» («борющихся
царств») наступление «золотого века» китайской философии. Хотя
отдельные философские идеи можно обнаружить в еще более
древних памятниках культуры, каковыми в Индии были Упани-
шады и отчасти Ригведа, а в Китае — «Ши цзин» («Канон сти-
хов») и «И цзин» («Книга перемен»), философские школы и в том
и другом регионе складываются приблизительно в VI веке до
н. э. Причем в обоих ареалах философия, достаточно длитель-
ное время развивавшаяся анонимно, отныне становится автор-
ской, будучи связанной с именами Гаутамы Шакьямуни-Будды,


основателей джайнизма — Махавиры, адживики — Макхали Го-
сала, первого китайского философа — Конфуция, даосского муд-
реца — Лао-цзы и т. д.

Если в Индии многочисленные философские школы так или
иначе соотносились с ведизмом, то в Китае — с конфуциан-
ской ортодоксией. Правда, в Индии размежевание на отдельные
школы не привело к официальному признанию приоритета какого-
либо одного из философских направлений, в то время как в Китае
конфуцианство во II веке до н. э. добилось официального статуса
государственной.идеологии, сумев сохранить его до нового време-
ни. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными в соперни-
честве «ста школ» были даосизм, моизм и легизм.







Date: 2015-05-05; view: 588; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию