Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия и наука: родство и различие функций





Научно-философское мировоззрение выполняет ряд познава-
тельных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими
важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез
всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей,
связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже
шла речь, теоретическая масштабность философского разума поз-
воляет ему осуществлять также эвристические функции прогноза,


формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития,
а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще
не проработанных специально-научными методами.

На основе общих принципов рационального миропонимания
философская мысль группирует житейские, практические наблю-
дения различных явлений, формулирует общие предположения
об их природе и возможных способах познания. Используя опыт
понимания, накопленный в иных областях познания, практики
(перенос опыта), она создает философские «эскизы» тех или иных
природных или общественных реалий, подготавливая их после-
дующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется
умозрительное продумывание принципиально допустимого, логи-
чески, теоретически возможного. Познавательная сила таких
«эскизов» тем больше, чем более зрелым является научно-фило-
софское понимание. В результате «выбраковки» вариантов, мало-
правдоподобных или вовсе противоречащих опыту рационального
познания, могут быть в принципе отобраны (селекция), получить
философское обоснование наиболее разумные допущения.

Функция «интеллектуальной разведки» служит и заполнению
познавательных пробелов, возникающих постоянно в связи с не-
полнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений,
наличием «белых пятен» в познавательной картине мира. Конечно,
в конкретно-научном плане эти пробелы предстоит заполнить
специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осущест-
вляется в той или иной общей системе миропонимания. Фило-
софия заполняет их силой логического мышления. Схему опыта
должна сначала набросать мысль, пояснял Кант.

Уж так устроен человек, что его не удовлетворяют плохо
связанные между собой фрагменты знаний; у него сильна по-
требность в целостном, не разорванном понимании мира как
связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо
лучше, когда осознано его место в целостной картине. Для
частных наук, занятых каждая своей областью исследования
с присущими ей методами, это невыполнимая задача. Философия
же вносит весомый «клад в ее решение, способствуя правильной
постановке проблем.

Интеграция, универсальный синтез знаний сопряжены также
с разрешением характерных трудностей, противоречий, возника-
ющих на границах различных областей, уровней, разделов науки
при их «стыковке», согласовании. Речь идет о всевозможных
парадоксах, апориях (логических затруднениях), антиномиях
(противоречиях в логически доказуемых положениях), познава-
тельных дилеммах, кризисных ситуациях в науке, в осмыслении
и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма
существенная роль. В конечном счете такие затруднения связаны
с проблемами соотнесения мысли (языка) и реальности, то есть
принадлежат к извечно философской проблематике.


Кроме задач, родственных науке, философия выполняет и
особые, лишь ей присущие функции: уяснение самых общих
оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама
себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет,
не обосновывает.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления,
нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о прин-
ципах его «устройства», общих закономерностях и т. д. Однако
сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных
науках используется универсальный мыслительный инструмента-
рий (категории, принципы, различные методы познания). Но уче-
ные специально не занимаются разработкой, систематизацией,
осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоз-
зренческие и теоретико-познавательные
основания науки изучают-
ся, отрабатываются в сфере философии. Наконец, наука не обос-
новывает сама себя и в ценностном отношении. Зададимся
вопросом, можно ли отнести науку к положительным, полезным
или же отрицательным, вредным для людей явлениям? Одно-
значный ответ дать трудно, ибо наука — что нож, который в руках
хирурга-целителя творит добро, а в руках убийцы — страшное
зло. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном
обосновании, она не может служить универсальным духовным
ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных
оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще
решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит
философский характер. Как отмечал Ф. Энгельс, «важнейшее
прямое действие на философию оказывают политические, юриди-
ческие, моральные отражения» '. Конечно, для научно-философ-
ского мировоззрения очень важна опора на науку. Однако уясне-
ние основополагающих принципов человеческой жизни предпола-
гает обращение не только к науке. Философия призвана осмыс-
лить весь сложный комплекс общественно-исторического бытия
людей. Но как соотносится то и другое?







Date: 2015-05-05; view: 1016; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию