Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Моторика в детском возрасте
Мы рассмотрим те исследования, в которых изучались дети или (в некоторых случаях) сравнивались дети и взрослые. Различия между мужчинами и женщинами в особенностях моторного поведения начал изучать Г. Гейманс. В своих исследованиях он обнаружил, что мальчиков считают более подвижными («с трудом могут сидеть смирно») и предпочитающими активные игры (однако это было справедливо лишь для гимназий, в реальных же училищах таких различий между мальчиками и девочками не было). В свою очередь, девочки-гимназистки характеризовались спокойным поведением (имеется в виду характеристика именно моторики, а не эмоциональности). Взрослые же женщины, по мнению испытуемых, подвижны и деятельны более, Моторика в детском возрасте 105 чем мужчины, часто жестикулируют, вскакивают с места, ходят по комнате. Помимо этого, по мнению экспертов мужского пола, мужчины значительно чаще женщин любят заниматься спортом (имелись в виду прогулки, езда на велосипеде, бег на коньках, игра в кегли, бильярд, охота и т. д.), но эксперты-женщины считали, что мужчины и женщины любят спортивные занятия в равной степени. Других данных о моторике в исследованиях Гейманса нет. Как можно прокомментировать эти данные? В гимназиях наблюдалась типичная картина — поведение и мальчиков и девочек полностью соответствовало гендерному стереотипу. Но вот в реальных училищах мы видим отклонение от стереотипа. Возможно, в этих училищах уже встречались девочки, которые не любили спокойные игры и были не менее подвижны, чем мальчики. Запомним этот результат — он свидетельствует о наличии по крайней мере двух типов испытуемых: гендерно-типичных и гендерно-атипичных девочек и мальчиков. Главной характеристикой моторики взрослых женщин оказалась их более высокая, чем у мужчин, эмоциональность. Кроме того, в данных Гейманса имеется важная особенность, которая часто будет встречаться в более поздних гендерных исследованиях: это несовпадение ауто- и гетеростереотипов (т. е. мнений о поведении представителей своего и противоположного пола). Теперь рассмотрим данные исследований моторики двух полов, приведенные в обзоре Э. Маккоби и К. Жаклин (Maccoby, Jacklin, 1978). В исследованиях Бейс-венгера, а также Экерта изучалась моторика детей (в первом случае им было 2-4 года, а во втором — 3-4 года): они решали моторные задачи в ответ на визуальные и аудиторные стимулы. Было установлено, что в этом возрасте половых различий в моторике нет. В исследовании Вери измерялись скорость и точность зрительно-моторных реакций у взрослых испытуемых (18-21 год), решавших различные моторные задач. Исследование показало, что женщины превосходят мужчин по этим показателям. Однако приведенные результаты не позволяют считать, что половые различия в моторике возникают только во взрослые годы. Во-первых, эти данные относятся к разным проявлениям моторики, и, во-вторых, они противоречат данным Б. Г. Ананьева (1968) о более быстрых реакциях мужчин по сравнению с женщинами. В целом, очевидно, что более соответствуют истине факты, приводимые Е. П. Ильиным (2002): о преимуществе мальчиков в двигательной активности и их большей потребности в движении и о более раннем созревании моторики у девочек. Е. А. Аркин приводит экспериментальные данные (в том числе и собственные) о половых различиях в мышечной усталости, или выносливости-утомляемости при выполнении нетяжелой работы. В 4-5 лет девочки демонстрировали меньшую утомляемость, чем мальчики. Превосходство же в силе мышц (измерения делались с помощью динамометра) у мальчиков наблюдалось уже в 6 с половиной лет и сохранялось и во взрослости. Исследование Е. А. Аркина (1927) Испытуемые: здоровые дети обоего пола 4-5 лет. Залание: поднять с пола через короткие равномерные промежутки на одну и ту же высоту (около 1 м) предмет одной и той же тяжести (600 г). \ 106 Глава 4. Психомоторика Результаты: мальчики вначале выполняли задание с большим подъемом, чем девочки, однако после 10 повторений проявляли признаки усталости и к 16-му разу оказывались не способны продолжать работу; девочки же были более устойчивыми к утомлению и достигали максимума при 26-м повторении задания. Обратимся к другим экспериментальным фактам из книги Б. Г. Ананьева. Интересно исследование моторного поведения, проведенное А. В. Ярмоленко (1929). Мальчики всех возрастов (имеются в виду лишь те периоды, которые изучала А. В. Ярмоленко) ходили быстрее девочек. Хватательные же движения вплоть до 15 лет (когда мальчики догоняли девочек) быстрее осуществляли девочки. Date: 2015-05-04; view: 502; Нарушение авторских прав |