Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бытие и не-бытие: их сущность и взаимосвязь
Что волновало древних философов Востока, размышления над какими проблемами вызывали в их среде не только дискуссии, полемику, но и ожесточенную борьбу? Видимо, те самые вопросы, которые остаются вечными, ибо пока жив на земле мыслящий чело- век, он неизменно будет вопрошать, что есть этот мир и каков смысл его собственного существования в нем.
Мифологическая картина мироздания, представлявшая собой бессознательно-художественную переработку фантазий природы и общественных форм, не различала реальное от иллюзорного, не выделяла человека из окружающего мира, а, напротив, одушев- ляла последний, очеловечивая его. Самые древние мифы описывают происхождение космоса не иначе как по аналогии с биологическим рождением. У индийцев то было брачное сочетание неба и земли. В воображении древних китайцев из бесформенного мрака роди- лись два духа, упорядочившие мир: мужской дух ян стал управ- лять небом, а женский инь — землей.
Пока человек сталкивался главным образом со злом как прояв- лением сил природы, он относил его исключительно за счет сверхъ- естественных, надприродных сил. Но когда носителем зла все чаще становились сами люди, инородцы и даже соплеменники, это заставило усомниться в традиционных представлениях. Чело- веческое страдание — в различных его проявлениях — было сти- мулом к раздумьям, поискам глубинных смыслов. Символична в этом смысле легенда о Будде. Сын царя индийского племени шакья жил в полном благополучии до тех пор, пока однажды, выехав за ворота дворца, не увидел калеку, старца, похоронную процессию и, наконец, монаха-аскета. Эти четыре встречи потрясли Гаутаму, ранее не знавшего, что в мире есть горе, побудили его покинуть дворец, начать жизнь аскета. Прозрение наступило после шести лет сомнений и поисков. Гаутама стал просветленным —
Буддой, поняв, что жизнь есть страдание, страдание имеет причины и существует путь к избавлению от страданий.
Неудовлетворенные мифологическим описанием происхожде- ния мира, древние мыслители, подобно одному из мудрецов Упа- нишад Удалаке, начали задаваться вопросом: «Как же могло это быть? Как из не-сущего родилось сущее?» — и отвечали: «Нет, в начале... (все) это было Сущим, одним без второго. И где еще мог бы быть его (тела) корень, как не в пище?.. Если пища — росток, ищи корень в жаре. Если жар — росток, ищи корень в Сущем. Все эти творения имеют корень в Сущем, прибежище в Сущем, опору в Сущем» '. Таким образом, философы, отказы- ваясь от мифологического объяснения «порождения», утверждали «причинность» возникновения мира.
В Индии очень рано отмечено различение истинного бытия от мира явленного. Уже в гимнах Ригведы, в частности в «Наса- диясукте», истинное бытие — сат — описывается как соответст- вующее законам, упорядочивающим мировой хаос и преобразую- щим его в космос. He-бытие же — асат — выступает воплощением сил, дезорганизирующих космос. Позднее в «Кена-упанишаде» о сущем, именуемом Брахманом, говорится, что оно есть «иное, чем познанное, а также выше познанного». Чувства и разум при- знаются способными зафиксировать лишь конкретные проявления сущего, но не постичь его самого.
Предфилософия Вед и Упанишад получила дальнейшее разви- тие в эпической поэме «Махабхарата», содержащей ряд текстов философского содержания. В «Бхагавадгите» — религиозно-фило- софском наставлении Кришны (земное воплощение бога Вишну) Арджуне — эпическому герою — в момент перед началом битвы двух враждующих кланов, в драматические минуты, когда перед героем встает во всей беспощадной обнаженности вопрос о жизни и смерти, о смысле и сути бытия, Кришна объясняет Арджуне различие между истинным бытием и земным миром. Первое есть Высший Брахман — «бытие, погруженное в вечность», нерож- денное и нетленное, пронизывающее этот мир и в то же время на- ходящееся за его пределами («запределен, в тайной сути своей не проявлен»). Брахман — это то единое, что есть одновре- менно сущее и не-сущее, он не причастен к миру природных,
преходящих форм:
То, чем весь этот мир пронизан, разрушению, знай, неподвластно;
Лишь тела эти, знай, преходящи Воплощенного; Он же — вечен. Не погибнет Он, неизмеримый: потому — сражайся без страха! 2
1 Чхандогья-упанишада. VI. 2, 2 и 8, 4.
2 Бхагавадгита. Гл. П. Шлоки 17, 18//Семенцов В. С. Бхагавадгита в традиции и современной научной критике. М., 1985.
Сущее именуется то Брахманом, то Лтманом, при этом первый часто служит выражением объективного его аспекта (бог, везде- сущий дух, единое), а второй — субъективного (душа).
В классической китайской философии, по мнению многих синологов, понятие бытия, как такового, вообще отсутствует. Вни- мание первых китайских философов было сосредоточено не столько на анализе субстанции вещей, сколько на их ценностном отноше- нии, нормативной иерархии. Правда, последователи Лао-цзы (VI—V века до н. э.) —даосы под иероглифом «ю» (дословно «иметься», «наличествовать») и «у» (дословно «нет», «не имеет- ся»), видимо, различали существование вещей, «наличное бытие», от несуществования, «небытия». К разряду последнего отно- силось дао (дословно «путь»), понимаемое как сверхбытие, великое единое, предельная реальность. Дао — вечно и безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в движении, оно «праотец всего сущего», «нахождение дао в мире подобно великому стоку, куда все сущее в мире вливается подобно гор- ным ручьям, стекающим к рекам и морям». «Все сущее в мире рождается из бытия. А бытие рождается из не-бытия».
Можно полагать, что, утверждая: явленное дао «не есть посто- янное дао» (именно этими словами начинается знаменитый даос- ский памятник IV —III веков до н. э. «Дао-дэ цзин» (см. чжан 32) ', китайские мыслители подчеркивали различие между истин- ным бытием и феноменальным. Но это различение не восприни- малось ими как оппозиция единого множественному, как свиде- тельство иллюзорности мира чувственно воспринимаемых вещей. Дао, отличаясь от вещного мира, имеет в то же время сущностное с ним единство: «Нет такого места, где бы не находилось дао» (см. чжан 34). Видный представитель даосизма Чжуан-цзы (ок. 369 — 286 годы до н. э.), называя вещью все, что имеет «форму, облик, звучание и цвет», говорит о дао, что оно «вещит вещи» и потому «не отграничено от вещей». Не признавая оппозиции явленного и сокрытого, философия дао представляла опытный мир символическим отражением реальности. Отсюда задача познания виделась в раскрытии символики, раскрытии, возможном не путем построения разумом логических конструкций, а посредством «странствия» в дао-потоке: «Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не идет (то есть не ищет знаний.— Авт.), но познает [все]» (чжан 47) —так выражена в «Дао- дэ цзине» общая мистическая установка даосизма.
Философы древности не просто констатировали существование первоначала, но пытались отыскать ему аргументированное дока- зательство, выявить его субстрат и даже структуру. Естественно, делали они это по-разному, выводы их отличались не только
Здесь и далее Дао-дэ цзин цит. по кн.: Дао и даосизм в Китае. М., 1982.
отсутствием единообразия, но и были зачастую взаимоисключаю- щими. Так, продолжив теистическую тенденцию Упанишад, ведан- тисты отстаивали монистическую модель, в соответствии с кото- рой Брахман — идеальное Единое, причина мира. Санхьяики и йогины склонялись к дуализму: они признавали непроявленное пракрити, обладающее не поддающимися определению элемента- ми — гунами. Последние условно можно соотнести с такими свой- ствами, как стабильность, активность и инерция. Через проявление гун мыслилось развертывание единого в многообразии мира. В то же время индийские дуалисты наряду с реальностью по сути материального пракрити признавали в качестве независимого пер- воначала психические элементы — пурушу, некий чистый субъект.
Локаятики, или чарваки,— индийские материалисты — ут- верждали, что первоначалу присущи четыре «великие сути»: земля, вода, воздух и огонь. Представители ньяя и особенно вай- шешики относились к числу древних атомистов. Атомы вайшеши- ков отличались чувственной конкретностью. Они имели вкус, цвет, запах, температуру, но в то же время были единообразны по форме и величине. Вайшешики усматривали причину существую- щего мира не в движении атомов, как это утверждали грече- ские атомисты, а считали, что атомы создают моральный образ мира, реализуя моральный закон — дхарму.
Наряду с идеализмом, дуализмом, материализмом и атомисти- ческим плюрализмом в древнеиндийской философии имела нема- лое влияние так называемая негативная онтология буддистов. Со- гласно легенде, когда Будде задали вопросы: безначален ли мир или имеет начало, конечен ли он или бесконечен, какова природа абсолюта, в одних случаях ответа вообще не последовало, в дру- гих же он гласил, что вопросы эти пусты. Такую реакцию иногда оценивают как неспособность Будды к философствованию или как свидетельство его агностицизма. Но существует и иное^, более справедливое суждение: позиция буддизма была «срединной» в том смысле, что согласно ей Вселенная представлялась «бесконечным процессом отдельных элементов материи и духа, появляющихся и исчезающих, без реальных личностей и без постоянной субстан- ции...» '.
Date: 2015-05-05; view: 639; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|